Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение






Основателем кинизма считается Антисфен Афинский, развивая принципы учителя (Сократа), стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

 

Антисфен Афинский,

основатель кинической школы (ок. 445—360)

Система новой, разработанной Антисфеном философии,

настолько органично воплощена в его личности, поведении

и поступках, что Антисфен и кинизм не мыслимы

отдельно друг от друга.

Прежде чем стать основателем и главой новой философской

школы Антисфен прошел долгий жизненный путь,

о котором, к сожалению, сохранились лишь скудные сведения. Даже даты рождения и смерти устанавливаются

приблизительно на основании указаний Диодора (Ист.,

XV, 75), Плутарха (Лик., 30) и др. Однако и то, что

известно о жизни Антисфена, подтверждает мнение, что

именно ему было суждено возглавить самое радикальное

идеологическое течение древней Греции. Имущественное

и правовое положение Антисфена характерно для большинства

приверженцев кинизма. Сын свободного афинянина

и фракийской рабыни, по афинским законам он

считался нофом, незаконнорожденным (Д. Л. II, 31.

VI, 1). Большую часть жизни Антисфен провел в крайней

нужде (Ксен. Мем., II, 5. Пир, I I I, 8), участвовал в Пелопоннесской

войне (Фукид., I I I, 91). Лишенный гражданских

прав, отстраненный от активной политической

жизни 13, он не очень от этого страдал и даже смеялся

над местным патриотизмом афинян, кичившихся своим

происхождением и автохтонностыо: ≪ Они по своему происхождению

ничем не родовитее саранчи и улиток≫.

Антисфен не видел принципиальной разницы между рабами

и свободными (Арист. Полит., 1, 2, 3). Сочувствуя

рабам, Антисфен отрицательно относился к афинской

демократии, законодательно закреплявшей диктатуру рабовладельцев.

Он зло издевался над порядками в афинском

Народном собрании, предлагая с помощью псефисмы

(специального постановления) переименовать осла в лошадь

(Д. Л. VI, 8; ср.: Афин., V, 220с). Известны его

нападки и на сыновей Перикла. Объективно критика

афинской демократии, продиктованная классовой позицией

философа, могла смыкаться с интересами олигархических

слоев Афин. Такова ирония истории.

Будучи старше своих современников Платона, Ксенофонта,

Исократа, Антисфен уже в зрелом возрасте недолго

ходил в учениках Сократа. Это дало Платону повод

иронизировать над тем, что Антисфен-де на старости лет

ударился в науку (Соф., 251b). До Сократа он учился у

знаменитого софиста Горгия (Д. Л. VI, 1), был знаком и

с другими софистами — Продиком, Гиппием, Каллием.

Софистика с ее просветительским пафосом оказала заметное

влияние на формирование его философских взглядов.

Следы этого влияния находим в риторике рапних

декламаций, дошедших до нашего времени (≪ Аякс≫ и

≪ Одиссей≫), и в ряде других произведений, составлявших

в общей сложности десять томов (Д. Л. VI, 15—18 дает

их перечисление). Иероним сообщает: у Антисфена

≪ бесчисленное множество книг, одни из которых написаны

под влиянием философии, другие — риторики≫

(Прот. Иов. I I, 14). Антисфен пришел к Сократу, привлеченный

силой его характера, скромным образом жизни,

учительством, проповедью этических норм. Он показал

себя верным другом старого мудреца и присутствовал при

его предсмертной беседе (Ксен. Мем., III, 11, 17. Пир,

IV, 43, 44.VIII, 4; Д. Л. IV, 2; Плат. Фед., 59b). Однако

близость к Сократу не означала полного приятия системы

сократовской философии

Уже до своего временного пребывания в окружении

Сократа Антисфен приобрел известность как софистический

оратор и учитель философии. После казни Сократа

он снова выступает как самостоятельный мыслитель и

глава новой школы. Этой философии он учит в Киносарге

и становится ≪ первым основателем кинизма≫ (Д. Л. VI, 2).

Киносарг (≪ Белая собака≫, см. выше), один из трех государственных

гимнасиев, находился вне стен города на

возвышенности у Кефейской дороги, близ восточных

Диамейских ворот. Этот гимнасий предназначался для

нофов и не-афинян14 и был посвящен Гераклу, незаконнорожденному

среди богов, так как герой, согласно мифу,

родился от самого Зевса и смертной Алкмены. Геракл —

один из самых чтимых и популярных в народе героев.

К гимнасию, где собирались низы общества, в среде обеспеченных

свободных, для которых были доступны Академия

и Ликей, относились, видно, с презрением.

