Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Догматы восточной православной церкви и схизма христианских церквей.






На Никейском соборе был утверждён Символ Веры - сведение основных догматов к короткой формуле, обязательной для каждого христианина. Постепенное оформление по-разному понимаемых догматов в Восточной и Западной церкви привело к церковной розни, а в ХI в. две ветви христианства пришли к полному разрыву - схизме (1054 г.).

С 1054 г. существуют раздельно римско-католическая и православная (или греко-кафолическая), церковь. Слово католическая (в греческой транскрипции кафолическая) означает всеобщая, всемирная, а слово православная (ортодоксальная, от греч. orthodox) - истинная. Во главе греческой церкви стояли византийские патриархи, их было пять (пентархия) - в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Они постоянно оспаривали главенство папы в христианском мире, так как в системе византийской пентархии ни один из патриархов не главенствовал над другими. Церковные соборы стояли выше патриархов и создавали церковные каноны. В отличие от папы православные патриархи не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Различия в статусе церквей были связаны и с догматическими разногласиями: на Западе господствовало учение о том, что спасение человека зависит от деятельности церкви, в руках которой находится и оценка заслуг верующего, и отпущение его грехов. Восточная же церковь отводила важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускала мистическое слияние с Божеством. Христианская духовность была на Востоке более доступной, не являясь прерогативой элиты. Возможен был непосредственный контакт верующего со святым. Одно из положений восточной церкви гласило: Бог стал человеком с тем, чтобы человек мог стать Богом. Православная евхаристия (таинство вкушения хлеба и вина) означало нечто большее, чем причащение телу и крови Христа. Евхаристия позволяла человеку разделить с Христом оба его начала: человеческое и Божественное. Со II в. начала складываться христианская теология (или богословие - знание о Боге), которая, используя достижения античной философии, толковала Ветхий и Новый Заветы. В Византии оформилось учение отцов церкви - Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Иоанна Богослова, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Феодорита. Именно они оформили словом и мыслью доктрину ортодоксального христианства, воплотили его в книгах и традициях.

В христианской Византии также, как и в христианской Европе, оформляются основные символические образы христианства: храм, крест, икона.

 

28. Коран: история возникновения, состав, отдельные суры.

Коран (араб. кур'ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесённых Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 вв.

Играет у них такую же роль, как у христиан Библия и Св. Евангелие. Это сборник рассказов, поучений, правил, законов и т.п., сообщённых Мохаммеду Аллахом через архангела Гавриила. Слово «К.» означает «чтение»; это название заимствовано от евреев, которые употребляют глагол «кара» (читать) в смысле «изучать священное писание»; сам Мохаммед желал этим словом выразить, что каждое откровение «прочитано» ему свыше. В К. много иудейского и христианского, взятого из еврейской Гаггады и христианских апокрифов, но с крайней неточностью и даже с грубыми извращениями: напр., Аман (советник Агасвера) отожествлён с советником Фараона, Мария, сестра Моисея, отожествлена с матерью Иисуса, плодородие Египта приписывается дождю, а не Нилу, и т.п. Нужно думать, что источники заимствований были у Мохаммеда не письменные, а устные; кроме неточности в передаче сведений, в этом нас убеждает и та искажённая форма собственных имён, какую мы встречаем в К.

Исламское движение началось в Аравии. Оно провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма праотца Авраама, который, по утверждению Корана, главной книги мусульман, был праведником и пророком, установившим богопочитание в святилище Кааба в Мекке. Коран заявляет о своей духовной родословной: " Мы веруем в Бога и в то, что было нам ниспослано и было ниспослано Аврааму..., даровано Моисею и Иисусу, и пророкам от их Господа". Согласно Корану, иудеи и христиане получили от Бога истинное руководство и иногда следовали ему с подлинной преданностью (исламом), но ещё чаще они распадались на секты и извращали послания своих пророков. И вот Бог восстановил изначальное послание в Коране. В Коране, который был ниспослан Мухаммеду на простом и понятном арабском языке.

Персонажи Корана

Около четверти текста Корана описывает жизнь различных пророков, описания большей части которых совпадают с библейскими. В число пророков вошли ветхозаветные патриархи Адам, Ной, цари Давид и Соломон и другие. В Коране также упоминаются цари и праведники, имена которых в Библии не упоминались (Лукман, Зуль-Карнайн и др.). Последним в списке пророков идёт сам пророк Мухаммед и утверждается, что после него никаких других пророков уже не будет. При этом Коран более последователен в описании Иисуса - он не является ни Богом, ни сыном Бога. Таким образом, идея монотеистичности сохраняется в значительно большей мере чем в христианстве. Теологическо-философская часть также насыщенна заимствованиями из Библии. Тем не менее, всё это не вредило авторитету Корана. Напротив, благодаря такому сходству между святыми книгами, завоеванным мусульманами христианам было легче принять новую веру.

Структура Корана:

В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длинны (от 3 до 286 айатов, от 15 до 6144 слов. Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчётам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв. Коран также разделён на семь равных частей, называемых манзилями для удобства чтения Корана в течение недели. Деление Корана на 30 частей (джуз), позволяет прочитывать Коран равномерно в течение одного месяца.

Некоторые суры были ниспосланы Мухаммеду в Мекке, другие - в Медине. Мекканские суры были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город. В свою очередь, мединские суры были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершённого Мухаммедом после хиджры.

Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня (Коран, 15: 9).

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». В первой суре Корана эти слова включены в текст в качестве первого аята..

Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране в зависимости от их размера, а не хронологически. Вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.

Важнейшие суры и аяты Корана:

Сура 1. Самая известная сура «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв.

Сура 2, аят 255, называемый аят «Аль-Курсий» (Аят Трона). Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что Он создал. Именно этот аят, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте.

Сура 23 («Верующие»), где содержатся исламская космогония и эсхатология, а также наставления верущим. Текст суры во многом перикликается с библейскими рассказами о Моисее (Муса), Деве Марии (Майрам) и др. Под именем Иса в Коране выведен Иисус Христос, который почитается как пророк, но не признаётся сыном Бога.

Сура 24, аят 35, «Аят о Свете» - стих, описывающий славу Божию.

Сура 36. «Йа-Син». В учении ислама эта сура является «сердцем Корана».

Сура 112. Очень короткая глава «Аль-Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама. Её название значит «Искренность».

Сура 112. аят 1, это один из аятов, которые являются действительно «знамением» (аятом). См. ВЗ. Второзаконие гл.18 ст.ст. 18-19 «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.