Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вы относитесь к внедрению болонской системы в высшей школе, деление на бакалавров и магистров? В интересах ли России такая образованность молодых людей?

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК сентябрь 2011г.

Почему в наше «смутное» время такое внимание уделяется школе и образованию, понятно. От этого вопроса зависит будущее России, ее развитие, место в мире и выживаемость народа. В Государственную думу внесен правительственный проект об образовании, с которым не согласна оппозиция, называющая его «Образование для избранных». Коммунисты считают, что если принять предложенный вариант закона, то будет уничтожено в стране русское, советское, классическое образование. Под руководством депутата Госдумы О.Н.Смолина разработан альтернативный вариант под названием: «Образование для всех». «Правительственный проект исходит из того, что образование это услуга, мы же считаем, что образование – служение», - пояснил депутат.

Сегодня мы публикуем интервью известного в районе педагога со стажем, работавшего в 90-е годы заведующим РОНО Алексея Алексеевича Переляева, которое он дал Вениамину Сергеевичу Кулакову, офицеру запаса, выпускнику 1969 года тотемской средней школы №1.




Алексей Алексеевич, сегодня в российской школе проблем много. Недавно в Санкт-Петербурге прочел на рекламном щите: «2010 год был годом учителя. Наступивший 21 век – есть век учителя». Лозунг правильный, но как его применить к российской действительности? Смена социально-экономической системы не позволяет говорить о поступательном развитии страны, улучшении жизни большинства народа. Печально, что многие профессии стали не востребованными. К сожалению и престиж учительского труда падает. Отношение к учителю выталкивает из школы настоящих учителей. Не считаете ли вы, что это делается преднамеренно? Зачем в стране, которой отводится роль сырьевого придатка развитых стран Европы и США, иметь грамотных людей?

- Не исключаю, как вы говорите, что это делается преднамеренно. Ведь упал престиж труда не только педагогов, но и инженеров, агрономов, военных, других профессий. Вместе с тем, в каком почете стали «исты»: юристы, финансисты, футболисты?! Нет, я не говорю, что названные профессии не нужны. Но если футболист за 90 минут пинания мячика по полю зарабатывает в несколько раз больше, чем учитель в течение года, невольно задумаешься. Недавно услыщал, что в школах может быть введен для изучения второй иностранный язык, кроме английского, значит это кому-то надо, и планируется с определенным умыслом.

Что же с нами происходит, почему многое перевернуто с ног на голову? Даже в практике взаимоотношений учителя и ученика порой отсутствуют всякие нравственные ориентиры. Есть примеры нападения учеников на педагогов. Дикий случай в Брянской области, когда 15 летний школьник за плохие оценки убил 55 летнего учителя и утопил в реке. В Петербурге учитель избил учительницу при первоклассниках. Новосибирскую учительницу родитель избил на виду всего класса. В Чите возбуждено уголовное дело в отношении учительницы по факту применения физического насилия, в результате которого ученик получил сотрясение мозга и потерял сознание. И, к сожалению, такие факты не еденичны.

- Взаимоотношения в нашем обществе были подорваны в начале 90-х годов в обновленной России. В эти годы происходили поразительные вещи. Как говорится, в одночастье, признали школу невоспитательным учреждением, ликвидировали пионерскую и комсомольскую организации, непредложив ничего взамен. Дом пионеров стал станцией туристов. Началась деполитизация всех структур, включая армию и милицию.

Стало заметным расслоение общества. Упразднили школьную форму (красивые фартуки и куртки), которая была лицом школы. Дети, в первую очередь новоиспеченных господ, стали приходить на занятия в дорогих джинсах, бусах, цепочках на шее, а некоторые приезжать на шикарных авто. Пусть это была не значительная часть учеников, но не здоровый вещизм захватил большинство. Талантливые дети, независимо от социального происхождения, быстрее найдут дорогу в жизни, а если ты посредственный? Вот эти стараются выделяться иными способами: не подчиняться, хулиганить, протестовать. Это одна причина отмеченных безобразий. Другая, влияние пропаганды легкой наживы. У Диброва с Галкиным на ТВ можно получить миллион, у Якубовича – автомобиль и т.д. Труд стал не в почете. А существующая не занятость, безработица в обществе?! Это все видит молодежь, несправедливость вызывает агрессию.

