Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.






Юр.ответственность наиболее строгий вид социальной ответственности. Данное определение сложное и многоаспектное. Главная особенность в том, что юр.ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это властно-императивная форма ответственности опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный, превентивный моменты. Вечная проблема деяния и воздаяния.

Юридическая ответственность - это один из видов социальной ответственности индивида, т.е. необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные последствия.

Признаки юридической ответственности:

1.Устанавливается гос.вом в правовых нормах

2.Опираетя на гос.ое принуждение

3.Применяется специально уполномоченными органами

4.Выражается в определенных отрицательных последствиях

5.Является формой реализации санкций правовой нормы

6.Возлагается в процессуальной форме

7.Наступат только за совершенное правонарушение

Виды юридической ответственности Юридическая ответственность делится на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной нормы на: 1 Карательную - т.е. имеющую целью общую и частную превенцию правонарушений. Делится на отраслевые виды ответственности (в зависимости от отраслевой принадлежности): а) Уголовная – в отличие от др. видов ответственности устанавливается только законом, полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Наиболее суровый вид ответственности. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, исправительных работ, конфискации имущества и др. б) Административная - наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП, кроме того, эта ответственность может определятся указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ, и нормативными актами субъектов федерации. Меры административного принуждения: предупреждение, штраф, административный арест и др.. в) Гражданско-правовая - наступает за совершение гражданско-правового деликта, за нарушение договорных обязательств. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными или административными органами. Она основана на принципе полного возмещения ущерба, который причинен правонарушением. Истцом в этом случае выступает (наряду с органом) и лицом право которого нарушено в соответствии с ГПК. г) Дисциплинарная - возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. возникает в следствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило закрепляющее трудовые обязанности работника. Меры дисциплинарной ответственности: Замечания, выговор, строгий выговор, увольнение и др. в соответствии ТК. д) Материальная - основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Ряд авторов придерживается мнения, что данный вид ответственности надо обособить, т.е. выделить в отдельную, самостоятельную группу, поскольку материальная ответственность присуща всем отраслям права. 2 Правовосстановительную - т.е. направленную на устранение вреда, нанесённого правам и законным интересам участников правовых отношений. Содержание данного вида юридической ответственности заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Юр.ответственность необходимо отличать от иных правовых мер государственного принуждения (вызскание алиментов, личный досмотр, принудлечение), так как данные меры не влекут для лица дополнительных неблагоприятных последствий, и не сопровождаются осуждением данного лица.

 


91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.--------


92. Основания и принципы юридической ответственности.+

Назначению юр.ответственности в общем виде - это охрана конституционного строя, правопорядка, прав и свобод граждан, в более узком смысле - это наказание правонарушителя, предостережение остальных от возможных противоправных поступков и их последствий. Юр.ответственность является стимулятором правомерного поведения людей, сдерживающим началом.

Основания юридической ответственности: 1 Обязательным основанием юридической ответственности является факт правонарушения - это фактическое основание. 2 Должна существовать юридическая норма, предусматривающая наказание за данное правонарушение - это юридическое основание. 3 Акт применения права, в соответствии, с которым за данное правонарушение конкретному субъекту применяется конкретное наказание. Основания юридической ответственности исследовались в тот момент истории, когда Г вмешивалось во все сферы общественной жизни, теперь же эти положения пересматриваются. Например, получило развитие частное право, субъекты сами устанавливают нормы и ответственность за их нарушение, т.е. теперь необходимы следующие основания: 1 Юридическое основание - договор. 2 Фактическое основание - факт совершения правонарушения. Акта применения права здесь не нужно. Ещё может встречаться сочетание: юридическое основание - это юридическая норма + конкретизирующий её договор.

Принципы юридической ответственности:

1.Принцип законности, который означает что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие

2.Принцип обоснованности, предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности

3.Принцип неотвратимости, требует чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление не оставалось безнаказанным. Важна не суровость наказания. а его неминуемость. Все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность.

4.Принцип справедливости (индивидуализации) наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения, личности виновного, недопустимости двойной ответственности.

5.Принцип гуманизма, наказание не может иметь цели причинения страданий, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

6.Презумпция невиновности - каждый гражданин является невиновным, пока не будет доказано обратное.


93. Законность: понятие и принципы.+

Законность - это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в плане " правового" характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

Принципы законности:

1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории)

2. Неотвратимость реализации законности (т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона)

3. Всеобщность законности

4. Верховенство закона

5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности

6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо)

7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм - проявление некультурности, отсталости гос.ва)


94. Гарантии законности: понятие и виды.+

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят от положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью. Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).


