Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации методов воспитания и их характеристика






 

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством ученых выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Эмпирически, основываясь на опыте, действительно можно видеть эти методы. Педагог воспитывает, объясняя, рассказывая, обсуждая с детьми нормы морали, поведения и пр. Учитель воспитывает, вовлекая детей в деятельность и показывая сам образцы поведения. Наконец, он одобряет или осуждает поступки учеников, тем самым стимулирует и корректирует их поведение, развитие.

Научная классификация требует, однако, выделения строгих оснований, существенных признаков для различения объектов. Поэтому классификация методов способствует их познанию и, во-вторых, их сознательному, эффективному использованию. Но многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.

Г.И. Щукина, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

• методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);

• методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В основу классификации методов воспитания и обучения, предложенной Ю.К. Бабанским, положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты в любой деятельности: осознание, организация, стимулирование и контроль. Они, эти составляющие деятельности, их место в структуре процесса воспитания, и явились основанием для выделения четырех групп общих методов целостного педагогического процесса.

Итак, согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Рассмотрим еще одну из классификаций, в основание которой положена логика воспитательного процесса:

а) методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций, моральная дилемма);

б) методы развития поведения и деятельности (упражнение, поручение, инструктаж, пример, тренинг, игра);

в) методы педагогического стимулирования (поощрение, соревнование, требование, положительное подкрепление);

г) методы педагогической коррекции (наказание, критика, отрицательное подкрепление, метод «взрыва»).

Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям.

Рассмотрим некоторые из указанных методов.

Убеждение – это способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанников, главным инструментом которого являются аргументы, доказательства, факты, логические рассуждения. Это комплексное воздействие на психику с целью осмысления сущности явлений и процессов, доказательства истинности каких-либо положений, что, в конечном итоге, ведет к организации социально ценных действий, развитию личной культуры.

В реальном воспитательном процессе присутствуют следующие приемы убеждения: постановка задач воздействия/взаимодействия, доведение их до сознания воспитанников; информирование по какому-либо вопросу; объяснение, наставление, логическое обоснование, доказательство тезисов; иллюстрация примерами, фактами; последовательные выводы и т.п. Одновременно производится воздействие на эмоции и чувства воспитанников. Это достигается через использование ярких примеров, сравнений, описаний, юмора, через обогащение речи интересными цитатами, пословицами, через отточенную дикцию и интонацию речи. Надо помнить, что путь слова к сознанию лежит через чувства.

Широко распространено убеждение словом, которое реализуется через рассказ, беседу, дискуссию, лекцию, комментированное чтение литературы.

Рассказ – это метод, в основе которого лежит красочное повествование, эмоциональное изложение фактов. Он обладает возможностью быстро и точно раскрыть смысл нравственной нормы, поведения, сформировать отношение к обсуждаемому вопросу. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников.

Беседа – вопросно-ответный метод воспитания. В рамках этого метода через систему вопросов обсуждаются и анализируются проблемы, вырабатываются суждения, оценки.

Дискуссия – это метод, стимулирующий развитие способностей аргументировано и последовательно отстаивать свою точку зрения. Как правило, в дискуссии затрагиваются достаточно сложные, объемные вопросы. Этот метод активно развивает терпимость, деликатность, побуждает воспитанников к творческим поискам, самостоятельной работе.

Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других вопросов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методических умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале – каждый. Для этого надо придумывать блиц-опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др. Обсуждать нравственные вопросы с воспитанниками можно в процессе анализа конкретных ситуаций, фактов из жизни. Это заставляет их задумываться, оценивать поступки людей с этических позиций.

Лекция – это развернутое, систематическое изложение сущности проблемы. Лекция предусматривает логическое изложение материала, сочетание теории и конкретных фактов для построения системы рассуждений. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам.

