Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).






Ребёнок открывет для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней учавствовать, что конечно ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссёрская игра и одновременно сней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из неё выделятся игры с правилами (игровые условия, сюжет, содержание игры). Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. Развивается мотивационно-поребностная сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти.

Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия: его похвалят или поругают.

Речь. Завершается процесс овладения речью. Разивается зруковая сторона речи, растёт словарный состав речи, грамматический строй речи. В конце дошкольного возраста ребёнок перехрдит к контекстной речи, появляются монологи, рассказы, развивается диалогическая речь.

Восприятие. Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Наглядно-образное мышление переходит к словесному мышлению.

Память. У младших дошкольников память непроизвольная, а в среднем дошк-м возрасте (4-5) начинает формироваться произвольная память. Сознательное целенаправленное запоминание.

Развитие личности. Эмоциональные процессы становятся уравновешенными.Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия: его похвалят или поругают. Эмоциональный образ (представления) предвосхищающий результат его действия. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить, у него возникает тревожность-эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Вся деятельность ребёнка является эмоционально насыщенной.

Мотивационная сфера. Формируется механизм соподчинения мотивов. Мотивы перобретают разную силу и значимость. Складывается индивидуальная мотивационная система ребёнка, выделяются доминирующие мотивы.

Самосознание. Форируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной («я хороший»). Ребёнок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные дейстивя, моральные качества и умения. 6-7 лет завышенная самооценка. К 7 годам у боьшинства самооценка становится более адекватной. Осознание своих переживаний. Половая идентификация. Осознание себя во времени.

 

 

30. Темперамент как помощь и как помеха человеку.

34. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание

Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в диагностическом подходе.

Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов. Темперамент - смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь - «меланхоле» (4 типа).

Кант логически доказал, что существуют и должны существовать именно такие типы человека. Современная психология: основание темперамента - свойства нервной системы. Айзенк (изучал психические расстройства у солдат 2 МВ) выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия - экстраверсия, эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость (нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.

К. Г. Юнг занимался проблемой определения типов характеров. 2 типа направленности людей: движение вовне (экстраверсия) и движение внутрь (интроверсия).

И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. 1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила – слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя. Б) уравновешенность – неуравновешенность. Уравновешенность НС – возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации. В) подвижность – инертность. Подвижность НС – скорость образования новых условных связей. 2) выделение типов НС. Возможные комбинации: свойства НС + возбуждение / торможение = много! Выделение действительных типов. У слабой НС нельзя говорить про уравновешенность / нет. В неуравновешенной НС нельзя говорить о скорости образования условных связей. Вывод: 4 типа НС. 3) соотнесение типов НС с типами темперамента. 1. СУП – сангвиник. 2. СУИ – флегматик. 3. СнУ – холерик. 4. Сл – меланхолик. Проблемы подхода: а) переход от свойств к типам. Б. М. Теплов: «преждевременный переход», т.к. существуют только синдромы свойств. Современная физиология: нет чистых типов. Не свойство, а группа свойств с определенными показателями. Б) переход от типов НС к темпераменту. Тип НС имеет четкие поведенческие проявления. Современная индустриальная психология ставит это под сомнение.

I. Проблема перехода от свойств к типам. Современный подход к изучению темперамента. А) Связь индикаторов. Центральный показатель силы: устойчивость к длительному воздействию раздражителя, способность затормаживать отвлекающий раздражитель, высокие абсолютные пороги, низкая чувствительность. Синдром силы НС: много свойств. Б. М. Теплов находит свойство лабильности и т.д. Б) Небылицын: выделение общих свойств. 1) общая активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2) эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность, восприимчивость.

(1) 1 – низкая активность. 2 – высокая активность. Вывод: врожденным компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент.

II. Проблема перехода от типов НС к типам поведения. И. Кант: проблема психологии темперамента. Темпераменты души могут иметь содействующей причиной и тело. Темпераменты чувства, темпераменты деятельности (критерий 1). Полюсы жизненной силы: возбуждение – ослабление (критерий 2). Вывод: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Это простые, не сочетающиеся фигуры. Они либо препятствуют друг другу, либо нейтрализуются. Смесь простых фигур «дает причудливый каприз, а не определенный темперамент». Проблема темперамента приводит к проблеме характера.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Теплов, Ермолаева-Томина: опыты с сильной и слабой НС. Нужно выполнять арифметические действия в уме в течение 40 минут. Проявление слабости: снижение продуктивности. В целом общая продуктивность статистически одинакова (чуть выше у слабой НС). Возможны и другие соотношения между типом НС и способами профессиональной деятельности. Компенсация: человек осваивает деятельность, которой его качества не соответствуют, – образуются компенсаторные способы поведения.

Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности – средство эффективного приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению. Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.

 

 

31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.