Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшего профессионального образования 1 страница






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

– УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫй КОМПЛЕКС»

Институт транспорта

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор Госуниверситета – УНПК

_____________________В.А. Голенков

«_______» ________________201___ г.

 

 

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

 

Направление подготовки: 190100 – Наземные транспортно-технологические комплексы
(код) (наименование направления подготовки)

 

Профили подготовки:

1 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование

 

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Нормативный срок обучения – 4 года

 

Форма обучения – очная

 

 

Утверждена на заседании Ученого совета университета

Протокол № ____ от «__» ________ 20____ г.

 

Рассмотрена на заседании Ученого совета Института транспорта

Протокол № 11 от «30» июня 2011 г.

 

Орел – 2011

 

 

Согласовано:

 

Проректор по УР ___________________ Т.Д. Селихова

 

Проректор по УМРиМС ___________________ С.Ю. Радченко

 

Разработано рабочей группой в составе:

 

Зам. директора Института транспорта по УР ____________ В.А. Кравченко

 

Зав. кафедрой «Подъемно-транспортные,

строительные и дорожные машины» (ПТСиДМ) ____________ Л.С. Ушаков

 

Доценты кафедры ПТСиДМ _________________ А.В. Паничкин

_________________ А.А. Божанов

_________________ Р.А. Ределин

Ст. преподаватель _________________ Д.А. Юрьев

 

 

Эксперты:

 

_______________________________ ________________

(должность эксперта и наименование предприятия)

_______________________________ ________________

(должность эксперта и наименование предприятия)

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения. 6

1.1 Термины, определения и принятые сокращения. 6

1.2 Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки ВПО и другие нормативные документы, необходимые для разработки ООП.. 7

1.3 Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы», профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». 7

1.4 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 8

1.4.1 Цель (миссия) ООП бакалавриата. 8

1.4.2 Квалификация выпускника. 8

1.4.3 Срок освоения ООП бакалавриата. 8

1.4.4 Структура учебного плана ООП ВПО.. 9

1.4.5 Трудоемкость ООП бакалавриата. 9

1.4.6 Требования к абитуриенту. 10

1.4.7 Особенности образовательной программы.. 10

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки «Наземные транспортно- технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование») 11

2.1 Область профессиональной деятельности бакалавров. 11

2.2 Объектами профессиональной деятельности. 11

2.3. Виды профессиональной деятельности. 11

2.4 Задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы». 12

3 Компетенции выпускника (бакалавра), формируемые в результате освоения настоящей ООП ВПО.. 13

3.1 Компетенции выпускника, формируемые в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы». 13

3.2 Структура компетентностной модели выпускника ООП бакалавриата. 15

3.3 Паспорт, программа и технология формирования компетенций. 15

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации основной образовательной программы.. 18

4.1 Календарный учебный график. 18

4.2 Учебный план образовательной программы подготовки бакалавра. 19

4.3 Рабочие программы (в форме аннотаций) учебных дисциплин (модулей) 20

4.4Программы учебной и производственной практик. 20

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП.. 23

5.1. Кадровое обеспечение. 23

5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение. 23

5.3. Материально-техническое обеспечение. 26

6 Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных (социально-личностных) и профессиональных компетенций выпускников. 27

7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами ООП бакалавриата. 32

7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация. 32

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата. 34

8 Другие нормативно-методические документы и материалы, 36

обеспечивающие качество подготовки бакалавра. 36

9 Регламент организации периодического обновления ООП ВПО.. 37

10 Основные пользователи ООП.. 38

11 Список разработчиков ООП.. 38

 

Приложение 1 Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 2 Паспорта и программы формирования общекультурных компетенций при освоении основной образовательной программы, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Приложение 3 Паспорта и программы формирования профессиональных компетенций при освоении основной образовательной программы, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Приложение 4 Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных дисциплин, модулей, практик, входящих в основную образовательную программу высшего профессионального образования

Приложение 5 Календарный учебный график освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 6 Учебный план основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 7 Матрица соответствия компетенций и составных частей основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 8 Матрица соответствия оценочных средств и составных частей основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 9 Рабочие программы (аннотации) дисциплин учебного плана основной образовательной программы высшего профессионального образования

Приложение 10 Примерная программа итогового государственного экзамена по направлению подготовки 190100 – Наземные транспортно-технологические комплексы, профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»

Приложение 11 Примерное содержание выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 190100 – Наземные транспортно-технологические комплексы, профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»

Приложение 12 Примерные программы учебной и производственных практик по направлению подготовки 190100 – Наземные транспортно-технологические комплексы, по профилю «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»

Приложение 13 Фактическое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование» в ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

 

 


1 Общие положения

1.1 Термины, определения и принятые сокращения

 

В настоящей основной образовательной программе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего профессионального образования:

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины или учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

направление подготовки совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

Используются следующие сокращения:

ВКР – выпускная квалификационная работа;

ВПО – высшее профессиональное образование;

НИРС – научно - исследовательская работа студентов;

ОК – общекультурная компетенция;

ООП – основная образовательная программа;

ПК – профессиональная компетенция;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

РП – рабочая программа.

