Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие записи о цигуне имеются в памятниках эпохи обеих династий Цзинь и Северных и Южных династий






В период правления обеих династий Цзинь, а также Северных и Южных династий наблюдаются определенные успехи и прогресс в области способов " взращивания жизни" (яншэн). Специальную работу, посвященную " взращиванию жизни", написал Цзи Кан.

В произведениях Гэ Хуна* многократно цитировались сочинения, повествующие о яншэн. В " Баопу-цзы" в главе " Высшая правда" (" Чжи ли пянь") говорится: " Хотя принятие снадобий может способствовать продлению жизни, однако овладение цигуном позволяет делать это лучше и быстрее. Даже без снадобий, только практикуя цигун и следуя его принципам, можно достичь возраста в несколько сот лет. Человек существует в ци, и ци существует в человеке. От Неба и Земли и вплоть до " тьмы вещей" - ничего не может существовать без ци. Те, кто искусны в практике ци, взращивают жизнь внутри себя и противостоят внешним болезнетворным [силам]".

В главе " О разном" (" Цза ин пянь") сказано: " Те, кто взращивает жизнь в строгом соответствии с принципами, неустанно практикуют цигун, утром и вечером занимаются даоинь, овладевают движениями и достигают совершенства в защите [здоровья]... могут избегать болезней... Те же из больных, которые не соберут свою волю специально [на выполнение цигуна], никогда не излечатся".

В главе " О взращивании жизни" (" Яншэн лунь") сказано: "...Не следует слишком долго сидеть и долго ходить, долго смотреть и долго слушать. Не следует есть, когда нет сильного голода; не следует пить, когда нет сильной жажды... Телу надо побольше трудиться, а есть надо поменьше; но труд не должен истощать, а уменьшение пропитания не должно вызывать голод... Когда на сердце ясно, истинный дух [шэнь] обретает свое место. Когда ци умиротворено, то вредоносные силы бегут от тела... Когда человек безразличен к славе и выгоде и сконцентрирован на себе самом, его тело пребывает в покое, беды не действуют на него... Таковы принципы, которых следует придерживаться для взращивания жизни".

Там же, в " Баопу-цзы", в главе " Избегать искушения" (" Цзюй хо цзюань") говорится: "...Муж, практикующий даоинь, может врачевать неизлечимые болезни, направлять ци с нарушенной гармонией. Упражнения суть прохождение ци через все органы (буквально: через сто застав)".

Тао Хунцзин* обобщил опыт " взращивания жизни" (ян-шэн) за период, предшествовавший Шести династиям, составив книгу " Записки о развитии природных данных и продлении жизни" (" Ян син янь мин лу"), в которой содержится много сведений по теории и практике яншэн. Например: " Спокойный живет долго, беспокойный умирает молодым. Спокойный, но не умеющий выращивать [нужное качество], сокращает долгую жизнь; беспокойный, но умеющий выращивать [нужное качество], продлевает годы. Однако спокойствием легко управлять, беспокойство трудно контролировать; прав только тот, кто следует взращиванию [нужных качеств], в том числе терпения".

Тао Хунцзин поясняет, что во время упражнений надо концентрировать внимание на внутренних процессах, что дает возможность укрепления здоровья и продления жизни. фраза: " Обычно перемещением ци желают излечить сто болезней, при этом думают о соответствующем месте: если болит голова, то думают о голове, если болит нога, то думают о ноге и направляют в эти места ци ", - помогает понять, что с помощью мыслей можно прекратить боли. Еще говорится: " Вдыхание имеет одно, выдыхание имеет шесть. Одно для вдыхания так и называется: вдох. Шесть для выдыхания называются: выдувание, выдох, всхлип, выкрик, вздох, ах - все означают выход ци... Выдувание - для отработанных ветров, выдох - для отработанного тепла, всхлип - для уходящей тоски, выкрик - для прошедшего гнева, вздох - для рассеивания застойности, ах - для освобождения крайностей...". Это показывает, что уже тогда началось использование шести заклинаний для безмолвного выдыхания ци как способа лечения болезней.

_____

Гэ Хун - его (284-363) можно по праву назвать " отцом китайской алхимии". Он родился в Цзюйжуне в старинной чиновничьей семье. За участие в подавлении мятежа получил аристократический титул; занимал невысокие чиновничьи должности. Последние годы провел в уединении на горе Лофушань, занимался алхимией и другими даосскими " искусствами". Там он создал большинство своих сочинений, в том числе и " Баопу-цзы" (" Мудрец, объемлющий первоначальную пустоту"). И в его творчестве реализовывались такие закономерности позднего даосизма: во-первых, сближение с конфуцианством и, во-вторых, воплощение общей теории в практических (включая алхимические) предписаниях (см.: Торчинов Е.А. Трактат Гэ Хуна " Баопу-цзы" как историко-этнографический источник; Автореф. канд. ист. наук. - Л.. 1984; Он же. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао (по материалам трактата Гэ Хуна " Баопу-цзы" // Дао и даосизм в Китае. - М., 1982. - С. 60-79).

Тао Хунцзин (452-536) - выдающийся алхимик и фармацевт. Составил фармакопею в семи томах, где описал 730 видов лекарств и их воздействие (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 37-38; Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.: Медгиз, 1961. - С. 34 35.

 

D: \vk\index.html

 

 


D: \vk\index.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.