Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Данные о дисциплине. Павлодарский государственный университет им






Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Кафедра истории

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

дисциплина История Казахстана

 

для всех специальностей

 

 

Павлодар

 

Лист утверждения Форма

к программе дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/11

для студентов

УТВЕРЖДАЮ

Деканфакультета истории и права

________________ Акишев А.А.

«___»___________ 20___г.

 

Составители: ст. преподаватель, к.и.н. ___________ Батталов К.К.

ст. преподаватель, магистр ____________ Алпысова Г.Н.

преподаватель, магистр____________ Маликов А.В.

 

Кафедра истории, археологии и этнологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

дисциплины История Казахстана

 

для всех специальностей

 

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «___» ____________ 200_г.

 

Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________ 200_г.

Протокол №___

Заведующий кафедрой ______________ Ерманов А.Ж.

 

Одобрена учебно-методическим советом факультета истории и права «___»______________ 200_г. Протокол № ___

 

Председатель УМС_________________________ Мошна Н.И.

 

 

Данные о преподавателях

Батталов К.К – кандидат исторических наук, ст.преподаватель.

Приемные часы _____________________№ ауд._______

Алпысова Г.Н.. – старший преподаватель.

Приемные часы _____________________№ ауд._______

Маликов Алексей Витальевич – преподаватель.

Приемные часы _____________________№ ауд._______

 

 

Данные о дисциплине

Название: История Казахстана.

Количество часов: 135 часов

Курс рассчитан на 1 семестр.

Форма контроля: экзамен.

Место проведения занятий: согласно расписанию, установленному диспетчерской службой.

 

лекции семинары СРСП СРС итого
    22, 5 67, 5  

Цели: формирование научного знания по истории Казахстана. Курс истории на конкретном историческом материале должен раскрыть процесс становления человеческого общества на современной территории Республики Казахстан, его развития, рассматривая исторические события объективно, во всех их противоречиях, во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов сопредельных стран.

- показать студентам основные этапы становления истории Казахстана;

- показать студентам основные этапы становления этноса на территории Казахстана;

- привить навыки источникового анализа;

- раскрыть закономерности исторического развития;

- знакомство студентов с современными научными исследованиями;

- усвоение необходимого фактического материала, выработка умения самостоятельного и объективного мышления;

- развитие навыков научной работы;

- знакомство с краткой историографией важнейших узловых проблем, уделяя внимание первоисточникам.

 

Тематический план Форма

дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/07

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план дисциплины Для студентов очной формы обучения
№ п/п   Наименование тем Количество часов
Лек. Практ. СРСП СРО
           
1. Введение        
2. Древнейшая история Казахстана        
3. Ранние государственные образования на территории Казахстана.        
4. Государства раннего средневековья (VI-X вв.). Государства развитого средневековья (XI - нач. XIII в.)        
5. Казахстан в период монгольского завоевания (ХШв.). Золотая Орда (1243-сер. XVb.).        
6. Образование казахской народности. Этноним «казак» (казах). Казахские жузы.       4, 5
7. Казахское ханство в XV - XVI вв. Казахское ханство в ХVII начале XVIII вв.        
8. Казахстан в первой четверти XVIII в.Казахстан и Россия в условиях нового времени.        
9. Начало эпохи колониализма в Казахстане. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XIX - начале XX в. Культура Казахстана (XVIII - начало XX вв.)        
10. Казахстан в 1917-1920 гг.НЭП в Казахстане и советское государственное строительство в крае        
11. Коллективизация сельского хозяйства - трагедия крестьянства Казахстана. Индустриализация: характер, темпы, масштабы.        
12. Социально-экономическое развитие Казахстана и Общ.-политическая ситуация накануне войны. Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.        
13. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.) Казахстан в годы «хрущёвской декады» (1953- 1964 гг.)     1, 5  
14. Казахстан во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. Политика «перестройки» в Казахстане (1985-91гг.)        
15. Казахстан на пути к независимости Государственное строительство РК        
  ИТОГО:     22, 5 67, 5

Содержание практических занятий

 

Тема № 1. Первобытное общество на территории Казахстана

1. Общая характеристика и периодизация первобытного общества.

2.Казахстан в эпоху палеолита. Памятники материальной культуры.

3. Казахстан в эпоху мезолита, неолита. Памятники материальной культуры.

4. Казахстан в эпоху бронзы. Памятники материальной культуры.

 

При рассмотрении данной темы обратите внимание на археологическую периодизацию первобытного общества. Покажите значение каменного века в жизни древнейшего человека. Памятники палеолита в Южном, Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Формы хозяйства и искусство древнейших насельников территории Казахстана. Особенности мезолита и неолита на территории Казахстана. Раскройте суть и понятие «неолитической революции». В чем заключается суть матриархата.

Дайте характеристику бронзового века, его особенности на территории Казахстана. Казахстанский очаг Андроновская культура, ее отличительные черты, периодизация. Памятники бронзы на территории Казахстана. Переход от пастушеского скотоводства к кочевому скотоводству. Патриархально-семейная община. Искусство и верования древнейшего человека.

Литература:

1. История Казахстана. А., 1996, т.1.

2. История Казахстана. Очерки. А., 1993.

3. Маргулан А. Древняя культура Центрального Казахстана. А., 1966.

4. Косарев М. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981.

5. Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. Караганда, 1991.

