Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшая школа.






После октябрьской революции глубокой реформе была подвергнута высшая школа, готовившие кадры интеллигенции, специалистов высшей квалификации. Целью реформы была демократизация вузовского образования, приближение его к практике. До революции в России 105 вузов со 127 тыс. студентов. Большинство вузов находилось на территории Европейской России. После революции почти все вузы подчинили Нарком просу. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены, пролетарской молодежи разрешили поступать в вузы без предъявлении аттестата о среднем образовании. Была отменена плата за обучение, упразднены ученые степени и звания преподавателей.

С 1919 г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования. Луначарский назвал их “штурмовыми лестницами” крепости под названием вуз. В 20 –е годы создание рабфака стало ударной задачей Наркомпроса. С 1922 г. рабочее – крестьянская вузовская молодежь получила государственные стипендии. Эти меры преследовали цель изменить социальный состав студенчества и преподавательского состава.

С целью идеологизации и политизации вузовского образования с 1919 – 1921 гг. в университетах вместо юридических факультетов и исторических отделений историко –филологических факультетов были созданы факультеты общественных наук, так называемые ФОНы, где изучались работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историю формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства. С этой целью были пересмотрены учебные пособия, планы и программы вузов.

Реформа была закреплена в первом советском Уставе высшей школы, принятом 2 сентября 1921 г. Он определял 3 основные задачи вузов: подготовка кадров специалистов, ведение научно – исследовательской работы, популяризация знаний среди народа. Устав предусматривал создание в вузах партийных ячеек. Автономия старейших и наиболее крупных вузов и влияние старой профессуры резко ограничивалась Наркомпросом. Он назначал ректоров и правления, которые совместно с президиумами факультетов управляли вузами. К работе советских вузов и факультетов привлекались пролетарское студенчество. Эта реформа вызвала несколько студенческих забастовок, организованных старыми профессорами и преподавателями ряда вузов, в т.ч. Московского, Петербургского и Киевского университетов, которые были пресечены. В итоге более 150 профессоров и преподавателей были уволены и осенью 1922 г. высланы в Германию. Среди них были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и др.

В системе высшей школы появились и коммунистические вузы, готовившие партийные и профсоюзные кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова. Он был создан в Москве в 1919 г. К 1926 г. комвузов было уже 13, в них обучалось 6, 5 тыс. человек. А всего в СССР на 1926 г. было 145 вузов, в которых обучалось 167 тыс. человек.

В конце 20 – х годов резко увеличилось создание технических и сельскохозяйственных вузов. Это было вызвано курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Одновременно широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства (вечернее и заочное).

 

Наука

Тщательной перестройке подвергались и сеть научных учреждений. Главным научным центром была Российская академия наук (РАН). До революции РАН насчитывала 44 академика. За годы гражданской войны их число увеличилось на 10 человек. А в 1925 г., когда РАН отметила свой 200 – летний юбилей она располагала разветвленной системой научных учреждений, 40 институтов, комиссий, обсерваторий, музеев и др., в которых работало более 1 тыс. сотрудников. В этом же году РАН преобразовалось во всесоюзный научный центр АН СССР, подчинив его правительству. В 1929 – 1931 гг. в состав академии впервые были избраны 10 ученных – коммунистов. Их стали называть “первыми советскими академиками”, в их число входили Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, А.В. Луначарский, В.П. Волгин и др. Они смогли переломить глухую оппозицию академии советским преобразованиям общества. Ученные АН СССР внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук.

Для изучения гуманитарных наук на основе марксистской методологии и подготовки ученных – марксистов Советское государство создало научные учреждения нового типа – Социалистическую академию общественных наук, под руководством академика М.Н. Покровского.

В 1929 г. был создан центр сельскохозяйственной науки – Всесоюзная сельскохозяйственная академия им. В.И. Ленина, под руководством Н.И. Вавилова. Основной задачей этой академии было прежде всего помощь колхозному строительству.

Крупные научные достижения и работы с 1925 г. поощрялись премией им. В.И. Ленина. Ее первыми лауреатами стали академики А.Н. Бах, В.А. Обручев, а также профессор В.П. Воробьев, который по своему методу забальзамировал тело В.И. Ленина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.