СПО

1.2 Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки ВПО
и другие нормативные документы, необходимые для разработки ООП

 

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по указанному направлению, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы (ПрООП) и требований рынка труда.

ООП регламентирует цели, содержание, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки бакалавров, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии.

Структура основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» представлена в приложении 8.

 

1.3 Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата
по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные
машины и оборудование»)

 

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

1) Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

2) Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее Типовое положение о вузе);

3) Приказ Минобрнауки России о внесении изменений в соответствие специальностей СПО, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям СПО, указанным в Общероссийском классификаторе от 28 декабря 2009 г. № 835;

4) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (квалификация – бакалавр), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 546;

5) Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

6) Примерная ООП высшего профессионального образования по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (квалификация – бакалавр), утвержденная ректором МГТУ им Н.Э. Баумана 25 января 2010 г.

7) Устав ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»;

8) Нормативные документы и акты системы менеджмента качества и приказы ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК».

1.4 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы
высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.4.1 Цель (миссия) ООП бакалавриата

Миссия ООП по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» – на основе инновационных образовательных технологий создать, поддерживать и развивать систему знаний и условия для их передачи, которые способствуют обеспечению качества образования и подготовки, отвечающего требованиям студентов и соответствующей современной модели профессиональной деятельности бакалавра, способного развивать научный, образовательный, производственный и социально-экономический комплекс региона.

Цель ООП – развитие у студентов личностных качеств, формирование социально-этических ценностей и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки, определяющих способность выпускника (бакалавра) к активной социальной и профессиональной деятельности или продолжению образования.

Задачи в области обучения:

– формирование способности в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики к переоценке накопленного опыта, приобретению новых знаний с использованием современных информационных образовательных технологий;

– развивать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимание возможности современных научных методов познания и владения ими;

– формировать систему знаний, умений и опыта, необходимых для следующих видов профессиональных деятельности: проектно-конструкторской; производственно-технологической; научно-исследовательской и организационно-управленческой;

– формировать готовность выпускника внедрять и использовать современные результаты науки, инновационные технологии, технику и проекты;

– прививать навыки исполнения нормативных документов, профессиональной риторики, иностранного языка в профессиональной области деятельности;

– формировать способности к планированию и организации профессиональной деятельности с учетом правовых норм, экономической и социальной политики государства.

Задачи ООП в области воспитания:

– развивать трудолюбие, самостоятельность, гражданскую и профессиональную ответственность и коммуникабельность;

– воспитать профессиональную готовность к работе в коллективе и добросовестному выполнению работ, определяемых квалификацией;

– прививать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде;

– формировать способности к самообразованию и анализу своих возможностей;

– развивать представления о здоровом образе жизни, умения и навыки физического самосовершенствования.

1.4.2 Квалификация выпускника

После освоения ООП, сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы решением Государственной аттестационной комиссии выпускнику присваивается квалификация – бакалавр.

1.4.3 Срок освоения ООП бакалавриата

Срок освоения ООП ФГОС ВПО – 4 года.

 

1.4.4 Структура учебного плана ООП ВПО

Основная образовательная программа ВПО предусматривает изучение учебных циклов, разделов и дисциплин.

Учебные циклы:

– гуманитарный, социальный и экономический;

– математический и естественнонаучный;

– профессиональный.

Разделы:

– физическая культура;

– учебная и производственная практики;

– итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть, структура которой установлена ФГОС и вариативную (профильную), формируется университетом.

В соответствии с ФГОС

– базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык»;

– базовая (обязательная) часть профессионального цикла предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студентам получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности с учетом профиля ООП и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

В вариативной части имеются дисциплины по выбору студента, позволяющие сформировать индивидуальную траекторию обучения студента.

Выбор студентами профиля в рамках направления предусмотрен после окончания первого семестра освоения ООП.

