Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследие и преемственность






Как видим, Средневековье не является «темным», бесплодным периодом в об­ласти философского мышления.

Несмотря на то, что философия выступала в роли служан­ки теологии, противоречивость, «двумирность», двойствен­ность этого мировоззренческого периода принесли много цен­ного и стимулирующего - как в рамках церковной ортодоксии, так и оппозиционных еретических течений и направлений.

Какие же идеи западноевропейской средневековой фило­софии послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения и Нового времени? Назовем лишь некото­рые из них, предоставляя читателю творческое право обнару­жить и другие.

Во-первых, спор между сторонниками номинализма и реализ­ма сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования.

Во-вторых, номинализм, считающий, что. реально сущест­вуют только единичные вещи, а общие понятия - лишь резуль­тат абстрагирования, проявлял большой интерес ко всем дета­лям эмпирического мира. Отсюда его ориентация на опыт и эксперимент. Эту традицию впоследствии продолжают мате­риалисты эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Л. да Винчи) и английские философы эмпирического направления (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

В-третьих, представители реализма и крайнего номинализ­ма заложили основы субъективистского толкования человече­ского разума. На эту позицию в дальнейшем опираются субъ­ективные идеалисты XVII - XVIII вв. (Дж. Беркли, Д. Юм).1[1]

В-четвертых, философия Средневековья «открыла» само­сознание как особую субъективную реальность, причем более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действи­тельность. Тем самым в эпоху Средневековья оформилось фи­лософское понятие «Я». Оно стало отправным пунктом в фило­софии рационализма Нового времени (Р. Декарт).

В-пятых, средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения ее высшему духовному началу. От­бросив аскетизм христианской этики, традицию духовности человека продолжает одно из направлений гуманизма эпохи Воз­рождения (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.).

В-шестых, эсхатологическая установка средневекового мышления приковывала внимание к постижению смысла исто­рии. Возникла герменевтика как специальный метод интерпрета­ции исторических текстов. В эпоху Возрождения интерес к истории и политике становится доминирующим, оформляется политическая философия гуманизма. Мыслители Нового времени успешно продолжают эту традицию (Ф. Бекон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.