Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Методы сбора первичной социологической информации ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода: опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент. Самым распространенным методом сбора первичной информации, с помощью которого получают почти 90% всех социологических данных, является опрос. Он предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процессы, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Опрос представляет собой вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов). Преимущества опроса определяются его организационными возможностями, так как организовать опрос легче, чем любой другой метод социологического исследования; дешевизной; содержательностью и универсальностью информации, которую можно получить по самым разным проблемам; возможностью максимального использования технических средств для обработки данных. Недостатки опроса вызваны тем, что на качество полученной информации влияет личность респондента – уровень его образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и др., а также личность самого исследователя – уровень его профессионализма, коммуникативные способности и т.д. Выделяют следующие виды опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос. Наиболее распространенным видом является анкетирование. Анкетирование – опосредованный письменный опрос по заранее разработанному инструментарию (анкете; опросному листу). Анкета содержит ряд вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов, которые рассматриваются в качестве объекта исследования. Как правило, анкетой называют не любой перечень вопросов, а лишь то, что обращено к множеству людей, опрашиваемых стандартным образом, что позволяет использовать аппарат статистики. Кроме того, респондент должен самостоятельно заполнить анкету по определенным правилам, которые изложены в инструкции к анкете. Анкета должна быть четко структурирована: она начинается с вводной части – обращения к респонденту. В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, способ заполнения анкеты, гарантируется анонимность. Вводная часть должна быть разработана так, чтобы человек захотел отвечать на вопросы, которые составляют основную часть анкеты. Третья часть – так называемая «паспортичка», содержащая демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, место работы или проживания, социальное положение и т.д. Конкретика демографических данных зависит от целей и задач исследования: если важны половозрастные различия, включаются графы «пол» и «возраст». Вводная часть является очень важным элементом анкеты, так как в ней описывается цель исследования, характер использования результатов, способ заполнения анкеты, гарантируется анонимность. Примером вводной части может служить следующий фрагмент: «Уважаемый респондент! Тема социальной ответственности бизнеса становится все более и более популярной в Республике Беларусь. БГЭУ проводит социологическое исследование по изучению представлений социальной ответственности у руководителей и специалистов белорусских субъектов хозяйствования и выявлению типичных качеств личности социально ответственного работника. Просим Вас принять участие в анкетном опросе, результаты которого будут способствовать гармонизации социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и повышению роли отечественного бизнеса в белорусском обществе. Прочтите сформулированные в анкете вопросы и отметьте любым способом номер варианта, в наибольшей степени соответствующий Вашему мнению, или дайте свой вариант ответа. Анонимность участия гарантируется». Составление анкеты требует компетентности и опыта социолога, так как предлагаемые в анкете вопросы должны быть одинаково поняты различными социально-демографическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности. Поэтому особое внимание должно быть уделено группировке вопросов в итоговую структуру, обладающей логической последовательностью. Логика построения вопросов в анкете определяется целями исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Журналист или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью. Последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (от наиболее простых вопросов к более сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования). Структура и последовательность вопросов в анкете представляют также установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждения уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Поэтому вопросы должны быть, с одной стороны, максимально конкретными и точными без неясностей и двусмысленности, а, с другой – корректными и контактными, потому что благодаря правильной постановке вопроса увеличивается возможность получения надежных сведений, повышается качество социологических данных. Например, можно ли получить надежную информацию у красивой девушки, если включить вопрос «разделяете ли вы мнение, что все красивые девушки – дуры?» По характеру ответов на поставленные вопросы они делятся на следующие виды: · открытые вопросы – в этом случае опрашиваемый сам формулирует ответы на вопросы. Например, на вопрос «Как вы провели выходные дни?» респондент может дать ответ «Ездил на дачу» или «Ходил в кино». Полученный ответ дает максимум информации по теме исследования, что является важным для социолога. Однако обработка и кодировка таких ответов вызывает определенные сложности, что приводит к ограничению использования компьютеров. · закрытые вопросы, когда после текста вопроса опрашиваемому предлагается набор альтернатив. Например, на вопрос «Как вы относитесь к употреблению легких наркотиков?» предлагается следующий перечень ответов: «Отрицательно», «Не вижу большой беды», «Положительно». В этом случае опрашиваемый выбирает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. · полузакрытые вопросы, когда наряду с набором определенных вариантов ответов респонденту предоставляется возможность высказать в свободной форме свое личное мнение по исследуемой проблеме. · шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. · вопросы-меню, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. · дихотомические вопросы (или альтернативные) предполагают ответы по принципу «да-нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. Социологическое интервью является наиболее гибким методом сбора социологической информации, который используется на подготовительной стадии исследования, при проведении пилотажного исследования с целью отработки и корректировки инструментария, как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования, и т.