Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание и развитие науки управления в Х1Х и ХХ веке






Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что современные мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в Х1Х веке. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в это период, принципов обеспечивающих:

- занятие руководящих постов по праву компетентности, с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);

- принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);

- построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.

Формирование научных основ управления производством началось в последних десятилетиях прошлого века стараниями таких ученых как Д.Милл (1820 г, исследования мотивации), Маршалл, Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Милл, Джозеф (1850 г., Принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и другие. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США.

К концу XIX столетия США прочно заняли место в строю университетских стран. К ранее существовавшему Гарвардскому уни­верситету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. университеты. Немного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. - Националь­ная академия наук, в 1902 г. - институт Карнеги.

В США с конца XIX века при крупнейших университетах начали создаваться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.

Первое десятилетие XX века было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Тейлор и его единомышленники фактически уже сформировали основ­ные принципы управления и даже довольно широко применяли их на практике, но их методы еще применялись лишь на отдельных предпри­ятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преиму­щественно отрицательным к такого рода новшествам. И неудивительно: они видели в этом посягательство на святая святых своего символа веры - посягательство на «священное право «частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится.

Однако, жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистичес­кого производства - общественного по существу, но остающегося в частных руках - приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свобод­ной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.

Дело «Истерн Рейтс» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.

А дело Истерн Рейтс заключалось в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией Истерн Рейтс и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве эк­спертов многих известных специалистов в области организации и управления: Х. Хатауэя, Г. Тауна, Г.Эмерсона, Г. Гантта.

Особую роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу Истерн Рейтс, сыграл Г. Эмерсон. Эмерсон начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел это состояние неудовлетворитель­ным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку:

«Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счет введения научного управления».

Теперь предприниматели заинтересовались научным управлени­ем. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1911-1912 году 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д. и не только в США (в Англии, Франции и других странах).

1911 год может по праву считаться годом " рождения", признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был Х.Персон. В 1911 году вышла книга основоположника научного менеджмента Ф.У. Тейлора " Принципы научного управления". Был издан один из первых учебников по менеджменту Дункана.

Движение за научное управление пошло и вширь и в глубь, все более овладевая умами бизнеса.

После второй мировой войны на предприятиях в США, а также американских предприятиях расположенных в Европе производитель­ность труда была выше, чем в других западных странах в 2, 5 - 3, 0 раза. Это вызывало у многих недоумение. Система одна, а результаты разные. По решению английского парламента в США была направлена группа ученых для изучения этого вопроса. Через год парламентариям был представлен доклад с результатами проведенных исследований. Крас­ной нитью проходило в докладе следующее: США опережает своих партнеров по производительности труда в связи с тем, что там действует научно обоснованная система подбора кадров и придается большое значение подготовке и повышению квалификации менедже­ров.

Вся система подготовки управляющих и повышении квалификации в США стала, с одной стороны, своего рода мостом между научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управле­ния, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплек­сами, непроизводственными организациями, национальными програм­мами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются мето­ды, организационные формы, учебные планы.

Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учеб­ные центры

В США свыше 1300 учебных заведений, которые занимаются подготовкой менеджеров, кадровиков, промышленных психологов, соци­ологов, дизайнеров.

Исследования, проведенные в 70 крупных фирмах США, показали, что на каждые 15-17 человек инженерно-технического персонала имеется 1 специалист по организации и управлению. Если в организации работает всего 100 человек, то и здесь есть специалист подобного профиля.

Каковы особенности истории менеджмента в нашей стране?

Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет также как и другие направления развития.

Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда. ЦИТ мог выходить с предложениями в Правительство и занимался пропагандой НОТ.

В 1927 г. была открыта Промышленная академия с задачей подготовки руководящих кадров промышленности. В академию было принято 100 человек. Принимались хозяйственные руководители, не имеющие высшего образования. Это определило характер учебного плана, который содержал также общеобразовательные и технические дисциплины. Имелось ввиду ускоренно (за два-три года) довести уровень подготовки учащихся до уровня дипломированного инженера.

Конечно, решить такую задачу в сжатые сроки можно было только 'за счет качества подготовки. В этой академии экзамен сдавал один человек из группы, а всей группе выставлялась оценка.

Подготовка квалифицированных, руководящих кадров (менеджеров) не получила должного развития в России и в этот процесс государство почти не вмешивается, пустив проблему подготовки и перепод­готовки кадров на самотек. А вмешательство могло бы быть косвенным, например, не проходили переподготовку хотя бы раз в три года менеджеры разных рангов - увеличивается налог на прибыль и т. д., либо предприятие лишается кредитов.