Не могу не спросить об инициативе Министерства образования, во главе с господином Фурсенко, в отношении образовательного стандарта для средней школы, произведший в российском обществе эффект разорвавшейся бомбы.

Пусть звучит жестко, но разве в нормальной голове могло родиться предложение о четырех обязательных предметах для старшеклассников (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект)? На что направлена такая перестройка учебного плана? Как можно в России объявлять русский язык предметом по выбору? А что, без математики способна «говорить» другая наука? А без истории можно познать свои корни и законы общественного развития? Считать литературу не обязательной, не по причине ли того, что изучается А.Чехов, считавший, что мы должны «по капле выдавливать из себя раба»?

- Сделать названные предметы приоритетными – ненормально! Думаю, до этого не дойдет. В учебном плане необходимо сохранить обязательными естественно-математические и гуманитарные предметы. Предполагаемые изменения нельзя назвать новаторскими…

-Алексей Алексеевич, но вот такие предложения и свидетельствуют о мерах, направленных на уменьшение грамотных людей в стране. Кому-то это выгодно? Только что в Госдуме оппозиция приоткрыла завесу - это планы Международного валютного фонда, который под учебные программы в России выделяет деньги.

- Думаю, что ни общественность, ни педагогические коллективы не позволят узаконить такие новшества. Будут внесены коррективы…

-Правильно, коррективы уже вносят. Критику в Министерстве образования «поняли» и в доработанном варианте предлагают изучать общий курс русского языка и литературы. Это что, «Войну и мир» будем изучать по слогам?

- Странное шарахание, но, все таки, я верю, что примут разумное и обоснованное решение.

- Какие выскажете мысли в связи с планируемым переходом российского начального общего образования на новые стандарты с 1 сентября грядущего учебного года? Об этом поведала в своих апрельских материалах корреспондент «Тотемских Вестей» Евгения Румянцева. Очень хочется, чтобы инициативы сверху не привели к имитации дела. Безусловно, понадобятся большие деньги, которых сегодня не хватает даже на ремонт зданий школ, и в первую очередь методическую поддержку учителей. По программе Занкова или 2100 учить ребенка в сельской местности родители задумываться не будут. Будут ли служить успеху все эти переходы с балльного оценивания на процентное? Не загоняем ли мы сами себя в тупик?

- О новациях в начальной школе хорошо осветила специалист Вишнякова Е.А.в разговоре с корреспондентом районки Румянцевой Е.А., на который вы ссылаетесь. Добавить что-то сложно. Да, время требует изменений в подходах к обучению. Возможности стали более широкими. Но я считаю, все лучшее, что было в советской школе, нужно сохранять. Советую учителям не забывать практику педагога-новатора Амонашвили, настоящего детского психолога. Звездочки, солнышки в тетрадях первоклашек – это с его подачи. Предложения разнообразить занятия не новы. Игры, физзарядка на уроках, аэробика – это хорошо, но как за 45 минут успеть дать необходимые знания ученику? Не заиграть бы главное! В каждом случае подход должен быть индивидуальным и рациональным. Занятия в школе для учеников – это большой труд, а каждый труд должен быть оценен нормально и понятно. Система Занкова не новая. В этом деле не надо изобретать велосипед. Методической подготовке учителей – да! Чем больше, тем лучше. Вооружившись, учитель разберется, какая у него аудитория и примет решение по методике. Выставление индивидуальной специализации педагогов совместно с необдуманными решениями местных властей составили «гремучую смесь» в событиях в Екатеринбурге (ночные дежурства во дворе школ, драки между родителями), во время записи первоклашек в школу. Такие вещи не допустимы.

