Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество самоактуализирующихся личностей






 

Это универсальная характеристика для всех исследованных случаев. Исключений здесь не было. Каждый проявлял своим собственным уникальным способом присущие ему способности к творчеству, оригинальности, изобретательству. Эти способности отличны от специального таланта моцартовского типа.

Природа одаренности так называемых гениев до сих пор не понятна. Все, что можно сказать о них, это то, что они обладают особыми потребностями и возможностями, которые могут быть достаточно слабо связаны с их личностью и, по-видимому, являются, враждебными. Поскольку такой талант не имеет ничего общего с психическим здоровьем или болезнью, он нас не будет здесь интересовать. Творчество самоактуализирующейся личности кажется более похожим на наивное и всеобъемлющее творчество неиспорченного ребенка. Это, по-видимому, фундаментальная характеристика человеческой природы, потенциал, данный от рождения каждому. Большинство людей теряет его в процессе приобщения к культуре, но некоторые оказываются способны либо сохранить этот свежий, наивный и простой способ видения жизни, либо, потеряв его подобно остальным, затем вновь обретают. Сантаяна удачно назвал эту способность «второй наивностью».

Такое творчество появлялось у наших испытуемых не только в обычной форме писания книг, сочинения музыки, создания произведений искусства. Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует человек. В этом смысле есть творческие сапожники, каменщики, клерки. Что бы человек ни делал, он может делать с определенным отношением к делу, определенным настроением, которое вытекает из самой природы его личности. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок.

Это качество выделено здесь только для обсуждения, однако оно ни в коем случае не является чем-то независимым от тех характеристик, которые обсуждались ранее. Когда мы говорим о творчестве, мы описываем в другом плане — в плане последствий то, что ранее описывалось как большая свежесть, проницательность, эффективность восприятия. Этим людям легче видеть истину и реальность — именно поэтому они кажутся более ограниченным людям творцами.

Кроме того, мы видели, что эти люди менее заторможены, менее подавлены, менее ограничены, одним словом, менее культуризованы. Позитивно они более спонтанны, более естественны, более человечны. Это тоже имеет своим последствием творчество. Если мы допустим на основании наших исследований детей, что все люди в детстве были спонтанными и остаются таковыми в своих глубочайших корнях, но, что вероятно, в дополнение к этой спонтанности они имеют целый набор поверхностных, но могущественных ограничений, то станет ясно, почему эта спонтанность может проявляться наружу так редко. Если бы эти силы были сняты, то, возможно, каждый проявлял бы это особого рода творчество.

 

УСТОЙЧИВОСТЬ К ВЛИЯНИЮ КУЛЬТУРЫ;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.