Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы менеджмента: средства и методы управления






Механизм управления — это совоку п ность средств и методов управления, определяющая возможность целенаправленного движения системы управления.

Средства управления - рычаги, инструменты механизма управления, которые представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования)

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Применение методов основано на мотивации человека, на удовлетворении его потребностей. Потребности порождают интересы(личные, коллективные, общенародные), которыми и следует управлять. В связи с этим методы управления классифицируют по содержанию воздействия на административные, экономические, социально-психологические методы.

Административные методыуправления – система прямого административного воздействия на подчиненных, осуществляемых управленческими органами или отдельными руководителями в пределах своих полномочий.

Выделяют:

1. Методы организационного воздействия, к которым относят:.

1.1. организационное регламентирование. Регламентация – определение четких границ действия организации в целом, отдельного подразделения и исполнителя. (например, устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание предприятия, организация рабочего места)

1.2. Организационное нормирование предусматривает разработку нормативов, определяющих границы технических, технологических и организационно-экономических решений в процессе производственной деятельности. (например, нормы выработки, расхода топлива, нормативы собственных оборотных средств, штатные нормативы).

1.3. Организационное инструктирование предназначено для обеспечения единства и согласованности действий исполнителей. Его цель – помочь в организации работы и выполнению заданий. (например, правила техники безопасности, инструкции по эксплуатации компьютерной техники, наставления методического характера).

2. Методыраспорядительного воздействия

К ним относят: 1. приказ – основной вид распорядительной документации, издаваемый директором, 2. распоряжение – требования к подчиненным по решению отдельных вопросов. Одной из форм является наряд. 3. указание направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Их дают руководители всех рангов, но чаще руководители технического уровня(низового уровня).

Экономические методыуправления являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.

Основные экономические методы:

1. Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любой организации, которая имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Научной основой и методологическим инструментом планирования является прогнозирование.

2. Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков. Самофинансирование позволяет вести расширенное воспроизводство и развить предприятие за счет собственной прибыли.

3. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Используя, должностные оклады, дополнительную з/п, вознаграждение, премии, руководитель может регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье " заработная плата"

4. Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Экономические отношения, складывающиеся в сфере обмена, образуют рынок труда, который представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

5. Ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.

6. Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путем их предъявления к оплате или продажи. Виды ценных бумаг: * акция -свидетельствует о внесении пая в акционерный капитал организации и дает право на получение части прибыли в форме дивидендов. * облигация - ц. б. на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде %, а в случае продажи – получение денежной компенсации. * вексель – долговой документ, отражающий денежное обязательство одного лица другому. * кредитная карточка – заменитель денег, дающий право на приобретение товаров и услуг.

7. Налоговая система экономический механизм пополнения государственной казны путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она определяется государством, являясь внешним рычагом воздействия на организацию.

Социально-психологические методыуправления - это способы осуществления управленческих воздействий на управляемый объект, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Основные задачи – формирование здорового коллектива, определение лидеров и статуса членов коллектива, устранение негативных социальных явлений. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы управления

1. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов(снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма). Форма социального планирования – план социального развития организации.

2. Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом. К ним относят: * Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. * Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария, затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. * Социометрический метод необходим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми. * Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые часто обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях. * Собеседование - распространенный метод, используемый при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях.

3. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

4. Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных нормативов. Мораль м. б. государственной, общественной, корпоративной, личной. 5. Партнерство - заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей, в где они выступают как равноправные члены. Формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям, семейные, интимные. 6. Соревнование форма общественных отношений, проявляющееся в стремлении людей к успеху и самоутверждению.

Психологические методы управления направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Их особенность - обращаются к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

К ним относят: 1. Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по, формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия.

2. Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

3. Темперамент позволяет определить назначение и место работника в коллективе, распределение управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Выделяют экстравертов и интравертов.

4. Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, характерных для его поведения.

