Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура воспитательного процесса






 

Структура воспитательного процесса мобильна и зависит от целей воспитания, объективных условий, уровня творчества участников, их потенциальных возможностей, особенностей организации и др. Стержнем структуры является целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Примерная структура процесса воспитания:

1. Подготовительный этап: диагностика системы, в том числе воспитанников, постановка целей и задач, стимулирование и мотивация деятельности, создание необходимых условий, выбор оптимального варианта, форм, методов, средств.

2. Этап организации и осуществления процесса: организация педагогического влияния и деятельности, изложение необходимой информации, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развитие представлений, взглядов, убеждений, организация практических действий, выработка умений, привычек.

3. Этап анализа результатов: анализ и самоанализ результатов воспитания, оценка, выявление недостатков и путей их устранения; определение перспектив.

Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

– формирование сознания;

– формирование убеждений;

– формирование чувств;

– выработка навыков и привычек поведения.

Формирование сознания, которое называют еще осознанием воспитанниками требуемых норм и правил поведения, – важный этап процесса воспитания. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснять, зачем необходимо то или иное поведение. Многие воспитательные системы, среди них и наша дореволюционная, данному этапу почти не уделяли внимания, полагая, что особенно разъяснять все это воспитанникам не следует. Подрастут – поймут сами, а не поймут – тоже ничего не случится. Главное – научиться вести себя как следует. Необходимо без промедления приступать к действию – формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем даже лучше.

Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения – результат длительного воспитания. Но и на первых его этапах убеждения играют заметную роль. Школьник должен не только понять, в чем преимущества (или вред) определенного поведения, но и убедиться (сперва на примерах) в них. Если ему этого не показывают, а лишь бесконечно объясняют, призывают, то процесс воспитания будет развиваться медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Не было приведено достаточных доказательств того, что так нужно поступать. Воспитание остановилось на первом этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения.

Формирование чувств – еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подгвинуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Главный же этап воспитательного процесса – деятельность. Обособленно выделяют этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Это один из общих законов воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.