Идеи основанной Антисфеном школы вскоре выходят

за стены Киносарга и начинают свое победоносное шествие

по всей Греции, привлекая ≪ униженных и оскорбленных

≫. В самой школе удерживалось немного учеников

из-за строгости и требовательного аскетизма Антисфена,

хотя платы за обучение он не брал. Новые взгляды и

линия поведения философа далеко разошлись с его бывшими

учителями и недавними товарищами — сократиками.

 

Исчезновение трудов

Антисфена в древности может быть объяснено их радикализмом,

который заставил правительственные органы

уничтожить их, как это было с сочинениями Анаксагора,

Протагора и др. При всей оригинальности своего учения

Антисфен не избежал влияния идей других мыслителей —

в его этике сказывается некоторое влияние Сократа,

в логике — Гераклита и элеатов, в форме сочинений —

софистов. Однако все это было творчески переработано и

органично вошло в новую философию — философию

киников.__

В античности внешняя, ≪ знаковая≫ сторона человеческого

поведения значила не меньше, чем в наше время.

И в древности ≪ по одежке встречали≫...

 

Семиотический

подход позволяет глубже понять зависимость ≪ формы

жизни≫ от ее внутреннего содержания. Часто ≪ система≫

древней философии заключалась в ≪ образе≫ мудреца,

в его костюме, манере держаться, стиле речи и т. п.

У киников эта сторона дела приобрела демонстративный,

явный характер. По словам Диокла (Д. Л. VI, 13.22—23),

Антисфен первый присвоил себе предметы и одежду, характерные

для раба и трудящегося свободного бедняка,

как отличительные признаки, созданной им кинической

школы. К ним относились: рабочий короткий

плащ, надеваемый прямо на голое тело (трибон), нищенская

сума, котомка бродяги и посох странника или

≪ дубинка Геракла≫. Эти ≪ аксессуары≫ приняли

все позднейшие киники. О кинизме Антисфена свидетельствует

также текст эпитафии, приведенный Диогеном

Лаэртским: ≪ В жизни ты, Антисфен, был настоящей собакой.

Но не зубами кусал — словом больней задевал≫

 

Однако не кинический образ жизни определяет сущность

деятельности Антисфена. В его лице кинизм нашел

своего главного теоретика, хотя его теории всегда искали

выхода в практику, действительность. Голую умозрительность,

оторванность философии от жизни он не признавал.

По его словам, необходимо ≪ доказывать не словом, а делом

≫, добродетель нуждается не в

многословии, а в деяниях и ≪ сократовской силе≫. Наступательный порыв философии Антисфена

стоит в прямой связи с глубиной оппозиции той среды,

к которой мыслитель всецело принадлежал.

Продолжателем Антисфена стал его ученик Диоген из

Синопы, который не только воспринял взгляды учителя

и линию поведения, но обогатил также теоретическое содержание

кинизма, на что обычно мало обращают внимания

историки философии, загипнотизированные анекдотами

о странностях его поступков Антисфен — крупнейшая фигура во всей истории античной

философии, явно недооцененная и в наше время.

В критический для рабовладельческого строя период он

возглавлял народную оппозицию, сформулировал принципы

соответствующего сознанию низов примитивного

материализма, предложил беднякам правила практической

морали, выступил как непримиримый антагонист идеализма

Платона и всех существующих институтов эксплуататорского

государства.

 

Как мы уже знаем, основателем кинизма был Антисфен, но судьбе было угодно сделать символом движения киников Диогена Синопского.

Диоген был старшим современником Александра. Один из античных источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне. Встречу Диогена с Антисфеном другой старый источник описывает так. Прибыв в Афины, Диоген нашел Антиоха, но тот не хотел брать учеников. Тем не менее Диоген упорно его преследовал, пока не вывел из себя. Когда Антисфен достал палку, Диоген подставил ему голову со словами: " Бей, сколько хватит силы, нет дерева прочнее, чем голова, которая хочет чего-то добиться". С тех пор он мог слушать учителя.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.

Выразить всю программу нашего философа может одна фраза: " Ищу человека", которую он повторял, как говорят, с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

" Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Что же касается модели поведения, то кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Теофраст рассказывает, что Диоген, увидев мышь, которая не искала места для ночлега, не боялась ни тьмы, ни чего-то другого, счел такой образ жизни за образец: без цели и без ненужных забот и страхов.

Образ жизни вне цивилизованного комфорта - бочка, где он жил. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова. Свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места. А когда брал деньги в долг, то говорил своим друзьям, что просил у них не подарков, а хотел лишь вернуть то, что они ему должны.

Впрочем, киник также и - вне государства, его отечество - целый мир.

Возможно для самозащиты, Диоген называл себя " собакой" (ки-не); оскорбительное для других, это имя обозначало для него того, кто " торжественно приветствует дающего, лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает". Диоген, без сомнения, сумел озвучить новые настроения своей эпохи, даже если это вышло односторонним образом. Это понимали уже современники, воздвигнувшие ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: " Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.