95. Правопорядок и общественный порядок: понятие и проблемы соотношения. Роль органов юстиции в обеспечении правопорядка.+

Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общественные отношения – это отношения урегулированные соц-ми нормами.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок - это система отношений охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Правопорядок выступает как " состояние урегулирования общественных отношений"

Правопорядок следует отличать от близкого явления - общественный порядок. Правопорядок основывается на праве, является итогом его реализации. Общественный порядок это соблюдение не только правовых, но и соц. норм (обычаи, традиции).

Сходство их в том, что они характеризуются организованность, упорядоченностью общественных отношений. Правопорядок это часть общественного порядка, поэтому нарушение правопорядка будет являться нарушением общественного порядка. В тоже время не всякое нарушение общественного порядка будет нарушением правопорядка.

Различия между правопорядком и общественным порядком:

1. Если правопорядок формируется в результате действия норм права, то общественный порядок - в результате действия и других видов социальных норм - моральных, религиозных и т.д.

2. Если правопорядок состоит из правовых отношений, т.е. отношений урегулированных нормами права, то в общественный порядок входят и другие общественные отношения.

3. Общественный порядок в своей неправовой сфере обеспечивается силой общественного мнения, общественного воздействия. Нарушения правопорядка влечет для нарушителя кроме общественного осуждения еще и гос.принуждение.

4. Они не одинаковы по своему объему, содержанию, элементному составу.

Пути укрепления правопорядка:

Главный способ навести порядок - начать с власти, усовершенствовать всю систему управления страной. Не любой правопорядок устроит общество, метод должен быть демократичным, а не тоталитарный. Правопорядок должен основываться на праве. Правопорядок внутреннее дело каждой страны, однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного гос.ва, ибо беспорядок, нарушение прав человека затрагивают интересы мирового сообщества, мирового порядка.


96. Правовое воздействие: понятие и структура.+

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).

Виды правового воздействия:

1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

Соотношение правового воздействия и правового регулирования:

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит, соц.отношения, которые не регулируются правом)

Типы правового регулирования:

- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула " Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности гос.органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: " Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Способы правового регулирования:

1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.


97. Правовое регулирование и его основные стадии.+

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает определенную стадию.

Стадии правового регулирования:

первая стадия: Издание нормы права, т.е. общеобязательного правила поведения, регулирующего те или иные общественные отношения.

вторая стадия: Юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

третья стадия: Правоотношение, возникающее на основе норм права и при наличии юридических фактов.

четвертая стадия: Акты реализации прав и обязанностей - это основное средство с помощью которого права и обязанности претворяются в жизнь.

пятая стадия: Охранительные правоприменительные акты (данная стадия является факультативной, осуществляется лишь в случае возведения препятствий). Вступает в действие, когда субъекты в процесе правореализации нарушают нормы права.

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий: 1 Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права. 2 Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. 3 Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов. 4 Применение права - факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Стадиям соответствуют следующие элементы: 1 Нормы права - см.. 2 Правовые отношения 3 Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. 1 Акты применения права - властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым или сложным. Простое регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами; Сложное регулирование - такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.


98. Способы и цели правового регулирования.-----


99. Типы правового регулирования: понятие и особенности.+

Тип правового регулирования - это те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволении, либо связываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный

Общедозволительный тип:

Основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула " Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности гос.органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. Общедозволительный тип правового регулирование связан с закрепление в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения целей.

Разрешительный тип:

Основывается на общем запрещении какого-либо вида дейсвтий, однаков в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: " Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершеть только дейсвтия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения


100. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.+

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

Основные элементы механизма правового регулирования:

1.Норма права

2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)

3.Правоотношение

4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей

5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механиз­ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро­вание. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог­рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой мо­дели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя­зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули­рования. Первой стадии общенормативного регулирования соот­ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нор­мы права: систематизацию законодательства, законодатель­ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой эле­мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос­ти), с помощью которого предписания норм права конкрети­зируются, трансформируются в субъективные права и обязан­ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фак­тические основания возникновения, изменения и прекраще­ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме­нения и прекращения); нормативное (нормы права) и факти­ческое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой эле­мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол­нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме зани­мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вра­щается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок

 


101. Понятие, признаки и структура правовой системы общества.+

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юр практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…

К ее основным элементам относятся:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.


102. Понятие и классификация правовых систем современности.+

Правовая система каждого Г отражает закономерности развития общества, его исторические, национально. Каждое Г имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других Г, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозная, традиционная.

1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика.

2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье.

3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.

4) Традиционная правовая система. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.


103. Романо-германская правовая семья (правовая семья статутного права), ее особенности.+

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

 


104. Англо-саксонская правовая семья (правовая семья общего права), ее особенности.+

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего " права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - " судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.