-Ваше отношение к эксперименту по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в 19 регионах. Спланировано, что в течение 2010-2011 годов новый курс преподается в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса. Это что дань времени? А может для демократичности преподавать тогда и уроки атеизма?

- Название курса звучит воспитательно: «культура, этика», но за этим видится одно – приобщение к религии. Это и дань времени и цель воспитания положительной морали и нравственности. Но ведь по действующей конституции церковь отделена от государства?! А введение курса открывает двери религиозным мессионерам. Кто желает изучать религии, это можно делать в открытых воскресных школах. Ну а атеизм, специально, изучать в школах необходимости нет. Этим занимаются науки естественного цикла: биология, химия, физика, астрономия.

-Избитая тема ЕГЭ. Считается, что это передовая практика экзаменов в образовательной системе. Не соглашусь, что все западное, есть передовое. Например, в США в планах, чтобы дети не называли своих родителей: папа и мама (неудобства для однополых пар). Не следовать же нам по этому пути?! Если хочется новизны, может стоит ученикам самим предоставлять возможность выбора между традиционной и новой формой экзаменов? Такое же право дать вузам. Народный артист О.Табаков возмущается, как принимать студентов в театральные вузы по результатам ЕГЭ?

- Соглашусь, что это чужая «песня». Первым у нас в районе в такой форме сдавал экзамен по алгебре 9-й класс средней городской школы №3. За время работы присутствовал в разных комиссиях. Вывод однозначный – форма ЕГЭ уродливая. По большинству предметов нужны развернутые ответы, объяснение действий, прямое общение ученика с учителем. По русскому языку и литературе (письменно) не должно быть речи о тестировании. Как здесь переложить на ответы А, В, С, Д необходимые логику, язык, мнение о героях и т.д.? А возможностей поставить в клетках «правильные» галочки, без знания предмета, убедился, предостаточно. Понятно недоверие к результатам ЕГЭ многих вузов. Московский

госуниверситет, главный вуз страны, на первом этапе отказался принимать студентов на не традиционных условиях. Возмущаются многие, не только Табаков. Наверное, надо учебным заведениям дать право выбора, в зависимости от предметов, в какой форме проводить аттестацию и приемные экзамены.

С 2007 года действует закон об автономных учреждениях, который школу приравнял к торговому киоску. О каких равных возможностях в получении знаний детьми можно говорить? Строю рассуждения из собственного опыта. В первом классе в Санкт-Петербурге, где обучается моя внучка, предложили изучать нужный предмет – риторику, но родители должны платить за это 400 рублей в месяц. А не пострадает ли в этих условиях сама школа?

- К федеральному закону № 83 мы шли последовательно. В 90-е годы школам было рекомендовано оказывать платные услуги. Но тогда эти услуги оказывались населению, к примеру, профессиональное обучение водителей. Кружки, факультативы были бесплатными. Не сомневаюсь, если оставить данный закон в предложенном виде, системе образования будет нанесен серьезный урон, и в первую очередь пострадают дети.

Ну кого это беспокоит? Коммерческая составляющая застилает разум. Заместитель декана факультета управления по учебной работе Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена Кондрашин А.В. рассказал о рекомендации правительства в отношении директоров школ. В будущем они должны быть менеджерами, иметь экономическое образование или закончить факультет управления.

- Директор школы без педагогического образования? Хотя чему удивляться, ведь руководит министерством человек, не проведший в жизни ни одного урока. Печальная информация.

Как вы относитесь к внедрению болонской системы в высшей школе, деление на бакалавров и магистров? В интересах ли России такая образованность молодых людей?

- Опять повеяло каким-то «забугорным». Вдруг появился «магистр каких-то наук». В прежней системе ПТУ, техникумы, институты-все давали профессию. А кто такой бакалавр, недоучка вуза? В какой системе он будет работать, где его будут ждать с нетерпением? Хорошее старое ломать нельзя. Давно сказано: «не воспитывай Ивана Ивановича, воспитывай Ванюшку»!

