Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческая жертва злым духам






(Идея искупительной жертвы)

 

В старину, рассказывал мой отец, у нас когда-то жил че­ловек, по имени Джангсай. Когда ему исполнилось семьде­сят лет, он сильно захворал и, лежа при смерти, пригласил шамана, не помню кого именно, кажется, Суор Оххон. Тогда шаман совершил камлание над больным, привязав к столбу («коновязи») одного старика.

При камлании будто бы говорилось, что это (человеческая жертва) является — «заменой себя, выкупом за жизнь», т. е. жизнь больного выручалась предоставлением в распоряжение злых духов жизни другого.

В заключение моления при высказывании своего провиде­ния шаман будто бы сказал:

«Этот человек (т. е. тот, кого он обрекал на жертву), оказывается, имеет сам сильных «духов покровителей- богов», поэтому он (его душа), превратившись в жаворонка, упорхнул в небеса; видимо для старика Джангсая наступила пора умирать»!

При этом шаман добавил:

«Я этого человека (которого он жертвовал) препоручил духам, наводящим на людей безумие, и он в будущем умрет от умопомешательства».

Это, по рассказам, происходило еще во времена язычества. Тот человек, которого привязали к столбу, на старости крестился и получил имя Филиппа. Последний умер, когда ему исполнилось девяносто лет.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Белый и черный шаманизм

(Культ конного и рогатого скота)

 

Павлов Николай Устинович 76 лет,

2-го Мальжегарского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

16 января 1925 года.

 

ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ

(«Белые» и «черные»)

 

Шаманы делятся на тех, которые совершают путешест­вие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умерших до наступления естественной смерти и превратив­шиеся в злых духов, «духов -пожирателей», как принято име­новать их в новейшей этнографической литературе).

Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут прино­сить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» — корова).

Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.

 

 

Барахов Трофим 68 лет,

Кэнтикского наслега

Верхне-Вилюйского улуса.

4-го марта 1925 года.

г. Вилюйск.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.