Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документирование аудита




Результаты планирования, выполнения аудиторских процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете финансовых операций и фактов хозяйственной деятельности фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Рабочая документация — документы, полученные или подготовленные аудитором в ходе проведения аудита, содержащие сведения о выполненных аудиторских процедурах, полученных аудиторских доказательствах и выводах, сделанных по результатам проверки.Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную аудируемым лицом, но аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы составлены надлежащим образом. Единые требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудитора определены правилами аудиторской деятельности «Документирование аудита» [10].Рабочая документация является собственностью аудитора, если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Если же аудитор представляет аудиторскую организацию, то по окончании проверки он обязан сдать рабочую документацию на хранение в архив организации. Информация, содержащаяся в рабочей документации, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.Документация помогает аудитору в разработке плана, эффективном проведении аудита, осуществлении контроля и в оценке результатов проверки. К рабочей документации аудитора относятся: • сведения об организационной структуре субъекта предпринимательской деятельности; • выписки или копии документов, соглашений и протоколов, касающиеся вопросов аудита;. информация об особенностях финансово-хозяйственной деятельности и учета аудируемого лица;. стратегия и общий план проведения аудита; • копии писем или записок, характеризующих методы работы аудитора; • копии писем или записок, характеризующих существенные ошибки в работе внутреннего контроля; оценка риска внутреннего контроля; • анализ произведенных хозяйственных операций и сальдо по счетам; • анализ основных показателей и тенденций развития организации; • записи о характере, сроках и масштабе выполненных аудиторских процедур и их результатах; • список специалистов иного профиля, привлекавшихся для проверки отдельных вопросов по программе аудита; указание времени проведения проверки; • перечень процедур, выполненных другими аудиторами при аудите филиалов субъекта предпринимательской деятельности; • копии переписки с другими аудиторами и экспертами по вопросам аудита; • объяснения, пояснения, заявления, полученные от руководства проверяемого субъекта предпринимательской деятельности; • письменно оформленные выводы аудитора по основным вопросам проверки; • копии письменных сообщений собственникам имущества о нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых физическому или юридическому лицу либо государству причинен или мог быть причинен вред; • другие документы. Форма рабочей документации зависит от следующих факторов: • характера работы; • вида аудиторского заключения; • характера и сложности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; • характера и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемой организации; • необходимости анализа работы, ранее выполненной другими аудиторами и специалистами иного профиля; • приемов и способов контроля, используемых в процессе аудита.В состав рабочей документации могут быть включены различные документы в зависимости от вида аудиторской проверки. В то же время в ней в обязательном порядке должна быть представлена информация, необходимая для следующих целей: • планирования аудита; • составления аудиторского заключения по результатам аудита; • подтверждения того, что аудиторская проверка проведена в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими аудиторскую деятельность в Республике Беларусь; • контроля объема выполненных работ и анализа их эффективности.Аудиторская организация самостоятельно на основании профессионального суждения определяет форму и содержание рабочей документации. Так, результаты оценки рисков могут фиксироваться в отдельных рабочих документах или отражаться в рабочих документах, сопровождающих выполнение дальнейших аудиторских процедур.Форма и содержание рабочей документации зависят от характера, масштабов и сложности структуры аудируемого лица, его системы внутреннего контроля, наличия и полезности полученной от него информации, способов сбора аудиторских доказательств и конкретных методик проведения аудита.Например, рабочая документация, касающаяся функционирования сложных информационных систем, в которых инициируется, обрабатывается, отражается в учете, включается в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и передается большой объем информации о хозяйственных операциях в электронном виде, может включать блок-схемы, вопросники или выводы в табличной форме. При ограниченном применении информационных систем, а также в случае обработки небольшого объема операций достаточно документов, оформленных в повествовательной форме.Чем сложнее структура аудируемого лица и разнообразнее процедуры, выполняемые аудитором, тем больше объем составляемой рабочей документации. Однако он должен быть таким, чтобы аудитор, который не имел отношения к аудиту данного аудируемого лица, смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке) понять проделанную работу и оценить обоснованность сделанных выводов и принятых решений. Правилами аудиторской деятельности «Документирование аудита» определено, что при документировании выполняемых процедур аудиторская организация должна указывать их определенные характеристики: • при детальном тестировании — даты и номера отобранных для проверки документов; • для процедур, предусматривающих отбор документов, отражающих операции с суммами, превышающими определенное значение, — объем выполненных процедур и проверенную совокупность; • в случае осуществления систематической выборки из совокупности документов — начальный документ (точку отсчета) и интервал выборки; • при проведении опросов — даты опросов, имена и должности опрошенных работников; • для процедур наблюдения — процесс как объект наблюдения, время и место проведения наблюдения, имена и должности участвовавших лиц.Если аудитор выявил информацию, которая противоречит или не соответствует его профессиональному суждению по какому-либо существенному вопросу, то в рабочей документации необходимо отразить, чем вызвано данное противоречие, а также способы его разрешения.В соответствии с правилами аудиторской деятельности рабочая документация должна вестись на бумажных и (или) электронных носителях. При необходимости в пакет документации могут включаться выдержки или копии документов аудируемого лица. Дубликаты документов аудируемого лица и (или) аудиторской организации, изначально подготовленных на бумажных носителях, в составе рабочей документации также должны храниться на бумажных носителях. Это, в частности: • аудиторское заключение; • бухгалтерская (финансовая) отчетность; • письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита; • договор оказания аудиторских услуг; • акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита; • официальная переписка; • другие документы по усмотрению аудитора.В целях ускорения подготовки и проверки рабочей документации целесообразно использовать типовые формы документов (бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.), разработанные аудиторской организацией. Каждой форме должен присваиваться идентификационный номер, который в плане аудита проставляется возле соответствующей аудиторской процедуры. Стандартизация документирования облегчает аудиторам выполнение задания и одновременно позволяет контролировать результаты их работы.Не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения аудитор должен закончить составление рабочей документации, сгруппировав ее в папки (файлы), отдельные для каждой проверки. Нумерация папок осуществляется в соответствии с внутренним порядком.Рабочая документация должна храниться в аудиторской организации в течение не менее пяти лет, если иное не установлено законодательством. За ее сохранность и своевременность передачи в архив несет ответственность руководитель организации (аудитор — индивидуальный предприниматель) или лицо, им уполномоченное. Доступ к документации посторонних лиц, не связанных с данной проверкой, должен быть исключен. Выдана рабочей документации сотрудникам аудиторской организации возможна только при проведении последующего аудита или уточнении отдельных вопросов предыдущего аудита, но всегда — с разрешения руководителя аудиторской организации или лица, им уполномоченного.Изъятие рабочей документации у аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) производится исключительно уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.Таким образом, рабочая документация подтверждает факт проведения аудита, обеспечивает возможность осуществления внутреннего и внешнего контроля качества аудита, позволяет оптимизировать затраты труда и времени при проведении последующих аудитов данного аудируемого лица.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.