105. Религиозные и традиционные правовые семьи, их особенности.+

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

 

 

ВОПРОСЫ К ГОС. ЭКЗАМЕНУ (УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ)
1. Понятие уголовно-правовой нормы, ее содержание и структура. Классификация уголовно-правовых норм.
2. Понятие преступления. Отличие преступления от иных правонарушений.
3. Понятие состава преступления. Структура состава преступления. Элемент и признак состава преступления.
4. Понятие уголовной ответственности и ее отличие от иных видов юридической ответственности
5. Классификация преступлений. Категории преступлений и их значение.
6. Обязательные и факультативные признаки состава преступления.
7. Понятие объекта преступления. Виды объектов преступления и их уго-ловно-правовое значение. Понятие предмета преступления.
8. Понятие объективной стороны преступления, ее содержание и значение.
9. Понятие субъективной стороны преступления, ее содержание и значение.
10. Уголовно-правовая характеристика умысла. Виды умысла.
11. Уголовно-правовая характеристика неосторожности.
12. Ошибка в уголовном праве: виды, понятие и значение для квалификации преступлений.
13. Формы и виды соучастия.
14. Необходимая оборона: понятие, признаки. Превышение пределов не-обходимой обороны. Мнимая оборона.
15. Крайняя необходимость, признаки ее правомерности. Превышение пределов крайней необходимости. Отличие от необходимой обороны.
16. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Условия правомерности, превышение данных мер. Отличие от необхо-димой обороны.
17. Исполнение приказа или распоряжения: понятие, условия правомерности.
18. Добровольный отказ от совершения преступления. Понятие, признаки. Отличие от деятельного раскаяния.
19. Стадии совершения преступления. Понятие и виды.
20. Рецидив преступлений: понятие, виды, значение. Назначение наказания при рецидиве преступлений.
21. Совокупность преступлений, понятие и виды. Значение для квалификации преступлений.
22. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
23. Виды соучастников, общая характеристика, отличие друг от друга.
24. Ответственность соучастников, основания и пределы ответственности. Эксцесс исполнителя. Назначение наказания при совершении преступления в соучастии.
25. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
26. Понятие и значение объективной стороны преступления.
27. Общественно опасное последствие как признак объективной стороны преступления: понятие, виды и значение.
28. Понятие принудительных мер медицинского характера: основания их применения, цели, виды.
29. Условное осуждение. Понятие, основания к отмене условного осуждения или продлению испытательного срока.
30. Освобождение от уголовной ответственности: понятие, общая характеристика и виды.
31. Освобождение от наказания: понятие, виды, общая характеристика.
32. Причинно-следственная связь как признак объективной стороны преступления: понятие, виды, значение.
33. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части.
34. Понятие судимости, погашение и снятие судимости. Значение судимости.
35. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
36. Амнистия и помилование: понятие и сравнительная характеристика.
37. Мотив и цель преступления. Понятие и их виды.

38. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Виды и общая характеристика.
39. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершенно-летних.
40. Понятие соучастия в преступлении. Объективные и субъективные при-знаки соучастия.
41. Штраф как вид наказания. Понятие, размеры и последствия уклонения от исполнения наказания.
42. Общие начала назначения наказания.
43. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, понятие, виды, значение.
44. Порядок и принципы назначения наказания по совокупности преступлений.
45. Порядок и принципы назначения наказания по совокупности приговоров.
46. Понятие и цели наказания.
47. Система наказаний: понятие и характеристика.
48. Лишение свободы как вид наказаний. Понятие, виды, сроки и места отбывания.
49. Ограничение свободы и арест как виды наказания. Понятие, сроки, места отбывания и отличие от лишения свободы.
50. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим.
51. Виды принудительных мер медицинского характера, их характеристика.
52. Понятие и сущность конфискации имущества.
53. Понятие убийства и его виды. Отграничение убийства от иных престу-плений, сопряженных с причинением смерти потерпевшему.
54. Убийство при отягчающих обстоятельствах.
55. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
56. Похищение человека. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава незаконного лишения свободы.
57. Клевета. Состав и виды данного преступления.
58. Причинение смерти по неосторожности. Состав и виды данного пре-ступления.
59. Понятие и виды вреда здоровью, их характеристика.
60. Изнасилование. Виды изнасилования.
61. Понуждение к действиям сексуального характера. Отличие от состава изнасилования, предусмотренного ст. 131 УК РФ.
62. Нарушение неприкосновенности жилища. Состав и виды данного пре-ступления. Понятие жилища по уголовному законодательству РФ.
63. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность.
64. Понятие хищения: объективные и субъективные признаки хищения. Формы и виды хищения, их характеристика.
65. Кража и ее виды, отличие от грабежа.
66. Мошенничество. Понятие обмана и злоупотребления доверием.
67. Присвоение или растрата. Состав и виды данного преступления.
68. Грабеж. Состав и виды данного преступления.
69. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Состав и виды данного преступления.
70. Разбой. Отличие от грабежа. Понятие насилия, опасного для жизни и здоровья.
71. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.
72. Вымогательство. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава разбоя, предусмотренного ст. 162 УК РФ.
73. Незаконное предпринимательство. Состав и виды данного преступления.
74. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.
75. Террористический акт. Состав и виды данного преступления.
76. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
77. Захват заложника. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава похищения человека
78. Бандитизм. Формы бандитизма. Признаки банды.
79. Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица.
80. Уголовная ответственность за взяточничество. Условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку.

