Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой и др.






 

Несколько иной педагогический акцент просматривается в концепции, разработанной действительными членами РАО Зоей Алексеевной Мальковой, Людмилой Ивановной Новиковой и коллективом авторов. Целенаправленное воспитание ими понимается как педагогически целесообразное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

– личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

–природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;

– культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

– гуманизация межличностных отношений: авторитаризм, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность;

– опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоциональную сферу молодого человека;

– деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе, профессионально-техническом училище, вузе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами;

– дихотомический подход к организации воспитательного процесса: в многомерной педагогической реальности существуют понятия-антиподы: «субъект-объект», «коллективность-индивидуальность», «традиции-новации», «общение-обособление», «поощрение-наказание» и т.д. Дихотомический подход позволяет избежать примитивной однозначности в толковании и реализации целей воспитания;

– дифференциация воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и педагогов) в воспитательном процессе: во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями; во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп; в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания; в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

– средовой подход в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленности), которая очень противоречива.

 

4.Концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека»

 

Достаточно перспективной в настоящее время является концепция, разработанная Валерием Петровичем Созоновым, которую можно назвать «Воспитание на основе потребностей человека». Автор, рассматривая воспитание как деятельность педагога и воспитанников, направленную на удовлетворение базовых потребностей учащихся, предлагает реализовать идею А. Маслоу и выстроить педагогический процесс вокруг таких потребностей, как:

– в защищенности, безопасности;

– быть здоровым,

– в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

– в смысле жизни;

– в творческой деятельности; в самореализации;

– в удовольствии, наслаждении.

С.П. Созонов считает возможным в основу воспитательного процесса положить идею о том, что человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Поэтому конечной целью воспитания в концепции С.П. Созонова является – стать для воспитанника ненужным. А это, по мнению автора, возможно в ситуации новых отношений, стимулирующих у воспитанника стремление быть хорошим. Во всем этом просматривается система ценностей, в центре которой самоактуализирующийся человек.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.