 

Тема № 2. Племенные союзы и раннеклассовые общества

1. Политическая история сакских племен. Особенности их хозяйственного и общественного развития.

2. Политическое и социально-экономическое устройство усуней.

3. Политическое и социально-экономическое устройство кангюй.

4. Политическое и социально-экономическое устройство хуннов.

 

Раскройте причины разложения первобытного общества. Обратите внимание на историко-экономические предпосылки образования племенных союзов на территории Евразии. Какие имеются письменные источники о древних племенах. Сакский племенной союз. Покажите взаимоотношение саков с соседними государствами древности. Борьба саков с войсками Дария I, Кира и завоевательными походами А.Македонского. Хозяйство, социальное устройство и быт саков. «Звериный стиль». Памятники эпохи бронзы на территории Казахстана.

Покажите роль хуннов в истории Казахстана. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая и военно-политическая организация. Взаимоотношения с соседями. Материальная и духовная культура, верования, искусство хуннов, усуней, кангюев. Караванная торговля и Великий шелковый путь.

Литература:

1. История Казахстана. А., 1996, т.1.

2. Акишев К.А.Древняя культура саков и усуней долины реки Или. А., 1963.

3. Акишев К.А. Искусство и мифология саков. А., 1989.

4. Миняев С.С. Сюнну. Исчезнувшие народы. М., 1996.

5. Акишев А.К. Курган Иссык. А., 1989.

6. Черников С. Загадка золотого кургана. М., 1965.

 

Тема № 3.Государства на территории Казахстана (VI-ХII)

1. Тюркский и Западно-Тюркский каганат.

2. Тюргешский каганат.

3. Карлукский каганат и государство огузов.

4. Государство Кимаков и Кипчаков

5. Государство Найманов и Кереитов.

6. Культура народов и племен Казахстана в 6-12 вв.

 

Обратите внимание на причины зарождения и развития феодальных отношений на территории Казахстана, их специфику. Древние тюрки, генезиз, начальные этапы истории. Образование древнетюркского государства. Значение древнетюркской империи в истории народов Центральной Азии.

По порядку опишите социально-этническую и политическую историю Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского, Огузского каганатов. Покажите значение государства Караханидов для дальнейшего развития феодальных институтов на территории Казахстана в период средневековья. Раскройте социально-классовую сущность института икты.

Кимако-Кыпчакская конфедерация и ее роль в сложении казахского народности. Экономические и политические связи кыпчаков со средней Азией и древнерусскими княжествами.

Дайте общую характеристику материальной и духовной культуры народов и племен, населявших территорию Казахстана в период средних веков. Аль-Фараби и его вклад в мировую науку. Ю.Баласаганский, М.Кашгарский, А.Яссави. Проникновение ислама на территорию Казахстана.

Литература:

1. История Казахстана. А., 1996, т.1.

2. История Казахстана. Очерки. А., 1993.

3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1992.

4. Гумилев Л. Древние тюрки. М., 1993

5. Казахстан в эпоху феодализма. А., 1981.

6. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А., 1989.

7. Кумеков Б.Е. Государство Кимаков в 9-11 вв. по арабским источникам. А., 1972.

8. Караев О. История Караханидского государства. Фрунзе, 1985.

9. Малов С. Памятники древнетюркской культуры. М., 1951.

 

Тема № 4. Казахстана в 12-15 вв.

1. Завоевательная политика Чингизхана. Социально-экономические последствия монгольских завоеваний.

2. Образование Золотой Орды и причины ее распада.

3. Белая Орда.

4. Моголистан и Ногайская Орда.

5. Ханство Абулхаира.

Раскройте характер и причины монгольских завоеваний. «Отрарская трагедия». Борьба народов Казахстана, Средней Азии с монгольскими завоевателями. Оборона Отрара, Сыгнака. Образование улусов Джучи, Угедея и Чагатая. Казахстан под владычеством монголов. Казахстан глазами европейских путешественников Плано Карпини (1245-47), Гильом Рубрук (1253-55), Марко Поло (1271-95). Политические и социально-экономические последствия монгольских завоеваний.

Покажите как была образована Золотая орда, какую территорию она занимала. Обратите внимание на этно-политическую структуру Золотой орды и ее государственно-административное устройство. Феодальные усобицы в монгольской империи и усиление сопротивления народов против монгольского ига. Выясните причины ослабления и распада Золотой орды.

Возвышение ханов левого крыла Золотоордынской империи. Политическая история Ак орды. Распад Чагатайского государства. Образование Моголистана. Обособление и укрепление Ногайской орды. Опишите подробно политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь данных государств. Раскройте значение этих государств для последующего развития Казахстана и их роль в образовании Казахского ханства.

Борьба двух династических линий за власть в Восточном Дешт и Кыпчаке. Образование государства Абулхаира. Этнический состав и границы государства Абулхаир-хана. Политическая история данного государства.

Литература:

1. История Казахстана. А., 1996, т.1.

2. История Казахстана. Очерки. А., 1993.

3. Тюрки в монгольской империи Чингисхана. А., 1984.

4. Кадырбаев А. Казахстан в эпоху Чингисхана и его приемников 13-14 вв. А., 1992.

5. Егоров В. Золотая орда: мифы и реальность. М., 1990.

6. Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

7. Ахмедов Б. Государство “Кочевых узбеков”. М., 1965.

8. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в сер.14-16 вв. А., 1972.

9. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1992.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.