Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предположим, что вредные советы не выполняются детьми буквально. Но то, что они расшатывают традиционную модель взаимоотношений в семье и обществе – совершенно точно.






За последние 20 лет произошли колоссальные изменения, которые на бытовом уровне фиксируются в высказываниях типа: «Ну и молодежь пошла», «Мы такими не были», «Сейчас дети другие» и т. д. Интересно, те, кто это говорят, видят, что читают или смотрят их дети и внуки?

Подрывная работа Григория Остера сильно напоминает тесты для проверки знаний в школе, когда ребенку дают задание не решить пример или написать слово правильно, а из нескольких вариантов выбрать неправильный. Кто-нибудь может ответить на вопрос, зачем вообще ученику, например начальной школы, концентрировать внимание на чем-то неправильном? Причем, в таком тесте ответы могут могут быть частично правильными. То есть происходит запутывание, смешение нормы и антинормы: то нужно выбрать правильный ответ, то неправильный…

Но Григорий Остер на достигнутом не останавливается. В оборот вводится тема, на которую еще на заре человечества наложено табу. Каннибализм. Не верите? «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда». Вот несколько «рецептов».

Сосиска со скромницами.
Трех застенчивых девочек положить на тарелку рядом с сосиской и стыдить, пока не подрумянятся. Тут-то и съесть.
Икающий мальчик под соусом.
Трусливого мальчика сильно напугать, посадить в большую кастрюлю, обильно полить манной кашей и долго варить, изредка приподнимая крышку кастрюли и слегка припугивая, чтоб не перестал икать. При подаче на стол снова сильно напугать.
Неряхи с чистюлями
Равное количество чистюль и нерях положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щеток и одну одежную, полить свежей грязью, подождать, пока чистюли почистятся, а неряхи измажутся, и торжественно подать к столу.

Еще одна запретная тема, которую детский писатель не обошел стороной, на этот раз в передаче «Школа молодого отца» на радио «Эхо Москвы». Инцест.
А. Насибов: В одном из Ваших интервью было хорошее выражение по поводу инцеста в семье, совершенно табуированного, запретного явления.
Г. Остер: Я считаю, что в каждой нормальной семье происходит перманентный инцест: то есть дети беспрерывно имеют родителей. В свою очередь родители беспрерывно имеют детей. И вот в этой страшной войне противоположностей и рождается самое главное – любовь, терпение, уважение. Это все постепенно-постепенно пробивается сквозь ссоры, споры, ненависти, мелкие ненависти, потому что как бы не может быть ненависти родителей к собственным детям. Это нонсенс.

А здесь, вот в этом месте, очень хочется этому дяде с большими усами, общепризнанному специалисту в педагогике… сказать пару ласковых. В свойственной ему манере непринужденной иронии этот дядя переходит границы дозволенного, поднимая действительно закрытую для обсуждения в традиционном обществе тему инцеста в эфире радиостанции с многомиллионной аудиторией. И если когда-то про его вредные советы можно было сказать: «Ну а что такого? Это ж юмор в коротких штанишках». То теперь, когда привлечено внимание к теме каннибализма и инцеста, есть повод поговорить совершенно серьезно. Есть основания полагать, что данные высказывания Григория Бенционовича являются осуществлением технологии, условно называемой «Окно возможностей Овертона».

Суть технологии заключается в последовательном изменении представления о проблеме в общественном мнении. «Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое, до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах». Но, чтобы окно двигалось, нужно довести организм общества до состояния толерантности, то есть неспособности сопротивляться вредному воздействию извне. Для этого так активно смешивается верх и низ, для этого ломается представление об иерархичности мира. Поскольку там, где есть вертикаль, где есть верх и низ, там есть высокое и низкое, есть идеалы. А значит, и четкие представления о том, что есть добро и что есть зло.

В истории уже были примеры того, как с помощью смехового карнавального начала (переворачивающего все с ног на голову) ломался традиционный порядок вещей. Я говорю о периоде Реформации, когда яростной атаке подверглась Католическая Церковь в Западной Европе. Десакрализация Церкви осуществлялась в том числе и с помощью литературы. В 16-м веке в народе стало популярно сатирическое течение, которое именуется гробианизм. Вот пример:

Когда к семи начнет смеркаться,
Выходят люди прогуляться.
Кто в одиночку, кто с дружком
Идут по улицам пешком.
И если ты гуляешь тоже,
Будь побойчее и построже.
Тебе смущаться не пристало!
Чтоб грязь к ботинкам не пристала,
Ты лужи обходи вокруг —
Пусть в них купается твой друг!
Поуже выбирай дорожки.
Всем встречным подставляй подножки.
И шутки ради, для забавы
Прохожих сталкивай в канавы!
И, совершив сей променад,
Наверняка ты будешь рад.

Такое ощущение, что «Вредные советы» написаны под копирку…
Как мы видим, Григорию Остеру впору начать писать учебник по девиантологии (девиантное поведение – отклоняющееся от общепринятых норм поведение). Но издавать детские книжки, думаю, следует запретить, руководствуясь Федеральным законом о защите детей от вредной информации. Писатель посвятил свое творчество подрыву традиционных устоев русского общества. О чем открыто говорит, к примеру, даже профессор из США, специалист по детской литературе Лариса Рудова.

«В сущности, можно сказать, что сочинения Григория Остера есть не только симптом состояния культуры и общества, пережившего тяжелейший слом, но и один из инструментов этого слома. Причем инструмент этот был вложен автором в руки самого мощного и важного члена общества – ребенка».

Несмотря на это, в 2002 году Григорий Остер был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.