Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная защита интересов женщин






Сущность и эволюция «женского вопроса»

Женский вопрос. В древности родовую месть называли женским вопросом. Труднее всего уговорить к примирению было женщин. Они особо упорно настаивали на исполнении кровомщения, они же и защищали кровников. Если женщина мстила сама, это приравнивалось к героическому подвигу.

В начале XIX в. в романах французской писательницы Ж. Санд был вновь поставлен женский вопрос – вопрос об освобождении женщин. На первом этапе главной задачей движения женщин, развернувшегося вначале в Великобритании, являлось получение права на гражданство, права на участие в голосовании, права на доступ к образованию и здравоохранению. Это движение называлось “суфражизм”. Оно охватило США, Россию, многие страны Европы в XIX – начале XX столетия. В результате женщины обрели право избирать и быть избранными в законодательные органы, право распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае развода, возможность заниматься наукой, общественной и государственной деятельностью.

За эмансипацию женщин боролись анархисты. В программе Славянской секции Интернационала и “Революционном катехизисе” анархист М.А. Бакунин требовал полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной и замены легальной семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным, уничтожения семейного права и права наследства. Он выступал за социальные гарантии матери и ребенку на период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом женского движения М.А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой целью в России XIX в. организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия высших женских курсов.

Анархизм также боролся за освобождение женщин от работ по дому. Князь П.А. Кропоткин писал о женщине: “Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей жизни отдает на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной! ”. Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. “Освободить женщину, – писал П.А. Кропоткин, – не значит открыть для нее двери университета, суда или парламента; потому что освобожденная женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину – значит избавить ее от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит – устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни”.

С конца ХIХ в. начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия первыми признали за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893 г., избирательными правами. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906–1907 гг., в Дании – в 1915 г., в Германии, в Швеции и Соединенном Королевстве – в 1918 г. и в США – в 1920 г. Во Франции женщинам ждали этого момента до 1944 г., в Италии – до 1945 г., а в Швейцарии – до 1971 г. Во многих из этих стран первыми получили право голоса лишь некоторые женщины – те из них, которые отвечали цензовым критериям землевладения национальности. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участниками борьбы за свободу. К 1998 г. женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и в Республике Бруней.

Таким образом, женский вопрос в основном был решен. Женщины получили избирательную власть и применили ее для решения двух важнейших задач: 1) выбора мужа; 2) выбора стратегии деторождения.

Понятие «женский вопрос» по своему содержанию широкое. Оно охватывает социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни, и прежде всего в экономике и политике, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту правового и фактического равноправия.

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав – на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование ( на доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце ХIХ в.); на участие в выборах (суфражистки – участницы движения за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав – в начале ХХ в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя со второстепенного положения в обществе.

Отправным пунктом решения «женского вопроса» в нашей стране следует считать 1918 год, когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни – гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни – был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов и законов. Уже в 1918 г. проходит первый Всероссийский съезд женщин – работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Движение женщин за равноправие принимало в стране все более массовый характер, оно встречало поддержку и со стороны мужчин. Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами начинали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование. Проводились массовые дискуссии по различным аспектам отношений между мужчинами и женщинами: брак и семья, свободная любовь, родительский дом, свобода женщины распоряжаться собой и своим телом.

В эти же годы, несмотря на переживаемые страной военно – экономические трудности, издавались женские журналы «Коммунистка», «Работница», «Крестьянка», «женские странички» в ряде центральных и местных газет, издания серии книг и брошюр «Библиотечки для женщин». Все это способствовало распространению идей о равноправии женщин в стране. До 1926г. продолжали выходить и некоторые популярные издания для женщин, существовавшие еще в дореволюционное время.

Однако первоначально демократическая социальная политика в отношении женщин постепенно трансформировалась. В 1934 г. под предлогом, что в большинстве центральных районов страны решена женская проблема, была свернута и затем прекращена особая работа среди женщин. Мотивировалось это тем, что большинство женщин вовлечено в общественное производство в городе и в кооперативной деревне и, таким образом, преодолена их социальная отсталость.

Общие идеологические и социально – экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин. Индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Распределение продуктов по карточкам, реализация лозунга «Кто не работает, тот не ест» обеспечивали почти стопроцентную и мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство. Коллективизация и массовое раскулачивание подорвали экономические основы патриархальной сельской семьи и тем самым также вынудили женщину идти на заработки в колхоз или в город, - чаще всего это была тяжелая, непрестижная, малооплачиваемая работа. Уже к 1940г. удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составили 38, 9%. Резко возрос данный показатель в военный и послевоенный период.

Но в таком виде дарованное женщине «право на труд» явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительной нагрузкой, добавившей к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Политика в отношении женщин стала определяться с позиции того, что они должны дать обществу. Нужны были стране рабочие руки – иди и рожай, причем в послевоенные годы этому «способствовали» такие правовые санкции, как запрещение разводов, абортов и подачи исков на установление отцовства и взыскание алиментов.

Однако, несмотря на некоторые дискриминационные меры, российские законы в отношении равноправия женщин были самыми прогрессивными и оказали существенное воздействие на «женское» законодательство в других странах. Кроме того, не сбрасывая со счетов волюнтаристские подходы и трудности 30 – х годов, следует признать опыт решения «женского» вопроса в нашей стране бесценным и остро необходимым в современных условиях возрождающегося женского движения в России. Ведь отношение к женщине у нас до сих пор патриархально – функциональное. Общество использует силы и потенциал женщин на производстве, в семье, в общественной жизни, не особенно заботясь о том, что оно дает ей в свою очередь.

Итог же социальных трансформаций в Росси состоит в том, что фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко снижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки и реформ; общество пришло к социальной дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Изменился социально – психологический настрой в женском социуме. По данным ВЦИОМ, на конец 1999 г. почти 40% женщин испытывали напряженность, раздражение, 15, 4% - страх, тоску. И только 4, 3% могли сказать, что их настроение прекрасное.

Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. Фактически положение женщин в России – это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979г. и вступившей в силу в сентябре 1981г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.