Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циркулярная и трансакционная модели описания коммуникации.






Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели.

Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предло жена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В действительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями. Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).

Данная модель наглядно демонстрирует, что при обмене сообщениями «источник» и «получатель» поочередно меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается в диалог.

Особое внимание авторы модели обращали на проблему интерпретации сообщения. Если механистические, линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения. Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффективной (результативной) можно лишь посредством механизма «обратной связи».

Трансакционная модель коммуникаций. Данный
подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в
контакты с другими индивидами, обладает ограниченным " набором" состояний своего
Я. Выбор определенного состояния придает взаимодействиям конкретный смысл и
содержание.
При межличностной коммуникации каждый
индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных
состояний Я:
1) состояние Я, ориентированное на образы
родителей (состояние " родитель"). Такое состояние характерно для руководителей,
лидеров, экспертов при их взаимоотношениях с остальными членами социальной
группы или подразделения в организации;
2) состояние Я, автономно направленное на
объективную оценку реальности (состояние " взрослый"), прежде всего на оценку
ситуации общения, признания за партнером знаний, опыта и способностей. В
основном отличается стремлением к равному диалогу и равноценным социальным
обменам;
3) состояние Я, действующее с момента его
фиксации в раннем детстве, когда индивид занимает коммуникационную позицию
" ребенок". Состояние характеризуется [10. С. 16] стремлением к игре,
развлечению, а также восприятию указаний " взрослого".
В соответствии с трансакционной моделью
обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам:
родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.
При этом процесс взаимного обмена
информацией может быть:
а) параллельным, когда " стимул (посылаемая
информация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию" [10. С.
21], а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения, на основе
взаимопонимания;
б) пересекающимся, когда стороны
обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно воспринимают
внутреннее состояние партнера, что обусловливает напряженность в отношениях и
далее разрыв соглашений, отказ в общении и социально-психологические
конфликты.
Трансакционный подход полезен при
выявлении возможных преград в коммуникационных процессах, выборе форм
оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях, при
профилактике социальных конфликтов и ситуаций напряженности, поиске возможностей
для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией. Применение
трансактного анализа позволяет руководителю корректировать собственное поведение
при контактах с подчиненными. Однако анализ трансакций касается только
межличностных коммуникаций и не может служить основой для анализа
коммуникационных сетей организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.