Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.






 

 

В управлении социальной работой все направле­ния ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач, предусмат­ривающих: конкретную социальную защиту определен­ных категорий жителей; развитие системы медицинс­кого обслуживания (в том числе страховой медицины); борьбу с преступностью и укрепление правопорядка; разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения; разработку и реализацию от­дельных программ по работе с молодежью; реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей; торговое и бытовое обслуживание льгот­ных категорий населения; развитие объектов и инфра­структуры социальной защиты населения.

Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управ­ления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был Анри Файоль. В качестве основания клас­сификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последователь­ные этапы: предвидение, организация, распорядитель­ство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управле­ния: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование); оперативное управ­ление (организация, координация, руководство, моти­вация); заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Целеполагание — это начальный момент управле­ния, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управ­ления социальной работой представлен во взаимодей­ствии ближайших и долгосрочных, тактических и стра­тегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной за­щите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удов­летворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе - концепции социальной работы и целевой модели уп­равления социальной работой.

Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирова­ния, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы; выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, ви­дах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возмож­ных вариантах и сроках осуществления изменений.

Программно-целевой критерий предполагает раз­деление прогнозирования социальной работы на поис­ковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития со­циальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для дости­жения поставленных целей.

По времени упреждения прогнозирование социаль­ной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), сред­несрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специа­лизированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогно­зирования дают более достоверные оценки.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является струк­турное совершенствование на различных уровнях уп­равления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления: верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика; средний, управленческий, уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов; низовой уровень — это социальные организации, различные неправительствен­ные (благотворительные) общественные организации.

На каждом из этих уровней управление социаль­ной работой осуществляется в рамках трех ветвей вла­сти: законодательной, в лице органов системы предста­вительной власти; исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, орга­нов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной.

Основным государственным органом в области со­циальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит: раз­работка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи; анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ (организация обслу­живания и обеспечение пособиями; реабилитация ин­валидов; социальная помощь семье и детям и др.).

Исполнительными органами управления социаль­ной работой на региональном и местном уровне явля­ются учреждения социального обслуживания (центры, отделения):

— обеспечивающие оказание социально-экономи­ческой, медико-социальной, правовой помощи населе­нию;

—осуществляющие социальную помощь на дому и дневное пребывание в спецучреждениях лиц пожило­го возраста и инвалидов;

— осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних; помощь детям, оставшимся без родителей и др.

Управление социальной защитой населения по ли­нии законодательной власти осуществляется Государ­ственной Думой Российской Федерации, областными думами и думами автономных республик, законодатель­ными собраниями местного уровня самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т. д.) имеются различные орга­низационные структуры по оказанию социальной по­мощи населению: администрация, профсоюзы, различ­ные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии неправительственных организаций. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учреди­тельные документы (устав, положение и т. д.), в кото­рых указываются состав и функции органов управле­ния, их права и обязанности.

Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также не­посредственную организацию их исполнения. В процес­се исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности испол­нителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы ста­новятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, " смежни­ков", контрагентов, конкурентов и т. п., способных ока­зать существенное положительное или негативное воз­действие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинте­ресованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управ­ления.

Заключительное управление (контроль, учет, ана­лиз) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда по­лезно остановиться, проанализировать создавшуюся

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.