Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Коммуникация в малых группах






Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относятся совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходят поиск и выработка общего группового решения.

Малая группа: понятие, отличительные черты. Малой груп­пой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Количе­ство определений малой группы в литературе приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:

· контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;

· целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

· стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;

· устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

· наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

· удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами:

  • наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений;
  • возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений.

Относительно верхнего предела группы существуют различные мнения. Достаточно распространенными являются представления, сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2 при исследованиях объемов оперативной памяти. Однако практика экспериментальных исследо­ваний показывает, что верхний предел группы может составлять и 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению верх­ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее раз­меров от характера деятельности.

Разновидности малых групп. Существует несколько классификаций типов малых групп.

Согласно Ч. Кули, малые группы делятся на первичные и вторичные. Первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются па непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой.

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.Особое значение в них приобретают вещественные контакты. Эти группы часто опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, и их деятельность регулируется особыми правилами.

Вторая типология - деление малых групп на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено американским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 1920-х -начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне.Соответственно в формальной группе строго распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти.

Неформальные малые группы — объединений людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпатии, принадлежности к данной группе.Такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписанного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений.

Третья классификация разводит так называемые рефе­рентные группы и группы членства. Данная классификация была предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения.

По длительности существования выделяются временные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решении я индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия.

Особая культура группы формируется в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая куль тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

Коммуникативная структура малой группы. Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

  • структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);
  • структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно- ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональ­ных отношений).

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию(фронтально, радиально или иерархически). Это способствует повышению управляе­мости группы и более быстрому решению простых задач. Целесооб­разно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.

Виды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах:

• фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участ­ников взаимодействия;

• радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и вре­мени передачи информации затрудняет обратную связь с партне­рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию;

• иерархическая — структура с двумя и более уровнями со­подчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, зани­мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчи­нения, есть непосредственный помощник, которому, в свою оче­редь, подчинены три остальных участника.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети.Информация в децентра­лизованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.

Виды децентрализованных коммуникативных структур в малых группах:

· цепочка — информация передается последовательно от одно­го члена группы к другому;

· круговая — отличается тем, что здесь одинаковыми возмож­ностями располагают все без исключения члены группы. Ин­формация может бесконечно долго циркулировать между члена­ми группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участ­ники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;

· полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации. Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее.

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффек­тивным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоцио­нальный фон во взаимоотношениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.