Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнейшие письменные источники по истории Казахстана






Сведения по истории Казахстана эпох древности, раннего и развитого средневековья фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайским, арабском, персидском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.) - составлены на трех основных языках древнеперсидском, эламском и аккадском. Авеста представляет собой священную книгу зороастрийской религии (XIII в).

Самым ранним греческим автором, является Геродот (484-425 гг. до.н.э.). Сообщения о народах Казахстана сосредоточены в четвертой книге, где повествуется о географии расселения кочевых скифских племен, их истории, духовной культуре, обычаях, нравах.

Знания о древнем народе Казахстана имеются в китайских сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II в. до н.э в «Ши Цзи» («Исторических записках») «отцы» китайской истории Сыма Цяня (145-86 гг.до н.э.), в «Цянь Ханшу» («Истории ранней Хань»), Бань Гу (I в. н.э).

Важную ценность представляют тексты первого тюркского летописеца – автора надписей в честь Бильге-кагана и Кюльтегина - Йоллыг-тегина (VIII в.). В трудах арабских историков как Ибн аль-Факих (начало X в.), Ибн-Фадлана, Абу Дулафа, Ал-Масуди приведены историко-географические сведения о тюркских племенах и данные по исторической географии раннесредневекового Казахстана. В XIV веке подробные записи о Дешт-и-Кипчаке оставил арабский путешественник Ибн-Батут. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана - истории образования казахского ханства - представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551 гг.) «Тарихи Рашиди».

Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые: В. А.Левшин (1799-1879 гг.), В.В.Вельяминов-Зернов (1830-1904 гг.), В.В.Бартольд (1869-1950 гг.) и другие.

Богатое научное наследие по истории Казахстана оставил Ч.Валиханов (1835-1865 гг.). В частности, по источниковедению, по этногенезу казахов, о социальной, политической жизни кочевников. Неоценимое значение имеют сочинения Абая (1845-1904 гг.).

Ряд исторических работ принадлежат представителям казахской интеллигенции начала XX века. Это А.Букейханов (1866-1937 гг.), Ш.Кудайберды-улы (1858-1931 гг.). М.Тынышпаев (1879-1937 гг.). первым казахом - профессором истории в советское время стал С.Асфендияров, автор «Истории Казахстана с древнейших времен». Большую значимость приобрели труды Е.Бекмаханова, в частности монография «Казахстан в 20-40-е годы XIX века».

25. Жеты Жаргы – памятник права казахского народа

В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник – “Жеті Жаргы”, который был составлен Тауке ханом. Он собрал для совета трех биев Толе-би, из старшего жуза, Казыбек-би, из среднего жуза и Айтеке би, из младшего жуза, и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. В “законах” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства: - за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем; - за воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – смерть; - родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, убийца возвращает себе жизнь, платя кун за мужчину 1000, а за женщину 500 баранов; - за убийство султана или хаджи – кун как за семь человек; - если жена убьет мужа – смерть, или жизнь, но позор; - родители за убийство своих детей ничем не наказываются; - изнасилование равняется убийству – наказание смерть; - богохульника, изобличенного семью свидетелями должно убивать каменьями; - сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят по аулам и сидящего на ней бьют плетью; - чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных; - каждый должен являться на собрание с оружием, безоружный не имеет голоса и младшие могли не уступать ему место.

Есім ханнын ескі жолы. Суть этой реформы заключалась в том, что главенство закрытой элиты – Торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода байская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их своеобразной конституции - Есім ханнын ескі жолы (древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в биев и батыров, а также их взаимные права и обязанности. При Касым-хане был разработан кодекс законов “Касым ханнын қ асқ а жолы” - “Светлый путь Касым хана” – ставший в последствии источником обычного права казахов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.