Материалы для бесед с учениками воспитателю следует брать и из средств массовой информации, где отражены актуальные вопросы жизни страны, мира, разные стороны жизни подростков. Готовиться к воспитательным беседам надо тщательно и ответственно, продумывая и содержание, и способы подачи материала, его структуру, и стиль, тон разговора, психологическую атмосферу. Главное при этом – избегать формализма, пустоты. Надо помнить, что учителя в беседах часто говорят банальности, то, что дети и так давно знают, сводят свое выступление к «чтению морали». Это дискредитирует метод убеждения в принципе. Учитель должен сам быть убежден в том, что говорит, и его поведение должно соответствовать его словам.

Таким образом, убеждение словом может иметь успех, если будут учитываться следующие условия: научная подготовленность и эрудиция воспитателя, единство рационального и эмоционального, авторитетное положение воспитателя в глазах воспитанников и доверительное отношение к нему; логическая стройность изложения информации, психологический такт, убедительность доказательств и аргументов, эмоциональность изложения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности.Одно значение метода-примера, как мы сказали, обсуждение эталона, но есть и другое – демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества. Действие первого – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже.

Младшие школьники берут готовые образцы, они часто делают все так, как учит любимая учительница, и даже мама может потерять свой авторитет в первое время при таком учителе. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу, подростки и юноши стремятся анализировать поведение окружающих взрослых и относятся к ним весьма критично. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Поэтому задача вуза состоит в том, чтобы не только дать знания, но и воспитать будущего учителя. То же относится и к родителям: они первый и самый яркий пример для ребенка, им подражает ребенок, у них учится с первых дней жизни. Поэтому они должны сознавать огромную ответственность за воспитание, равно как и другие взрослые.

Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации. Увы, радио, телевидение, газеты и журналы пропагандируют образцы массовой культуры и в этом смысле дают плохие примеры.

Внушение – это способ словесного воздействия на психику воспитанника при пониженной критичности восприятия информации. Этот метод имеет в своей основе бездоказательное изложение информации. Как правило, легко поддается внушению человек в ситуации ожидании неприятностей, в состоянии испуга, стыда, удивления и т.д. Внушение может быть результативным, если воспитатель владеет специальными знаниями, обладает педагогическим мастерством.

Виды внушения: прямое (наставление, приказ, команда); косвенное (осуждение, намек, косвенное одобрение); самовнушение. Прямое внушение предусматривает достаточно жесткое воздействие на объект воспитания, не предполагающее рассуждений и сомнений. Косвенное внушение – мягкий вариант, рассчитанный на восприятие информации достаточно тонко чувствующим человеком.

Для обеспечения восприятия воспитанниками на веру слов воспитателя необходимо понизить критичность восприятия информации. Для этого следует притормозить рассудочную, критичную деятельность мозга. В этих целях производится достаточно сильное эмоциональное воздействие на психику человека (голосом, действиями, внешним видом). В коре головного мозга появляется сильный очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг постепенно иррадирует по коре мозга и ослабляет работу критических центров сознания. В итоге информация, минуя эти центры, идет напрямую в сознание.

Внушение реализуется следующим образом: подготовка к восприятию информации, релаксация, передача информации (особое значение – голосовые интонации), проверка правильности усвоения информации.

Условия эффективного использования метода внушения: доверительность отношений между субъектами воспитания, высокий авторитет воспитателя; учет степени внушаемости; тщательный отбор информации, нравственная направленность ее содержания; владение техникой внушения.

В последнее время широко используется метод проблемных ситуаций, поскольку в его арсенале имеются противоречия, диалоговое начало, вариативный подход.

Метод проблемных ситуаций – это путь моделирования личностных отношений, предусматривающий поиск приемов преодоления морально-психологических противоречий. Этот метод позволяет включать различные формы активности, вызывающие у воспитанников серьезные изменения, прежде всего, на уровне их личностных смыслов, мотивов, ценностей. Проблемные ситуации могут быть аналитическими, оценочными, прогностическими и альтернативными. Каждая их них имеет свой инструментарий, однако, общая схема реализации этого метода следующая: предъявление ситуации, ее глубокое осмысление, определение ведущего противоречия, поиск оптимальных решений, принятие поведенческой модели, формулировка моральных норм, проверка точности решения, выводов; перенос полученных результатов в новую ситуацию.

