Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения






 

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения (далее — земли несельскохозяйственного назначения) относятся земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующих функций. Граждане также являются субъектами, осуществляющими установленное законом использование данной категории земель, однако, как правило, специальной несельскохозяйственной деятельностью на этих землях занимаются предприятия, учреждения и организации. Земли данной категории непригодны для ведения сельского хозяйства или являются сельскохозяйственными угодьями худшего качества.

Основное целевое назначение рассматриваемых в этой теме земель состоит в их использовании в целях, обусловленных деятельностью располагаемых на них объектов. Отличительной чертой правового регулирования земель несельскохозяйственного назначения является постоянное появление под влиянием научно-технического прогресса новых форм их целевого использования. Так, развитие науки и техники, особенно в последние десятилетия, привело к появлению таких землепользователей, как аэропорты, космодромы, атомные электростанции, телецентры и т. п. В силу этого обстоятельства законодатель оставил перечень видов и форм использования данной категории земель открытым.

Отличительным признаком правового режима земель несельскохозяйственного назначения является то, что они выступают в качестве пространственного операционного базиса для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения и не являются сельскохозяйственными (Действующее законодательство не запрещает предоставлять неиспользуемые земли несельскохозяйственного назначения сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в аренду или в концессию). Это обуславливает необходимость рационального использования данных земель, заключающегося в их максимальной экономии при отводе под соответствующие несельскохозяйственные объекты.

Особенности правового режима земель несельскохозяйственного назначения порождаются вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных зон. Они представляют собой пространственные разрывы, чаще всего занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель. Земельный кодекс выделяет четыре вида специальных защитных зон:

1) Так, вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов создаются специальные охранные зоны, которые призваны обеспечить нормальные условия их эксплуатации, предупредить повреждения, а также уменьшить негативное воздействие на окружающую природную среду и человека. Правовой режим охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного назначения.

2) Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и иные, с целью обеспечения их санитарно-эпидемиологической защищенности.

3) Создание санитарно-защитных зон обусловлено необходимостью отграничения объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т. п., от территорий жилищной застройки.

4) Для обеспечения функционирования военных объектов, сохранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, а также для защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах, создаются зоны особого режима использования земель.

Создание специальных защитных зон не лишает собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, земли которых оказались в пределах таких зон, права пользования ими. Однако на этих землях согласно статьям 112—115 Земельного кодекса вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности, несовместимых с теми целями, для достижения которых создаются специальные защитные зоны. Так, в пределах охранных зон линий электропередачи запрещается жечь костры, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т. п.

Собственникам земли и землепользователям, на территории которых устанавливаются защитные зоны, возмещаются убытки, связанные с ограничением их прав, включая упущенную выгоду. Эти убытки в соответствии со статьями 90, 95, 97, 101 и разделом V Земельного кодекса возмещаются теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, деятельность которых порождает необходимость установления таких зон (Порядок определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 284; письмо Госстроя и Госкомзема Украины от 26 марта 1999 г. № 7/250 «О возмещении убытков собственникам земли и землепользователям»).

Земельный участок несельскохозяйственного назначения может иметь различный правовой статус в зависимости от того, в пределах какой категории земель он находится. Например, если земли транспорта находятся в пределах земель сельскохозяйственного назначения, они приобретают статус последних. Однако если эти земли расположены на землях населенных пунктов, то приобретают статус земель жилищной и общественной застройки.

Правовой режим земель несельскохозяйственного назначения регулируется общими и специальными нормами.

К общим относятся нормы законов:

- «О транспорте»,

- «Об энергетике»,

- «Об охране окружающей природной среды» и иных нормативных актов общего характера.

Они регламентируют общие требования к использованию земель несельскохозяйственного назначения, отношения, связанные с обеспечением их охраны, и т. п.

Специальными нормативными актами являются:

- Земельный кодекс

- Закон «Об арен де земли»

- Закон «О плате за землю»

- и другие нормативные акты, регулирующие условия и порядок предоставления земель несельскохозяйственного назначения в собственность и пользование, в том числе на условиях аренды, условия и порядок их изъятия и выкупа, права и обязанности собственников земли и землепользователей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.