В Минобразовании не исключают возможности сокращения к 2013 году 200 000 учителей. На что направлена такая мера и оправдано ли такое решение? А кому хочется попасть под нож сокращений?! Не по этой ли причине некоторые учителя находятся в состоянии безропотной управляемости, похожи на чеховского учителя Беликова, жившего по принципу: как бы чего не вышло?

- Согласен, нож сокращений, как «домоклов меч». Безусловно, ситуация «демократичности» поведения учителю не добавляет. А было время, когда катастрофически не хватало учителей-предметников. Принимались различные меры, чтобы закрыть вакансию. Помнится, учителю русского языка и литературы городской школы Лысановой Л.А. предложили вести предмет в Никольской школе. Конечно, стимулирование предусматривалось. Педагог получил вне очереди квартиру в Тотьме. Я, будучи инспектором РОНО, в течении 2-х месяцев преподавал и жил на Вожбале. Многие учителя, при выходе на пенсию, продолжали работать в школе, не смотря на то, что сумма пенсии и зарплаты не могла превышать определенного уровня.

При сокращении количества школьников могут появиться «не востребованные» учителя. Почему такое происходит, это тема отдельного разговора. В 1967 году в районе было 10 400 учащихся, а сегодня – 2400. Чувствуете разницу? Но время должно нацеливать на оперативное планирование, нельзя допустить обвального сокращения педагогов. Страшно представить учителя, торгующего на базаре. К сожалению, из разговора с коллегами, можно сделать вывод, что сегодня должного планирования не ведется. Нет госплана, нет райплана?!

Вспомнил вашу статью в газете «Ленинское Знамя» от 10.01.1991 года под названием: «Много ли получает учитель?». Как вы оцениваете новую систему оплаты труда педагогов, разделение на базовую и стимулирующую части?

- Изменения в системе оплаты труда учителей происходили и в 80-90 годы. Раньше она зависела от образования педагогов, их стажа, нагрузки. Теперь учителей стали атестовывать и разделять. Этот-первая категория, этот-последняя. Появились новые критерии: участие в инновациях, методической работе, результат. Расширился круг надбавок. Средняя зарплата достигла 11 000 рублей. Стимулирование это хорошо, но когда стимулирующую часть переложили на плечи регионов, которые в стране в большинстве дотационные, вопрос – где деньги взять?!

Алексей Алексеевич, насколько памятным для вас является период вашей педагогической деятельности в Усть-Печенгской восьмилетней школе? Вспоминаете ее два деревянных здания, являвшихся лучшими образцами деревянного зодчества на селе? Коридорами этой школы прошли многие учителя, ставшие в последствие известными педагогами в районе: М.П.Коточигов, А.М.Попова, А.И.Коншина, Л.А.Переляева, Ю.Ф.Осовской, Н.А.Осовская, А.И.Земляков, В.М.Протопопов, А.В.Протопопова, Т.И.Протопопова, Т.П.Терехова, Т.Н.Рычкова, О.И.Гончарова, В.Н.Корепова.

- Работа в Усть-Печенгской, как и в Погореловской школах один из самых приятных периодов моей жизни и педагогической деятельности в молодые годы. Не забыть те школы, как и двухэтажное, также деревянное, здание Дома учителей на берегу Сухоны. Кстати, деревянные строения благотворно влияют на состояние здоровья. Педагогический коллектив в Усть-Печеньге был очень активным. Мы занимались спортом, организовывали субботники, выезжали с концертами по деревням. Помнится в д.

Павловская открывали новую ферму, а мужчины-педагоги провели остекление. В будущее смотрели с оптимизмом. Возникла необходимость в здании новой школы, и позже появилось кирпичное строение. В старой школе была проблема с полами. Во время уроков школьный «проказник» Леня ритмично нажимал на доску пола, книжный шкаф начинал качаться, прижимал черный кнопочный выключатель и гаснул свет в классе.Учителя, не знавшие этой «шутки» были в замешательстве.

