Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивные теории коммуникации. Особенности когнитивного подхода к коммуникации






Особенности когнитивного подхода к коммуникации. Аудитория (реципиент) как объект когнитивных исследований. Инференциальная модель понимания как основа когнитивного подхода к коммуникации.

Теория значений Ч.Осгуда. Метод семантического дифференциала. Теория релевантности. Теория атрибуции. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Когнитивный – связанный с сознанием, мышлением (от лат. понимать).

Когнитивный подход к изучению коммуникации – исследование понимания при восприятии сообщения

Каждый человек воспринимает внешний мир, других людей сквозь призму созданной им познавательной системы.

Модель понимания:

1) Модель кодирования (семиотическая). Значение несут знаки

2) Инференциональная (когнитивная) модель

Значение не передаётся, а выводится реципиентом из анализа сообщений

3 аспекта в процессе понимании:

- выявление значения понятий в сообщении

- понимание намерений коммуникаторов

- понимание причин их понимания

Инференция — это когнитивная опера­ция, в процессе которой адресат, не обладающий информацией о процессе кодирования адресанта, восполняет смысл высказывания. К формальным инференциям можно отнести логическое следствие.

инференционная модель коммуникации главным инференционным механизмом считает дедуктивный принцип, в основе которого - «когнитивный опыт».

Теория значений Ч. Осгуда и метод семантического дифференциала

- разрабатывалась на стыке бихевиористского и когнитивного подходов.

Предполагает, что значения возникают при восприятии объектов и знаков объектов под влиянием внешних раздражителей.

Возникающие значения – внутренний ответ на внешний стимул.

Метод семантического дифференциала - метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. Он был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

- исследование реципиента в процессе коммуникации

- предназначен для измерения возникающих коннотаций (нашей субъективной интерпретации)

- основан на явлении синестезии (мышление по аналогии, когда за одни чувственные восприятия возникают под воздействием других)

- выявляет бессознательные ассоциативные связи между объектами или знаком и объектом в сознании людей

Семантическое пространство Осгуда:

+ исследовательская модель структуры индивидуального сознания

+ его измерения – характеристики значения знака (объекта), которые возникают при их восприятии человеком.

Измерение значения по трем независимым градуальным параметрам (0-3):

- оценки (шкала «хороший/плохой»),

- силы (шкала «сильный/слабый»)

- активности («активный/пассивный»), задающим дислокацию слова в некотором семантическом пространстве.

Процедура реализации методики:

· Формирование списка признаков

· Математическая обработка полученных данных

· Размещение в пространственном семантическом пространстве оцениваемых объектов, анализ получившегося распределения

Контент-анализ => коммуникатор

Метод семантического дифференциала => реципиент

С помощью семантического дифференциала исследуются:

- различие в оценке одного понятия различными испытуемыми

- различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым или группой

- различие в оценке одного понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разн. время

Теория релевантности ( Шпербер и Уилсон)

Базируется на инференциальной модели понимания

Формирование смысла проходит в 3 этапа:

+ семантизация

+ инференция (осмысление значения применительно к конкретному объекту)

+ импликация (восприятие смысла с учетом скрытого контекста)

Намерения (интенции) коммуникатора:

- информация (желание сказать)

- коммуникация (реализация данного желания)

Цель коммуникатора – воздействие на представление получателя

Сообщение должно быть релевантным (соответствующим ожиданиям)

Коммуникатор создает сообщение, учитывая данный конкретный момент, данное конкретное место, данный конкретный текст для данного конкретного получателя.

Эффективность коммуникации = максимизация релевантной информации

Теория атрибуции

Рассматривает способы объяснения людьми причин своего поведения

Выделяет несколько групп каузальных атрибуций (объяснения причин):

+ ситуационные

+личностные

+ способность сделать что-то

+ принадлежность к чему-либо

+ чувства

+ обязательства

Выбор каузальных атрибуций связан с рядом факторов:

- личностный фактор

- характер межличностных отношений

- цивилизационный фактор

Каждому человеку присущи:

· Априорные каузальные атрибуции (стереотипные установки)

· Фундаментальные ошибки атрибуции – практика объяснения своего личного поведения с позиции обстоятельств, а поведения других людей – их личными качествами

Локус контроля – доминирующая установка в выборе каузальных атрибуций

- внешний

- внутренний

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Когнитивный диссонанс — состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления.

Когнитивные элементы: установки, восприятия, знания.

Когнитивный диссонанс возникает, когда за элементом следует другой, не ожидаемый.

Редукция когнитивного диссонанса (способы его преодоления):

+ изменение одного или нескольких когнитивных элементов, поведения или установки

+ превращение элементов в менее важные

+ подключение консонансной информации

+ другая трактовка информации

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.