Метод проблемных ситуаций может иметь высокую результативность в работе с воспитанниками при условии стимулирования их активности, создания ситуации поиска, наличии доверительных отношений, стремлении преодолевать противоречия, понимании ценности личности.

В процессе развития деятельности воспитанников, направленной на приобщение к социокультурной системе, широко используются постоянно повторяющиеся действий, т.е. метод упражнений. А.С. Макаренко отмечал, что создание нужного типа поведения – это, прежде всего, вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно.

Упражнение – это способ организации деятельности, предусматривающий многократное совершение определенных действий. По существу речь идет о широко известной формуле: делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. В результате многократного повторения действий на основе осознанной нравственно-психологической нормы происходит формирование качеств личности, навыков и привычек поведения.

Среди форм применения упражнения выделяются: поручения; режим; практические занятия по культуре поведения; организация положительных поступков. Поручения как способ выполнения определенных действий могут быть представлены в виде одноразовых или постоянных заданий для воспитанников. Качественное выполнение поручений позволяет закреплять в поведении человека социально значимые нормы и правила в отношениях и деятельности.

Практические занятия по культуре поведения центрируются на предъявлении образца поведения и выполнении действий с учетом его особенностей. Повторение действий приводит к их закреплению в специально организованных ситуациях.

Этапы реализации упражнения: постановка задачи, выработка определенной программы; демонстрация образца изучаемой нормы поведения, выделение отдельных действий; многократное воспроизведение этих действий, подведение итогов.

Условия эффективного использования метода упражнения: осознание социальной значимости вырабатываемого качества; представление о конечном результате упражнения; учет интересов и возможностей воспитанников, систематичность и последовательность организации упражнений; проведение консультаций; постепенное усложнение упражнения; анализ достигнутых результатов.

Общественное мнение это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса. Проблема здесь в том, что часто неофициальное общественное мнение, например учеников, не совпадает и прямо противоположно мнению учителя. Это говорит о низком уровне воспитанности и является педагогической задачей для воспитателя класса. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности, обсуждая факты из жизни класса.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера. Приучениеэто организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять воспитанникам, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий. С первых дней в школе детей приучают к очень многому: организовать свое рабочее место, распределить время, общаться с учителем и другими детьми и т. д.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр. А. С. Макаренко, например, во время демонстрации кинофильма просил некоторых воспитанников проверить порядок в соседнем помещении. В школьной жизни нередки такие ситуации, когда ученик вынужден проявлять ответственность, инициативу, чувство солидарности.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Требования заключены в правилах поведения учащихся, в Уставе школы, в распорядке, режиме дня образовательного учреждения. В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма, которого так боятся некоторые педагоги. Все люди подчиняются требованиям, и школьники должны это тоже делать. Сложность в том, что подчиняться требованиям норм поведения, распорядку в школе должны и учителя тоже, и в первую очередь они. Вот пример: курить в школе запрещено, поэтому подростки курят на улице, за углом, на морозе, а учителя в это время с сигаретой и кофе сидят в теплой комнатке.

Следует учитывать условия использования метода педагогического требования: уважение к личности воспитанника; опора на общественное мнение; единство требований; четкость и ясность словесной формулировки; мера требования; доведения педагогического требования до конца.

Высокую активность в воспитательном процессе стимулирует метод соревнования, поскольку он побуждает воспитанников к участию в разных видах деятельности, развивает чувство собственного достоинства, стремление к достижению общего успеха, привносит оживление в организацию педагогической системы.

Как правило, соревнование предполагает следующие приемы: определение целей и задач; разработка и предъявление условий; организация хода соревнования, создание положительного фона, фиксирование промежуточных результатов, определение победителей, награждение, подведение итогов, определение перспектив.

При использовании метода соревнования необходимо учитывать следующие условия: увлеченность воспитанниками идеей соревнования; конкретность условий соревнования; пропаганда передового опыта; гласность и наглядность; умелое сочетание материального и морального стимулирования, сравнимость результатов; организация взаимопомощи; создание каждому субъекту условий для успешной деятельности.