Статуса должно­го менеджмент в России еще не получил. Если человек болен, то обращается к врачам, но если издержки в области менеджмента, то, как правило, диагноз ставят сами руководители, провалившие дело, и они же определяют методы «лечения».

В США невозможно найти даже мастера, не имеющего специальной управленческой подготовки, не говоря уже о более высоких рангах менеджеров. Когда, наконец, люди поймут значимость и возможности социальной сферы человеческой деятельности, куда входит и менед­жмент, то будут крайне удивлены тому, сколь долго усилия были направлены лишь на материальные аспекты труда.

 

 

3. " Школы управления"

В первой половине ХХ века получили развитие 4 четко различимые научные управленческие школы:

- школа научного управления

- административная (классическая) школа

- школа психологии (ее два крыла - школа " человеческих отношений" и школа " поведенческих наук")

- школа количественная или новая (есть еще название дублирующее первое течение - школа " науки управления".

Кроме этого, имеет большое значение для развития науки управления " эмпирическая школа", которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.

Итак, Школа " научного управления" сформировалась в 1885-1920 г.г. работами Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), Френка и Лилии Гилберт, Генри Лоуренса Гантта (1861-1919), Генри Форда (1863-1947), Гаррингтона Эмерсона (1853-1931) и др. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Важным вкладом этой школы было систематическое использование материального стимулирования с целью обеспечения заинтересованности работников в росте производительности труда и объемов производства.

Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, подчеркивали большое значение обучения кадров. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы это научное направление выделило из себя такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др.

Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910- 1930 (может быть и 1950) г.г. Если представители школы " научного управления" посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) считают Анри Файоля (1825 -1925), которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ века. В течение 30 лет он руководил крупной французской горнодобывающей компанией " Коломбо", которая в момент его назначения на должность генерального менеджера (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами концернов. Обобщая свои многолетние труды и наблюдения, Файоль создал " теорию администрации", которую представил в своей книге " Общее и промышленное управление" (1910 г.- фр., 1916- англ.). Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также Л.Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Д. Муни (менеджер кампании " Дженерал Моторс"), а также Г.Форд, Г. Эмерсон и др. Админимстративная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. Файоль сформулировал 14 принципов управления (разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух), многие из которых не потеряли своей ценности и сегодня. Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции - производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности.

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ - школы " человеческих отношений" (1920 - 1950 г.г.) и школы " поведенческих наук" (1950 - по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы " человеческих отношений". Возникновение школы связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстенберга (1863-1916), переехавшего в США и преподававшего в Гарвардском университете, а также с работами американки Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Однако особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880-1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд испытаний, получивших название " хоторнские эксперименты" Опыты на предприятиях фирмы " Вестерн Электрик" недалеко от Чикаго продолжались с 1927 по 1939 г.г. Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы. Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительность труда (ПТ). Приемы управления человеческими отношениями: эффективные действия начальников, консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др., оказывают во многих случаях большее влияние на ПТ, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.). Продолжением школы " человеческих отношений" является школа " поведенческих наук" - изучение поведения на рабочем месте на основе социологии и психологии. К представителям этой школы относят А.Маслоу, Д.МакГрегора, Д.МакКлелланда, К.Арджариса, Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, В.Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации (систему иерархии потребностей и процессный характер мотивации), власти, авторитета, коммуникаций и др. Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Акио Морита: " Качество дают не станки, а люди".

Тезис " Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой" является основанием для присвоения названия " школа науки управления" одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ, которую более точно можно назвать " количественной" школой (1950 - по настоящее время). Эта школа применила точные науки (ЭММ, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесли существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Шеннон, Акофф, Черчмен, Канторович Л.В. (Нобелевский лауреат), Новожилов В.В. и др. Представители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Толчок к применению ЭММ и точных методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Важный вклад в развитие науки управления вносит также эмпирическая школа управления, которая сама себя не относит к школам науки управления, однако вносит в ее развитие свой вклад. Ее представителями являются П.Друкер, Р.Дэвис, Л.Ньюмен и др. Эта школа осуществляет обучение управлению на основе обобщения ситуаций, характерных для тех или иных областей управления. Придавая опыту большое значение, и обобщая его, эта школа выявляет новые подходы и решения. Целевое управление было выделено и обосновано именно представителями этой школы.

Таким образом, вышеперечисленные школы управления сформировали единую науку управления, взаимодополняя и развивая друг друга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.