д. Интервью предполагает проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Отличие интервьюирования от анкетирования состоит в способе общения социолога и респондента, когда между ними осуществляется непосредственный контакт; в большем количестве времени для получения одного и того же объема информации; наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат; отсутствие анонимности. По степени формализации интервью подразделяются на нестандартизированное (свободное), стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное. · нестандартизированное интервью предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социолог в данной ситуации разрабатывает опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответ в свободной форме. Главная задача интервьюера – правильно зафиксировать ответы респондента. Данный вид интервью весьма сложен как для респондента, поскольку на обдумывание вопроса и формулировку ответа у него уходит больше времени, так и для интервьюера, который тратит массу времени и сил на регистрацию полученных ответов. Определенные трудности вызывает также последующая обработка и кодировка полученных материалов. Эти обстоятельства обусловили нечастое использование свободного интервью в практике социологических исследований, хотя в ряде случаев именно этот вид интервью представляет особую ценность, так как поставляет наиболее полные, глубинные, содержательные ответы в их широком диапазоне. · стандартизированное интервью п редусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где также четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность использования данного вида интервью заключается в том, что не предоставляется возможности задать респонденту большое количество вопросов (есть пределы памяти интервьюера, и весьма сложным является запомнить более 20-25 вопросов с вариантами ответов на них). Увеличение же числа задаваемых вопросов приводит к их плохому восприятию на слух. При формализованном интервью вопросы могут иметь и открытый характер. В этом случае строго задается только перечень и порядок вопросов, варианты же ответов не фиксированы. Однако в любом случае ситуация формализованного интервью ориентирует исследователя-интервьюера на четкую работу с опросным листом, строго определяющим порядок и формулировку вопросов и соблюдение инструкции по проведению интервью. · полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей как формализованного, так и неформализованного интервью. Социометрический опрос – опрос, применяемый в малых социальных группах с целью выявления межличностных отношений между членами группы, неформальных лидеров групп. Техника данного вида опроса состоит в том, что респондентам задают вопросы, построенные по схеме типа: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали для...», «Как вы думаете, кто из членов вашей группы выбрал бы вас для...». Критерии отбора бывают формальные (связаны с организацией совместной деятельности) и неформальные (связаны с эмоциональными и межличностными отношениями, развлечениями, досугом). Дальнейшая обработка результатов предполагает построение различных матриц, выведение коэффициентов эмоциональной сплоченности группы, построение социограмм. Экспертный опрос – этотип опроса, основанный на отборе компетентных лиц (экспертов) для проведения экспертной оценки. Его отличие состоит в том, что в качестве опрашиваемых к нему привлекаются лица, компетентные в той сфере теоретических знаний или практической деятельности, которая является предметной областью данного исследования. При проведении экспертного опроса не всегда представляется возможным обеспечить процедуру анонимности либо анонимность экспертных оценок не предусматривается. Экспертный опрос можно свести к четырем основным разновидностям: разовый индивидуальный опрос (индивидуальное анкетирование и интервьюирование); индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); разовый групповой опрос (совещание, дискуссия, метод деструктивной отнесенной оценки и «мозговой штурм»); групповой многократный опрос (любой групповой опрос, направленный на решение комплекса взаимосвязанных проблем, осуществляемый в несколько туров, ступеней, серий, итераций либо непрерывно). Количество вопросов, применяемых в анкете, во многом обусловлено уровнем образования, степенью компетентности и мерой внутренней ответственности респондентов. Для сбора социологической информации также используется наблюдение. Наблюдение – это метод прямой регистрации исследователем социальных событий и условий, в которых они имеют место. Источником информации в этом случае выступают внешние проявления социальных явлений. Главным его преимуществом является то, что наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. В то же время наблюдение характеризуется определенной долей субъективизма, так как предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. По степени формализации наблюдение делится на стандартизированное, при котором исследователь сосредотачивает внимание на заранее определенных им наиболее важных элементах изучаемой ситуации, и нестандартизированное наблюдение, при котором элементы процесса, подлежащие изучению, заранее не определяются. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают включенное и невключенное наблюдение. Наблюдение называют включенным, когда исследователь находится внутри изучаемого объекта и, осуществляя непосредственный контакт с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Классическим примером является американский социолог У.Уайт, который три года прожил в квартале итальянских эмигрантов одного из американских городов, изучая их взаимоотношения, обычаи, жаргон, адаптацию к новой культуре и т.д. Из российской практики можно вспомнить антрополога Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь аборигенов Новой Гвинеи и Папуа. Наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (коллективу известны цели и задачи исследования). При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта; он не включается в ход событий и не задает вопросов. Анализ документов является методомполучения социологической информации, содержащейся в документах: статьях, докладах, фото- и аудиозаписях и т.д. Документы, отражающие все сферы жизнедеятельности общества, являются незаменимым источником информации для социолога, поэтому они широко используются на всех этапах исследования: для изучения проблемной ситуации, всестороннего анализа объекта, максимально полной и глубокой интерпретации полученных результатов. Под документом в социологии понимают знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-либо материальном носителе, например рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма доклада, магнитофонная запись выступления, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи. Все чаще для фиксирования, передачи и хранения информации используются такие новые носители, как микрофильмы, компьютерные дискеты, лазерные диски. Документы можно классифицировать по разным основаниям: по статусу источника документы подразделяются на неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе) и официальные (документы различных организаций); по степени опосредованности выделяют первичные документы, созданные на основе непосредственного опыта автора, и вторичные, созданные на базе обобщения первичных документов; и др. Для анализа документов используются как неформализованные (качественные), так и формализованные (качественно-количественные) методы. Качественный анализ сводится к чтению документа и интерпретации его содержания с использованием общих логических операций. Чтобы избежать субъективизма такого анализа, обусловленного тем, что уровень знаний и способностей исследователя, его психологические особенности и идеологическая позиция в той или иной степени отражаются на характере интерпретации документа и выводах, используются приемы формализованного анализа документов, получившего название «контент-анализ». При контент-анализе, который носитформализованный характер, содержание информации переводится в определенные количественные показатели с целью дальнейшей интерпретации. В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено. Социальный эксперимент – это метод получения социологической информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. Для проведения эксперимента социологи создают специфическую ситуацию с направлено воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Количество участников эксперимента, как правило, невелико и не превышает 10-15 человек. Сопоставление двух групп выявляет разницу в их деятельности и позволяет судить, произошли ожидаемые изменения или нет, т.е. контрольная группа служит эталоном сравнения. В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено из-за непредвиденных последствий. Примером может служить Великая октябрьская революция 1917 года, перестройка 1990-х гг. и т.д.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое прикладное социологическое исследование? Какова основная цель его проведения? 2. В чем состоит отличие ПСИ от фундаментального исследования? 3. Какой вид ПСИ считается самым глубоким? Почему? 4. Можно ли использовать информацию о социальном объекте, полученную в результате проведения точечного исследования, для выявления динамики его развития или изменения? Почему? 5. Каковы основные этапы прикладного социологического исследования? 6. Что такое полевой этап ПСИ? 7. Для чего нужен социальный мониторинг? 8. Что такое программа прикладного социологического исследования? Какова ее структура? 9. В чем состоит отличие проблемной ситуации от проблемы? 10. Какова специфика объекта ПСИ? Какие его признаки должны быть отражены в названии прикладного социологического исследования? 11. Что такое предмет ПСИ? Как он соотносится с названием исследования? 12. Что такое гипотеза? Какие виды гипотез используются в ПСИ? 13. Как осуществляется интерпретация и операционализация понятий? 14. Чем определяется объем генеральной и выборочной совокупностей? 15. В чем состоит главное требование к выборке? 16. Каковы основные методы сбора первичной эмпирической информации? 17. Что такое опрос? Какие виды опроса используются для сбора первичной эмпирической информации? 18. В чем заключается специфика анкетирования? 19. Какие требования предъявляются к составлению анкеты? 20. В чем состоит преимущество закрытых и открытых вопросов? 21. Какие виды интервью используются для сбора первичной эмпирической информации? Требования к интервьюеру. 22. Какой вид опроса не гарантирует анонимности респондентов? Почему? 23. В чем состоит отличие включенного наблюдения от невключенного? 24. Что такое контент-анализ? 25. Почему социальный эксперимент редко используется для сбора первичной социологической информации?
[1] Таблица 8.3.2. // Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. – М.: Наука, 1968. – с. 270.
|