Да, вы были в ритме деревенской жизни, активны в воспитании всех жителей, проведении общественных и культурно-массовых мероприятий. А ведь был еще народный театр. Помню вас на сцене Усть-Печенгского сельского клуба участником спектакля по пьесе Н В.Гоголя «Женитьба».

- Артистизм, исполнение роли, влияние на публику – все это заложено в педагогической профессии. Городские учителя тоже участвуют в общественной жизни, но сельские больше. В деревне учитель, как говорится «швец, жнец и на дуде игрец». От сцены никогда не отказывались. На бис и при полных аншлагах проходили как серьезные пьесы, так и интермедии, пение, декламация. Перед концертом – лекция, обзор, информация, а на трибуне, конечно же, учитель. Народ не был избалован разными шоу. В ту пору в деревнях района телевидения не было. С готовой программой выступали во всех бригадах колхоза «1- Мая»и за его пределами.

В российских регионах, в т.ч. и Тотемском районе, как считается, в целях оптимизации учебного процесса, закрываются малокомплектные школы. Перефразируем кинорежиссера Абуладзе, создавшего фильм «Покаяние»: что это за дорога, если она не ведет к храму знаний? Какая семья с детьми поедет работать на село, если там нет образовательных учреждений!? Допустимо ли такое состояние в сельской местности?

- Изменения в демографии безусловно повлияли на укомплектованность школ и принимаемые решения властей. В 60-е годы в районе насчитывалось 56 начальных школ. Были школы, где с 1 по 4 класс обучалось свыше 100 детей, а были такие, где в класс не набиралось и десятка. Но к таким, как сегодня принято называть, малокомплектным школам, подходили очень ответственно. Вспоминается, когда в той же Усть-Печенге, в деревне Осовая в начальной школе в 3 классе учился один ребенок, но вопрос о ее закрытии не стоял (изменения произошли из-за проблем с учителем). Проблемы в школах, где мало учеников существуют. Нельзя приветствовать методику, когда для того, чтобы иметь нагрузку на ставку и получать зарплату, к примеру, учитель-историк вынужден вести математику, физику, биологию и т.п. Это влияет на качество знаний учащихся. Но власть, в первую очередь, должна думать о причинах отсутствия учеников в школах. Даже в Тотьме в средних школах по одному старшему классу, это роскошь. В свое время в средней №1 было по 6 классов- параллелей. Без перемен в масштабах страны проблему не решить.

Конечно, нельзя говорить, что наше местное руководство, должностные лица в районе не понимают, с какими трудностями приходиться сталкиваться современному педагогу. Сужу хотя бы по содержательной части их ежегодных поздравлений к дню учителя. Ведь не случайно, с прочими пожеланиями, в них говорится о необходимости учителю иметь терпение. Действительно, необходимо запастись терпением и надеяться на приход нового Геракла. Как вы думаете, когда это может случиться?

- Терпения педагогам не занимать. В какой еще профессии приходится постоянно находиться в нервном напряжении? Учитель вынужден терпеть и нерадивого ученика, и возбужденного родителя, и строгих проверяющих. Это постоянное состояние его души. Кто не готов терпеть, педагогом быть не может. Ну а приход нового Геракла…? Если бы гении рождались чаще, меньше страдал

бы наш народ.

Помните в «Медвежьей охоте» у Н.А.Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!». Сколько в этих словах любви, уважения, благодарности и признательности педагогу за его труд. В одном из писем, адресованных мне, ваш ученик Валерий Чиков, известный сегодня кинорежиссер и кинодраматург, вспоминает своего учителя А.А.Переляева: «… хорошо, что его встретил в момент моего формирования целой кучи понятий». Вы нас учили не начетничеству, не натаскиванию на угадайку ЕГЭ, а конкретным знаниям, жизни, как преодолевать трудности и достигать цели. Спасибо от всех выпускников той поры за вашу школу.

- Спасибо на добром слове. Пользуясь случаем хочу пожелать всем педагогам района здоровья, удачи, и как прозвучало выше, терпения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
закрепленных за подвалами и бомбоубежищами | Этиология




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.