Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет истории, философии и права

Кафедра отечественной истории

 

Изучение истории родного города, как способ формирования патриотизма и гражданской идентичности в рамах элективного курса " Мой город Омск"

Исследовательский проект

по теории и методике исторического образования

по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

магистерская программа «Историческое образование»

Выполнил: магистрант 2-го года обучения,

направление «Историческое образование»

Жакупова Татьяна

Научный консультант: к.филос.н, доцент

Навойчик Е.Ю.

Исследовательский проект защищен

«___»__________20__г.

Оценка_________________

Председатель ГЭК_____________________

(подпись)

 

Омск 2015

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования чувства патриотизма и гражданской идентичности учащихся. 6

1.1. Патриотизм и гражданская идентичность: понятие и компоненты. 6

1.2. Особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников. 10

Глава 2. Практика формирования патриотизма и гражданской идентичности через элективную деятельность. 14

2.1. Диагностика начального уровня информационно-познавательного компонента 14

2.2. Содержание проекта элективного курса «Мой город Омск». 16

2.3. Итоговая диагностика. Предполагаемые результаты.. 17

Список используемой литературы.. 21

Приложение 1. 22

Приложение 2. 23

Приложение 3. 44

Приложение 4. 45

 


Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.

Введение

Актуальность

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития России приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.

Город в сегодняшней России – это не только поселение с уникальной экономикой. Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.

Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.

Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. Большая роль должна отводиться внеурочной деятельности, которая реализуется в элективных курсах. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности.

Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

Гипотеза:

Изучение истории своего города, где учащиеся смогут самостоятельно оценивать историю, позволит сформировать патриотизм и гражданскую идентичность у учащихся. Особенности учащихся 9(3) класса позволяют реализовать данную цель в рамках школьной программы (элективного курса).

Цель: Разработать программу элективного курса «Мой город Омск», развивать у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи:

Определить компоненты гражданской идентичности и патриотизма;

Выделить особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников;

Диагностировать начальный уровень информационно-познавательного компонента;

•Разработать программу элективного курса;

•Разработать методические рекомендации для дальнейшего исследования.

Этапы реализации проекта:

Диагностический: выявить начальный уровень информационно-познавательного компонента

Организационный: утверждение программы действий по реализации проекта.

Основной: деятельность по реализации проекта.

Постпроектный: анализ результатов, поиск путей дальнейшей работы.

 

Диагностики:

В качестве начальной диагностики мною была выбрана форма самостоятельной работы учащихся, а именно написание эссе по одному из вопросов истории родного края. Конечно, реальное чувство патриотизма на бумаге проверить достаточно сложно. Данное чувство должно воспитываться не только в школе, но и дома.

Выбор данного метода оценки учащихся обоснован тем, что учащиеся 9 класса должны обладать всеми умениями, необходимыми для реализации проекта.

Итоговая диагностика так же заключалась в итоговой самостоятельной работе.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.