1.4.5 Трудоемкость ООП бакалавриата

Трудоемкость освоения ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения (таблица 1.1), которые включают все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

 

Таблица 1.1 – Трудоемкость ООП в зачетных единицах и академических часах

Учебные циклы, разделы Кол. зачет. ед Кол. часов
     
Гуманитарный, социальный и экономический цикл, всего, в т.ч.:    
Базовая часть    
Вариативная часть    
обязательные дисциплины    
дисциплины по выбору студента    
Математический и естественнонаучный цикл, всего, в т.ч.:    
Базовая часть    
Вариативная часть    
обязательные дисциплины    
дисциплины по выбору студента    
     
Профессиональный цикл, всего, в т.ч.:    
Базовая часть    
Вариативная часть    
обязательные дисциплины    
дисицплины по выбору студента    
Физическая культура    
Практики, в т.ч.:    
учебная    
производственная    
производственная    
Итоговая государственная аттестация    
Итого    
Факультативы    
Итого с факультативами    
Примечание: – одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам – трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год составляет 60 зачетных единиц

1.4.6 Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, медицинскую справку по форме 086-У.

1.4.7 Особенности образовательной программы

При разработке ООП учтены потребности регионального рынка труда, состояние и перспектива развития машиностроительных предприятий, проектирующих и производящих строительные и дорожные машины, строительных организаций, эксплуатирующих грузоподъемные, транспортирующие и строительные машины. Образовательный процесс и научно-исследовательская работа студентов интегрированы с научно-исследовательскими направлениями кафедр, осуществляющих реализацию ООП.

Организация учебной практики на базе Учебно-исследовательской лаборатории ФГОУ ВПО «Госуниверсите – УНПК», что позволяет студентам сориентироваться в выборе направления НИРС, производственные – на отраслевых предприятиях с привлечением специалистов практиков, которые участвуют в формировании тематики курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.

Участие студентов в международном научном симпозиуме «Ударно-вибрационные системы, машины и технологии», который регулярно (периодичность 3 года) проводится в ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», и ежегодных научно-технических конференциях преподавателей, сотрудников и студентов университета, способствует качеству образовательного процесса и формированию профессиональных компетенций.

Использование современных образовательных технологий, представление в специальных дисциплинах последних достижений в соответствующих предметных областях, применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств, и др.), выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) по реальной тематике, представление лучших работ на всероссийские смотры-конкурсы.

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
бакалавриата по направлению подготовки «Наземные транспортно-
технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные,
строительные, дорожные машины и оборудование»)

2.1 Область профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавра – выпускника ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» включает: транспортное и строительное машиностроение; эксплуатацию техники; высшее и средне специальное образование.

2.2 Объектами профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»» являются: автомобили, тракторы, наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками, подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование, нормативно-техническая документация; системы стандартизации; методы и средства испытаний и контроля качества.

2.3. Виды профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– организационно-управленческая;

– научно-исследовательская;

– производственно-технологическая;

– проектно-конструкторская.

ООП предполагает различный уровень подготовки по отдельным видам профессиональной деятельности (таблица 2.1)

Таблица 2.1 – Уровни подготовки и виды профессиональной деятельности

Уровень подготовки Вид профессиональной деятельности
Начальный производственно-технологическая
проектно-конструкторская
научно-исследовательская
организационно-управленческая
Специальный производственно-технологическая
проектно-конструкторская
научно-исследовательская
Профессиональный производственно-технологическая
проектно-конструкторская
Примечание: Начальный уровень. Освоение уровня дает общее представление о виде деятельности, круге задач и обязанностей, основных закономерностях функционирования механизмов и систем, методах решения практических задач. Специальный уровень. Освоение уровня позволяет уверено решать типовые задачи, принимать решения по известным алгоритмам, правилам и методикам. Профессиональный уровень – Освоение уровня определяет готовность решать задачи повышенной сложности, требующие владения рядом методик, принимать решения в условиях не полной определенности, при отсутствии типовых алгоритмов.

 

2.4 Задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению
подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы»

Бакалавр по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

– участие в составе коллектива в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе;

– осуществление информационный поиск по отдельным агрегатам и системам объектов исследования;

– участие в составе коллектива исполнителей в техническом обеспечении исследований и реализации их результатов;

в проектно-конструкторской деятельности:

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторско-технической документации новых или модернизируемых образцов подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и комплексов на их базе;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке технических условий на проектирование и технических описаний подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин;

в производственно-технологической деятельности:

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке технологической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования;

– участие в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования;

– участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин;

в организационно-управленческой деятельности:

– участие в составе коллектива исполнителей в организации производства и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования;

– участие в составе коллектива исполнителей в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования;

– участие в подготовке исходных данных для составления планов, программ, графиков работ, смет, заявок, инструкций и другой технической документации;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

 

3 Компетенции выпускника (бакалавра), формируемые
в результате освоения настоящей ООП ВПО






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.