Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как феномен культуры






Наука – это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект – предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.

Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.

В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.

В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.

На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.

Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи.

Как мы уже видели, длительный период истории человечество располагало в основном лишь предположительными знаниями о мире — через магию, мифологию и религию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к Новому времени успехи европейской науки в познании мира и техническом оснащении практической деятельности обеспечили ей признание в обществе и высокий статус. По сравнению с научным знанием другие формы перестают считаться истинными, и квалифицировать что-то как ненаучное значит отвергнуть значение этого объекта. Однако это происходит далеко не во всех сферах жизнедеятельности и культуры. Хорошо известно, что религия или астрология располагают своими доказательствами правдоподобия, подлинности своих знаний об объективном мире, что делает их столь устойчивыми и распространенными формами познания окружающей действительности и жизненных ситуаций.

Принято под наукой понимать прежде всего сферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности*.

Отличительную особенность собственно научного знания обычно видят в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научные положения и теории, которые в свою очередь проверяются на фактах. Однако этот критерий далеко не всегда позволяет отделить науку от ненауки. Длительное время, казалось бы, бесспорные факты подтверждали астрологические наблюдения и теорию Птолемея, алхимические опыты или «ведьмологию». Астрология и магия пользуются немалым спросом и в наше время, а к ним следует присоединить уфологию, т.е. науку о неопознанных летающих объектах, эзотерическое знание о духовных сущностях и т.д. Требуется введение дополнительного критерия для того, чтобы отделить подлинно научное знание от других форм знания. В качестве такого критерия принято выделять вне-личностный характер тех реальностей, объектов, взаимодействий, которые изучает наука. Эти реальности существуют как внешние предметности, с которыми человек не имеет внутренней субъек-тной связи, а лишь познает их при помощи специальных методов эмпирического анализа и теоретического обобщения данных опыта. Наука в высокой степени представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками и лириками и т.д.

Хотя в научных разработках принято подчеркивать, что наука имеет дело именно с фактами, т. е. с действительными явлениями и процессами, исходные понятия и принципы, которыми оперирует наука, относятся не непосредственно к реальным объектам, а к идеальным конструктам, в которых обобщаются эмпирические данные и формулируются рационально-логические умозаключения. Методы обобщения, дедукции, абстрагирования, причинности и т.п. — вот тот интеллектуальный инструментарий, которым располагает наука, создавая свои теории и конструкты. В классической механике таким конструктом является система материальных точек; в молекулярно-кинетической теории — некое множество молекул, хаотически соударяющихся в замкнутом пространстве. В религиоведении, как показал М.Вебер, объектом анализа служат идеальные типы той или иной религии. Эти идеализированные конструкты не существуют сами по себе в реальности. Так, не существует абсолютно твердого или абсолютно черного тела, полного вакуума, идеального газа и т.д. Не существует общества вообще, чистой духовности или идеально справедливого правления. Однако, вводя в научное мышление такого рода принципы, ученые отвлекаются от второстепенных и вторичных, несущественных свойств и связей реального мира и выделяют наиболее важные стороны.

Это означает, что нельзя прямо соотносить научные конструкты с реальными явлениями и процессами, необходимы те или иные ограничения и допущения, введение промежуточных критериев и дополнительных факторов. Однако они отображают определенные существенные стороны реальных предметов и процессов. Вместе с тем эта отвлеченность науки вызывает и необходимость проверки, подтверждения или опровержения теории, что и составляет важный компонент научного познания.

