Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испрошение шаманами детей






 

Кюннэт-Князь имел двух жен, но оне долгое время были бездетны. Поэтому он пригласил из Вилюя одного шамана небожителей («айыы ойуна»), не причастного ни к чему грязному и нечистому, чтобы совершить моление о даровании детей. Из Намцев пригласили другого шамана небожителей, чтобы при совершении «айыысыт тартарар» (обряд испрошения женских родов) исполнять обязанности «кутуруксута» (помощник главного шамана, который, по-видимому, в древности играл роль возницы, тогда как сам шаман изображал верхового коня).

Моление совершали летом до Петрова дня, устроив пред­варительно праздник кропления кумыса в честь Белого Создателя («Юрюнг Айыыга»). Совершая священнодействие, оба шамана вознеслись к Белому Создателю. (Шаманское камлание представляет из себя символическое путешествие духов к тем или другим божествам. Шаман, стоя в юрте, пока­зывает в лицах и словах все отдельные моменты этого путе­шествия в ряде драматических актов, разделенных небольшими антрактами. Игра сопровождается диалогами и монологами в стихах и в прозе).

Вот они добрались до Юрюнг-Айыы. Говорят ему (поют): «Кюннэт-Князь, ниспосланный по твоей воле на среднюю землю, не имеет детей. Его две жены лишились способности рожать. Он послал нас с просьбой к тебе — даровать ему детей»!

На это Юрюнг-Айыы ответил (рассказчик добавляет — «шаман говорит за него»):

«Его именитый дед (т. е. Тыгын — якутский царь) мешал размножению хорошего скота, дочиста истребляя их, не давая размножаться породистым и родовитым людям, постоянно уничтожая их. Поэтому я живу, не чувствуя к нему (по­томкам его) доброго расположения. (В подлиннике — «халльыйан олоробун», дословно — «живу, отвернувшись от него»)».

Шаман стал неотступно умолять божество. Наконец, оно ответило:

«Ну, пусть будет так: дарую ему сына по имени Айанньыт- Ыстырыан, вторым именитого Айгаан-Кюрююкю, который ро­дится с назначением благоустроить землю»! (Дословно — «кюрюёлюю, хасаалыы» — поставить изгороди и построить жеребячьи хлева. Это выражение употребляется в разговоре в смысле—управлять, привести в порядок).

Шаманы обернулись назад, стали спускаться. В это время задний шаман—намец, чуть приостановившись (как будто к чему-то прислушиваясь), бросил беглый взгляд куда-то сторону.

Старший, вернувшись на землю, сказал:

«Я принес вам души двух детей, имена их должны такие-то».

И с этими словами он вдохнул их в темя старшей жены.

Старик Кюннэт-Князь вопрошает младшего шамана: «Не узнал ли ты какие-либо добрые вести, что нам скажешь»?

Тот ответил:

«Я слышал голос живущей внизу Айыысыт (богиня- покровительница семьи, браков и чадородия), она говорит: «И я когда-то даровала им избранный рослый скот, и я давала им плодовитое и знатное потомство! Почему вы ныне обходите меня сзади, как будто мыс, увешанный жертвенными шкурами для злых духов? Почему проходите мимо меня спереди, как будто сопку, населенную страшными духами? И теперь ведь не оскудела моя дающая рука!

На следующий день попросили младшего шамана совершить моление к Айыысыт. Он пришел к богине, умоляет и просит. Айыысыт сказала:

«Я дарую им сына, по имени Могой-Сыраан, вслед за ним крепкого и упрямого нравом наподобие лиственичной крени Кииллээйи Сабарча, еще сына, по имени Хара-Батык Кётююнэп, (Черная Борода К.) и, наконец, четвертого, по имени Тасыччы-Бэрт. (В переводе — свыше меры, лучший, совершен­ный). Затем, чтобы он не огорчился тем, что лишился удо­вольствия прибыть к коновязи иноплеменников свадебным гос­тем («Омук» — иное племя, но обычно это слово употребля­ется и для обозначения людей иных улусов и дальних насле­гов), я дам ему двух дочерей. Дарованные мною дети все будут счастливы.

С этими словами богиня дала шаману два камня «сата» (будто бы во внутренностях разных животных иногда находят человекоподобные камни, которые по понятиям древних яку­тов влияют на погоду) с особыми именами — «Кютэрчин» и «Тагыалай» — для прикрытия дороги детей. (Смысл послед­ней фразы не удалось выяснить). При этом она просила по­ложить эти камни на полку боковой матицы юрты и обещала после убрать их сама.

Когда шаман вернулся от богини, на следующий же день выпал снег, образовавший покров, толщиной в целую четверть. («Харыс» — расстояние между концами растянутого большого и среднего пальца руки). Под тяжестью этого снега ветви деревьев поникли к земле. Через день весь снег растаял. Как сказано было шаманами, родились шесть сыновей идве дочери. Сына Айгаан-Кюрююкю К- Князь дал своему старшему брату Баай-Баабыкыю для усыновления.

Сабарча-Кииллээйи был любимым сыном отца. Когда он плакал, вытягивался, будучи двухлетним, его детская колыбель, сделанная из лиственничных досок, давала трещины. Кормили его молоком семи коров- стародоек, но и такое количество молока было для него недостаточно. Когда он вырос, из него вышел необычайно сильный и мощный человек...

 

 

Попов Иван Николаевич 30 лет,

1-го Бордонского наслега

Нюрбинского улуса.

11 марта 1925 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.