Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ольфакция и системология как часть невербальной коммуникации.






Роль запахов в жизни человека. Функции запахов в коммуникации. Символический и психофизиологический аспекты воздействия запаха на человека.

Мир вещей, одежды и украшений человека как средство коммуникации

ольфакция — науку о языке запахов, смыслах, передаваемых с их помощью, и роли запахов в коммуникации. Ольфакцию интересуют химическая и тепловая деятельность человеческого организма, влияющая на процесс коммуникации и речевого общения. Запахи играют важную роль, например, в коммуникации арабов. Кроме того, их изучает медицинская диагностика, по ним определяется поведение животных, не может существовать без этого направления и наука парфюмерия, а также современное имиджмейкерство, так как на образ человека, безусловно, всегда влияли сопровождающие его запахи.

Системология - науку о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации. Сюда он вводит язык украшений, язык одежды.

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция.

Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

Швейцарский психолог М.Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравяться.Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры каркндашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналыи сенаторы. Отвергают, как правило, астенизированные, уставшие люди.Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремяться к обеспеченности.Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и оранжевой гамме – в период обострения болезни.Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Важной деталью в одежде являются украшения.К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды. Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.Членский значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление.Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т.к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80(коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40(информации передается с помощью вербальных.Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно. Закройте глаза и спрячте руки, если вы не хотите, чтобы обнаружилась ваша неискренность, - к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда.

Ольфакторная коммуникация - обоняние, хемокоммуникация

Социальные знаки. Cсуществуют запахи богатства и бедности, города и села, профессиональные, половозрастные, маргинальные и т.д. Так, например, атмосфера торговли в престижных магазинах пропитана запахом дорогих духов и ароматизаторов. Запах дорогих сигар или сигарет, смешанный с дорогим парфюмом, в обеих культурах является символом благосостояния человека. Запах социальных низов связан с запахом мочи, фекалий, пота, нечистой одежды, перегара.

Эмоционально-ситуативные знаки (запахи, которые порождают положительные или отрицательные эмоции). Люди воспринимают запахи субъективно как приятные и неприятные. Ассоциативно определенный запах может быть связан с той или иной ситуацией в личной жизни. Это могут быть воспоминания о эмоционально окрашенных впечатлениях о праздниках, встречах с различными людьми, о жизненных эпизодах.

Субъективная символизация этапов жизни и значимых событий (запах болезни и больницы – например, запах касторки, нашатыря и проч., запах праздника – Новый год пахнет мандаринами; запах близкого человека - запах бензина ассоциируется с отцом-шофером; запах типографии, где работала мать; запах пирогов, которые пекла бабушка и проч.

Запахи в религиозных представлениях и ритуалах. Уже в древних культурах ароматические вещества использовались в процессе отправления религиозного культа. Запахи, являющиеся атрибутом богослужения, являются символами возвышения духа и очищения души, символами божественного: «… употребление ладана и других ароматов в церквах, распространенное с древнейших времен среди всех народов и во всех религиях, имеет целью пробудить, очистить и возвеселить наши чувства, сделав нас тем самым более способными к созерцанию»

Знаки «свой – чужой». Идентичнос ть. Запахи, ассоциируемые со своей культурой, и запахи, ассоциируемые с чужой культурой.Символизация чужой культуры через запахи (запах сандала – запах восточной культуры).

Знаки-запахи межкультурной коммуникации. Для русских запах родины ассоциируется с запахом степи, сырой земли, с национальной кухней. Это прежде всего аромат пирогов и наваристого русского борща и щей. В сознании современных болгар национальный запах – это запах болгарской розы, также аромат национальных блюд, включающих баранину, чеснок, запеченный перец, острые пряности и уксус. Нацональные запахи постепенно стираются в сознании людей. Остаются они единственно только в природе и в национальной кухне. Неслучайно запах “Макдональдса” за рубежом воспринимается нами как родной, знакомый и близкий нам запах.

Оценочные знаки (запахи и нормы этикета (лук, чеснок, пукнуть, бздеть -?, запах перегара, запах спиртного, изо рта воняет), вербальная оценка поведения другого через запахи). Неудачи в коммуникации, связанные с запахами, и презентация в речи коммуникативных ошибок. Ругательства, связанные с запахами – вонючий козел и проч. Оценка местонахождения через запахи: «Отыскивая себе жильё, я прежде всего забочусь о том, чтобы избежать тяжелого и зловонного воздуха. Пристрастие, которое я питаю к прекрасным городам Венеции и Парижу, ослабляется из-за острого запаха стоячей воды в Венеции и грязи в Париже»19. Оценочные знаки в болгарской культуре: запах чеснока, пота, кислого, дешевых сигарет и алкоголя. Выражая брезгливость по отношению к такому собеседнику, болгары говорят: «смрадливка, миризливец, пръч».

Целенаправленное использование знаков в коммуникации (произвести впечатление на делового партнера, на сексуального партнера, запахи в рекламе – уничтожение неприятных запахов, приятные запахи как значимые характеристики предлагаемых товаров – реклама чистящих средств (исчезновение неприятного запаха, приятный запах), реклама парфюмерии дамской и мужской, обыгрывание запахов в другой рекламе – «запах сплетен и скандалов» в рекламе журнала). «… из всех сенсорно двигательных модальностей, быть может, только запах в этом отношении не столь существен для человека… Между тем хорошо известно, что устранение неприятных запахов может снимать пространственные, и не только пространственные, барьеры между людьми. Например, при отсутствии плохих запахов люди могут подходить друг к другу на более короткие дистанции и дольше находиться рядом в одном помещении

Системология — область научно-практической деятельности, изучающая и использующая системность, организацию и самоорганизацию объектов, процессов и явлений в природе, науке, технике, обществе и психологии личности, включая новую для биофизики синергологию. Они определяют качество жизни человека и его самореализацию как вида. Системология является объектом, продуктом и инструментом методологии. Системология — это методология изучения, проектирования управления и использования природной системности мира и его базовых категорий. Универсальность методологии в системологии применима для оптимизации методологии частных научно-практических направлений. Доминирование технических направлений системологии объясняется технологичностью цивилизации, но происходит из системологии природы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.