Важная проблема в науке — выработка специализированного понятийного языка, в максимальной степени фиксирующего свойства объектов изучения, воспринимаемые как независимые от субъекта. Наука в высокой степени представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Конечно, это потребовало от науки создания обширного понятийного инструментария, фиксирующего смысловую специфику каждой конкретной научной дисциплины. Понятия биологических наук сильно отличаются от понятий социологии и социальной психологии. То же самое относится и к культурологии, о чем мы говорили уже во введении к данной книге. Именно поэтому, для того чтобы стать специалистом или просто знающим человеком в некоторой области науки, студент вынужден затратить немало времени на освоение языка и понятийного состава той или иной дисциплины. Углубление научных знаний приводит к дальнейшей дифференциации и понятийного аппарата. Понятно, почему ученые из разных областей науки редко собираются вместе для обсуждения научных вопросов: они говорят на разных языках и почти не понимают друг друга. Это не исключает необходимости совместного обсуждения общих проблем науки в современном обществе и мире, как мировоззренческих, так и организационных. Необходимы совместные усилия ученого сообщества для того, чтобы выявить статус науки в дальнейшей эволюции нашего мира.

В сложном вопросе об истинности науки важное значение приобретает реализуемость тех или иных научных положений и гипотез. Именно эмпирическая проверяемость, реализуемость на практике научных теорий служит надежным критерием, отделяющим истинное от предполагаемого или субъективного. Однако проверяемость может оказаться сложным процессом. Некоторые научные гипотезы ждут своего подтверждения многие годы, а научные теории высокого уровня подлежат верификации лишь на основе фундаментальных концептуальных разработок.

Наука представляет собой не только компонент культурного освоения человеком внешнего мира, т.е. проявление чистой любознательности, или части общественного сознания. Она является также и формой производственной деятельности, в силу чего она становится частью совокупного общественного производства. Однако это свойство она приобретает лишь в той социальной среде, где утвердилось преобладание вещных отношений, т.е. в индустриальном обществе с присущими ему рыночными принципами движения продукта производства.

Много споров в науке о науке вызывает проблема соотношения науки с социокультурной средой. Носит ли наука единый универсальный характер или же она привязана к ценностям и социальным институтам каждой цивилизации? Наиболее основательно точка зрения о различных науках отстаивалась О. Шпенглером, подвергнутая широкой критике. Но как бы то ни было, к настоящему времени накоплено достаточно данных, свидетельствующих о высоком уровне достижений в разных цивилизациях. Важная проблема, на решение которой направлено было много усилий видных ученых за последние десятилетия, состоит в определении того места, которое занимает наука в системе духовного производства этих обществ. Иными словами, это проблема культурного контекста науки, охватывающая не только соотношение духовной специфики каждой из цивилизаций с универсальным кодом науки, но также и потребность преодоления западно-центристского понимания науки, не оставляющего для восточного аналога значимого социального и гносеологического места. Важнейший прорыв в решении этого вопроса был сделан английским ученым Дж. Нидэмом в многотомном исследовании «Наука и цивилизация в Китае». Образовавшийся вокруг этого ученого в Кембридже центр по изучению истории науки в различных цивилизациях провел обширную работу по изучению истории научного знания в Китае, характера этого знания, выяснению его места в общей системе культуры.

История науки Востока свидетельствует, что в определенные периоды в каждом из регионов были значительные достижения в математике, медицине, химии, физике, астрономии, географии, оптике и т.д. И конечно, немалые успехи отмечались и в общественных науках: филологии, философии, правоведении, теории литературы и искусств. Развитие научных дисциплин опиралось на опытное знание, на целенаправленные наблюдения и на экспериментирование, хотя все это не носило системного характера и не стало ведущим компонентом деятельности ученого.

В библиографии материалов по истории науки и техники в средневековой Индии в период с VIII по XIX в. приводится около 10 000 названий, преимущественно по медицине (около 5000) и астрономии (около 3000). Число работ вырастает от 26 в VIII в. до 704 в XVII в., но в следующем столетии происходит крутой спад и одновременно усиливается проникновение западной науки.

Вплоть до очень позднего времени (XVI—XVII вв.) как естественные, так и социальные науки в восточных обществах существенно обгоняли достижения Европы. Изучение истории науки в Китае, Индии и арабских странах продемонстрировало, что вплоть до XVI в. научное, техническое и философское знание распространялось в основном с Востока на Запад. Однако впоследствии ускоренное индустриальное развитие Запада дало основу для интенсивного развития науки и техники, породившего в XX в. научно-техническую революцию.