81. Массовые беспорядки. Отличие от состава хулиганства.
82. Хулиганство. Состав и виды данного преступления.
83. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств. Состав и виды данного преступления.
84. Незаконное изготовление оружия. Состав и виды данного преступления.
85. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ.
86. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Состав и виды данного преступления.
87. Государственная измена. Общая характеристика форм государственной измены. Уголовно-правовое отличие государственной измены от шпионажа.
88. Диверсия. Состав и виды данного преступления. Отличие от состава терроризма.
89. Злоупотребление должностными полномочиями. Состав и виды данного преступления. Понятие должностного лица, государственного служащего, лица, занимающего государственную должность. Отличие от состава превышения должностных полномочий.
90. Халатность. Состав и виды данного преступления.
91. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Со-став данного преступления. Отличие от состава убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.
92. Применение насилия в отношении представителя власти. Понятие представителя власти.
93. Самоуправство. Отличие от смежных составов.
94. Дезертирство. Отличие дезертирства от состава самовольного оставления части или места службы.

Уголовно-процессуальное право:
1. Понятие и задачи уголовного процесса.
2. Понятие и значение принципов уголовного процесса, их система.
3. Презумпция невиновности в уголовном процессе.
4. Стадии уголовного процесса: понятие, содержание и значение.
5. Обстоятельства, исключающие производство по делу.
6. Уголовно-процессуальные отношения (понятие, предпосылки возникновения, субъекты, содержание, объект).
7. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по лицам.
8. Ответственность государства за ущерб, причиненный личности незаконными действиями в сфере судопроизводства. Реабилитация.
9. Участники уголовного процесса: классификация и виды.
10. Иные участники уголовного судопроизводства.
11. Меры пресечения в уголовном процессе.
12. Подозреваемый в уголовном процессе, его права и обязанности.
13. Обвиняемый. Его права и обязанности.
14. Потерпевший в уголовном процессе.

15. Понятие доказательства. Виды доказательств.
16. Понятие, система и основные виды следственных действий.
17. Отводы в уголовном судопроизводстве.
18. Защитник в уголовном процессе.
19. Меры пресечения в уголовном процессе, сроки содержания под стражей.
20. Потерпевший в уголовном процессе.
21. Гражданский иск в уголовном процессе.
22. Гражданский истец и гражданский ответчик в уголовном процессе.
23. Представительство в уголовном процессе.
24. Обстоятельства, исключающие участие в судопроизводстве, отводы.
25. Предмет доказывания в уголовном процессе.
26. Понятие доказательства. Источники доказательств.
27. Виды доказательств.
28. Свобода оценки доказательств.
29. Подследственность и подсудность уголовных дел.
30. Сущность и общие условия стадии судебного разбирательства.
31. Общие условия предварительного расследования.
32. Дознание.
33. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования.
34. Производство по уголовному делу у мирового судьи.
35. Стадия предварительного слушания. Ее роль и значение в рассмотрении дела.
36. Порядок судебного следствия.
37. Обвинительный приговор.
38. Оправдательный приговор.
39. Производство в суде присяжных.
40. Исполнение приговора.
41. Основания отмены или изменения приговора в суде апелляционной и кассационной инстанций.
42. Решения Европейского Суда по правам человека – как источники уголовно-процессуального права.

Прокурорский надзор:
1. Понятие прокурорского надзора. Полномочия органов прокуратуры.
2. Основные полномочия органов прокуратуры в РФ.
3. Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации.
4. Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации.
5. Понятие, задачи и функции управления в органах прокуратуры.
6. Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры.
7. Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления надзора за исполнением законов.
8. Акты прокурорского реагирования.
9. Особенности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека.
10. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
11. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями орга-нов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом принудительные меры медицинского характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
12. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
13. Участие прокурора в предварительном слушании по уголовным делам.
14. Поддержание прокурором государственного обвинения по уголовным делам.
15. Участие прокурора в апелляционном, кассационном, надзорном производстве и производстве ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
16. Процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве.
17. Процессуальное положение прокурора в арбитражном судопроизводстве.
18. Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
19. Международное сотрудничество как функция органов прокуратуры.
20. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
21. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
22. Порядок привлечения прокуроров и следователей к административной и уголовной ответственности.
23. Структура и организация органов военной прокуратуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.