5. Интеллектуальные способности, характеризуют возможности мышления, понимания, сознания человека. Необходимы для определения профориентации, планирования служебной карьеры.

Способы психологического воздействия: Внушение. Убеждение. Подражание. Побуждение. Принуждение. Осуждение. Похвала. Просьба. Совет.

3. Функции управления: сущность, классификация,

содержание функции управления

Функции управления – это обособленные специфические виды деятельности, обладающие единством цели и общностью решаемых задач.

Каждая функция управления характеризуется определенным содержанием, механизмом ее существования и структуры, в рамках которых происходит обособление. Содержание функций определяет комплекс действий, осуществляемый в рамках данной функции. Механизм ее существования определяет логическую последовательность осуществляемых действий. Структура функций определяет связи между действиями, составляющими данную функцию.

С изменением масштаба и типа производства функции управления остаются те же, меняется лишь объем и система работ по их выполнению.

Анри Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению предприятием. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Он понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций.

Основная классификация функции управления: основные (общие) и конкретные (специальные, специфические) функции управления.

Основные функции управления:

1. Функция планирования. С помощью которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях.

В рамках данной функции осуществляются следующие действия: установление целей и задач; разработка стратегии; определение ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до исполнителей.

Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации: 1. Стратегическое планирование (высший уровень). Главная задача - определить, как организация будет себя вести в перспективе своей рыночной нише.

2. Тактическое планирование(средний уровень). Определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

3. Оперативное планирование(нижний уровень). Это основа планирования, где стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется бизнес-планом (общим, генеральным планом) функционирования организации.

2. Функцияорганизация, задачей которой является формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым(персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др) для его нормальной работы.

Из множества значений термина " организация" в смысле управленческой функции чаще всего используются: 1) организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом; 2) организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

3. Функция мотивация, имеющая целью активизировать работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование работающих, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их развития.

4. Функция контроля, означает процесс соизмерения(сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Инструментарий выполнения функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Функция контроля выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Виды контроля: 1. Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основное средство осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. 2. Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего его объект — сотрудники, исполнитель - их непосредственный начальник. 3. Заключительный контроль. Цель - помочь предотвратить ошибки в будущем.

5. Координация — центральная Ф.у., обеспечивающая ее бесперебойность и непрерывность. Главная задача – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей(коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы.

6. Функция регулирования. Основное назначение – обеспечение равномерного развития всех основных элементов производства и управления в соответствии с заданными целями, обозначенными в функции планирования.

7. Функция учета. Осуществляется на основе итогов управленческого цикла, когда завершено выполнение производственной программы или конкретной задачи. В практике деятельности организаций различают следующие формы учета: 1. Оперативный учет - это наиболее распространенный и массовый вид учета. Его назначение - оперативное получение данных за сравнительно короткий отрезок времени. Он позволяет получать сведения о ходе выполнения производственной программы до окончания управленческого цикла. 2. Бухгалтерский учет отражает и регистрирует обобщенные данные за сравнительно большой отрезок времени. В нем отражаются обоснованные и взаимосвязанные производственно - хозяйственные явления на предприятии. 3. Статистический учет используется для изучения социально - экономических явлений в организации. Он позволяет группировать данные об однородных процессах, делать обобщения, необходимые для планирования производства, вскрывать резервы роста.

4. Лидерство в менеджменте

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

Лидерство - это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Теория менеджмента признает, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: · видение ситуации в целом; · способность к коммуникациям; · доверие сотрудников; · гибкость при принятии решений.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения начальник – подчиненный ”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями лидер – последователь.

В теории получили признание три концепции лидерства:

1. Теория лидерских качеств, более известная в науке как «теория великих людей», утверждает, что лучшие лидеры обладают определенным набором личных качеств.

2. Концепция лидерского поведения утверждает, что эффективность лидера определяется его манерой поведения и стилем руководства.

3. Концепция ситуационного лидерства базируется на необходимости сочетания лидерских качеств и поведения, в зависимости от конкретной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.