Нау́ ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

  • разделение и кооперацию научного труда
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование
  • методы научно-исследовательской работы
  • понятийный и категориальный аппарат
  • систему научной информации
  • а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

· Наука опирается главным образом на эксперимент.

Эксперимент-разновидность опыта.

· Отличие науки от магии:

-Направленность на познание природы.

-Учёные пытались истолковать явления природы опираясь на канонические тексты.

· Хотя магия и отошла со временем на второй план, она не исчезла т.к. Могла решать практические, бытовые проблемы.

· Общее:

-Осознание причинно-следственной связи.

· Соотношение религии и науки:

-Вплоть до Нового времени в общественно сознании доминировала религиозная картина мира, а наука рассматривалась исключительно с позиции подтверждения догматов церкви.

-Протестантизм ввёл разграничения между религией и культурой(наукой).

-Французские просветители пытались различить науку и религию.

35. Понятие» культурный глобалитет», «культурная доминанта»

глобалитет – как проекция достижений национальной культуры на общий процесс мировой культуры. Это означает, что локальные культуры на определенном этапе своего имманентного развития начинают выходить за рамки своего локализма и претендовать на «всемирность», «общечеловечность», выражаемые тем или иным способом.

Прорыв во «всемирность» является не субъективной амбицией локальной культуры, а объективно присущим ей потенциальным ценностно–смысловым содержанием. Каждая культура обладает уникальностью и неповторимостью и достойна быть представленной на карте мировой культуры. Глобалитет указывает на вклад локальной культуры в сокровищницу мировой, ее оригинальное участие в созидании культуры человечества. Локальная культура «видит» свое отражение одновременно в двух «зеркалах» – в национальном самосознании и на «экране» мировой культуры. Это значительно содействует повышению самооценки и мнения о своей роли в мировом процессе, оказывает влияние на имидж национальной культуры. Совершенно очевидно, что национальные и этнические культуры представлены в истории мировой культуры весьма ограниченно, а многие вовсе мало известны.

Но в этом процессе существует еще одна грань: это способность локальной культуры включать общечеловеческие достижения в структуру своих культурных связей и ценностей.

Если мы обратимся к глобальной культуре эпохи постмодерна, особенно в ее массовой версии глобальной популярной культуры, то становится очевидным, что в ней – наоборот – отстраиваются структуры, так сказать, “ глобального локалитета”, или, если использовать набирающий популярность термин, совершаются масштабные процессы “глокализации” культуры. При этом культурная продукция, будучи по сути своей предельно стандартизированной и шаблонной, как бы облекается в “местные” одежды: переводится на язык локальной культуры, насыщается определенными знаками местного быта, обычаев, этнонимами, топонимами и проч

Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным форме его воплощения.

Доминанта культуры выходит на историческую арену как инструмент разрешения накопившихся в предыдущие периоды противоречий. Например, в этом процессе перехода к культурному доминированию находится место политике, которую можно представить как синтез ≪ гуманитарного≫ и ≪ технологического≫ (тч), который в разные периоды

развития изменяется (варианты тч, тЧ, Чт, ЧТ), а в общей модели общественного развития занимает то ведущую, то подчиненную роль. И чем дальше, тем больше проблемы политики могут разрешаться в доминанте культуры (показательны формулы Ктчп, КтчП, где политика(тч) в недоминантном состоянии). Доминанта культуры появляется из прошлого, имея ≪ точечные≫ корни.

36. Культурные глобалитеты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства.

Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся, к которой данный индивид принадлежал (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.); либо представителями господствующего класса, в личной зависимости, от которых непосредственный производитель находился (будь то сборщик ренты-налога азиатского государства, рабовладелец или феодал).

. Культурологические характеристики индустриального общества.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций — экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина-Англия). А под политической — Великая французская революция (1789 — 1794). За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства. Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование. К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация. Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае, сотен специальностей доиндустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.