Поощрение – это способ стимулирования воспитанников с помощью положительной оценки их деятельности и поведения. Поощрение содействует закреплению положительного опыта личности. Оно вызывает чувство удовлетворения, радости, подъема, способствует развитию у воспитанников чувства собственного достоинства, укреплению воли.

Возможны такие формы поощрения, как моральные (одобрение, похвала, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав, занесение на доску почета и др.); материальные (награждение ценным подарком, денежное вознаграждение и т.п.). При этом условия эффективного использования метода поощрения заключаются в следующем: объективность и гласность поощрения, соответствие формы поощрения заслугам воспитанников; опора на коллективное мнение; создание положительного эмоционального фона; соблюдение меры.

В воспитании может быть целесообразно использован метод перспективы как способ выдвижения и создания условий для реализации привлекательных целей и идей. В педагогической системе А.С. Макаренко перспектива стимулировала деятельность коллектива и могла быть близкой, средней и далекой. Это – завтрашняя радость, для достижения которой требуются совместные усилия и вклад каждого в общее дело. Близкая перспектива требует минимальных общих усилий и достигается сравнительно быстро и легко. Это может быть организация совместного отдыха в выходной, интересной встречи, субботника. Средняя перспектива требует больших совместных усилий, времени. Она может определяться в ситуации, когда среди воспитанников есть работоспособный актив, который доведет начатое дело до конца. Вероятно, речь может идти об участии в соревнованиях, получении образования, проведении праздника. Выдвижение и достижение дальней перспективы связано с социально значимыми планами коллектива и каждого воспитанника. В данном случае требуется кропотливая работа, максимальные общие усилия, которые могут способствовать оптимальному решению личных и коллективных задач и уникальному развитию культуры воспитанников.

Приемы, включенные в систему метода перспективы: выдвижение перспективы, определение сроков ее реализации; выделение в перспективе отдельных компонентов, составление плана работы, выбор ответственных, распределение поручений, реализация плана работы, подведение итогов.

Условия эффективного использования метода: сочетание личных и коллективных целей; стимулирование активности воспитанников; реальность перспектив; проявление инициативы и творчества.

Может представлять интерес метод критики как путь оценки действий воспитанника с помощью негативного суждения, которое корректирует поведение личности и побуждает к раскаянию и самокритике.

Критика может быть прямой и косвенной (ирония, сатира, юмор), выбор вида зависит от уровня культуры личности, межличностных отношений, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Возможно использование следующих приемов метода критики: выбор благоприятного времени с учетом психологического состояния воспитанника; детальный анализ проступка, выявление причин негативного поведения; определение меры критики; предъявление информации; наблюдение за деятельностью воспитанника; анализ последствий критики.

Условия эффективного использования метода: осознание вины и раскаяние провинившегося; авторитетное положение воспитателя и доверительное отношение к нему; эрудиция воспитателя; психологический такт, учет эмоционального состояния воспитанника; переосмысление некоторых взглядов и убеждений провинившимся, мера критики, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Через наказание осуществляется предъявление общественных требований и принуждение следовать им. Наказание применяется при совершении воспитанниками аморальных поступков, различных нарушений дисциплины, невыполнении общественных обязанностей. Наказание содействует преодолению нежелательных форм поведения, воспитанию воли, выдержки, побуждает к выполнению своих обязанностей.

Формы наказания: меры словесного осуждения (замечание, порицание, выговор); наказание по логике естественных последствий (когда воспитанник попадает в ситуацию, являющуюся логическим завершением его неправильных действий); наложение дополнительных обязанностей; наказание – ограничение; изменение отношения к воспитаннику.

Наказание включает следующие приемы: анализ проступка и его причин; изучение личности воспитанника; выявление коллективного мнения; прогнозирование психолого-педагогической ситуации; наказание; помощь наказанному воспитаннику в выборе вариантов поведения; выявление последствий наказания.

Условия эффективного использования метода: осознание вины и раскаяние провинившегося; объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку; недопустимость унижения человеческого достоинства, учет эмоционального состояния; опора на коллективное мнение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.