Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебник(и): ___

Общеобразовательной организации ДНР с обучением на украинском языке

На I и II четверти 2015 - 2016 учебного года

Учителя русского языка и литературы __________________________

Распределение 70 часов (2 часа в неделю) по четвертям:

Раздел программы Кол-во часов Развитие речи Литературное краеведение Внеклассное чтение Контрольные работы(в т.ч. контрольные сочинения)
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
Тема 1. Введение. Взгляд в прошлое (миф и литература)                                        
Тема 2.                                        
Всего          

Программа: Литература: 5-9 кл.: программа для общеобразоват. организаций с обуч. на укр. яз. / сост. Криворучко А.В., Боброва В.В., Соколова Т.Е., Бережная Н.В., Красовская И.П., Кузнецова Л.Б., Лайтер Н.Н., Мамченко Н.И., Черных Е.В., Яркович Э.Б.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 106 с.

Учебник(и): _______________________________________

№ урока Дата проведения Тематическое содержание урока Виды деятельности учащихся в соответствии с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся Взаимодействие искусств Примечания (планируемый результат, комментарий учителя, домашнее задание и др.)
   
Тема 1. Введение. Взгляд в прошлое (миф и литература) (16 часов: 12часов+ 2РР+2КР)
      ВВЕДЕНИЕ Литература как искусство слова. Художественный образ. Роль литературы среди других видов искусств. Значение художественной литературы в духовной жизни человека и общества.   Формирование умения обосновывать, чем литература отличается от других видов искусств; учащиеся обнаруживают специфику изображения одного и того же образа в литературе и других видах искусства; дают определение понятий «художественный образ», «вечный образ»; приводят примеры вечных образов (из фольклора, прочитанных литературных произведений, знакомых видов искусства); раскрывают значение искусства (в том числе художественной литературы) для становления личности, жизни человечества. Особенности изображения одного и того же образа в разных видах искусства. Устное высказывание о роли литературы в жизни человека.
      ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ (МИФ И ЛИТЕРАТУРА) Из греческой мифологии «Дедал и Икар», «Прометей». Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки. Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности. выразительно читают мифы; раскрывают содержание прочитанных мифов; устно пересказывают мифы; характеризуют главных героев мифов на основе их поступков; выражают личное отношение к мифологическим героям, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа; высказывают суждения о причинах популярности образа Прометея; обосновывают значение древнегреческой мифологии для развития мировой культуры; объясняют понятие «миф», его отличия от сказки; рассказывают, как возник миф Х. де Рибера «Прометей», Г. Фюгер «Прометей несёт людям огонь», П. Рубенс «Прометей прикованный», И. Репин «Прометей»; «Собрание богов» (роспись на вазе, 510 г. до н.э.), «Геракл, Кербер и Эврисфей» (роспись на амфоре, VI ст. до н. э.) и др. Музыка. А. Скрябин «Поэма огня» (симф. поэма), Ф. Лист «Прометей» (симф. поэма), Л. ван Бетховен «Творения Прометея» (увертюра к балету) и др. Составление словарика фразеологизмов
      Урок развития речи Комментирование интерпретации мифа о Прометее в мультфильме «Прометей» (реж. А. Снежко-Блоцкая) с выражением собственного отношения. характеризуют главных героев мифов на основе их поступков; выражают личное отношение к мифологическим героям, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа; высказывают суждения о причинах популярности образа Прометея; Мультипликация. М/ф «Прометей» (реж. А. Снежко-Блоцкая, СССР, 1974) Подготовка иллюстраций к любимым мифам
      «Подвиги Геракла» Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла. выразительно читают мифы; раскрывают содержание прочитанных мифов; устно пересказывают мифы; характеризуют главных героев мифов на основе их поступков; выражают личное отношение к мифологическим героям, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа; высказывают суждения о причинах популярности образа Геракла; обосновывают значение древнегреческой мифологии для развития мировой культуры А Поллайоло «Геракл и Антей», «Геракл и гидра», Г. Рени «Геракл, побеждающий гидру», Архитектура, скульптура. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (мрамор, II в. до н. э.); бронзовые статуэтки «Младенец Геракл душит змей» (IV в. до н. э.), «Геракл и Антей» (скульпт. А. Поллайоло), «Геракл и Гидра» (скульпт. А. Альгарди), «Геракл, стреляющий из лука» (скульпт. Э. Бурдель). Мультипликация. «Геракл у Адмета» (реж. А. Петров, СССР, 1986) и др. Составление высказывания на тему «Геракл – любимый герой древних греков» (письменно)
5-6     ГОМЕР (VIII-VII в. до н.э.) «Одиссея» (обзорно). «Одиссей у циклопов». Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея» как эпическая «поэма странствий ». Приключенческий, сказочный и бытовой элементы поэмы.«Одиссея» –песня о героических подвигах, мужественных героях. Стихия Одиссея –борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Возвеличивание храбрости, человеческого ума, изобретательности и любознательности. Осуждение беззакония, тупой несправедливой силы (циклоп Полифем). объясняют, почему Гомер считается легендарным основоположником европейской литературы; приводят примеры использования в «Одиссее» приключенческого (романтика путешествий), сказочного (волшебные персонажи) и бытового (жизнь греков и т.д.) элементов; аргументируют примерами из текста мысль о том, что ведущим пафосом «Одиссеи» является возвеличивание храбрости, человеческого ума, изобретательности и любознательности; приводят примеры осуждения Гомером беззакония, тупой несправедливой силы (циклоп Полифем); характеризуют образ Одиссея: воина, вожака, отца, сына, мужчины, путешественника, патриота   Гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве, книжной графике, архитектуре, скульптуре. Джозеф Мэллорд Уильям «Улисс, высмеивающий Полифема», Фрагмент росписи краснофигурного стамноса «Корабль Одиссея и сирены», бронзовый рельефный орнамент из святилища в Дельфах «Одиссей, привязанный к животу барана», «Одиссей, ослепляющий циклопа Полифема» (античная керамика), Якоб Йорданс «Одиссей помогает своим спутникам покинуть пещеру Полифема, пряча их под овцами». Музыка. Клаудио Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса на родину», Ж.-Ф. Ребель. Опера «Улисс», Рейнхард Кайзер. Опера «Улисс», Кароль Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков), Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея», Н. А. Бентсон. Опера «Улисс», Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля. Алан Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей», Op. 275, Symphony X. Альбом «TheOdyssey» Ингви Мальмстин. Альбом Odyssey, Василий К. Песня «Одиссей», Э. Энглунд. Балет «Одиссей», А. Логотетис. Балет «Одиссей», Е. К. Голубев. Балет «Одиссей». Луиджи Даллапиккола. Опера «Улисс». Кирилл Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие». Театр: Балет Гаэтано Джойя «Возвращение Улисса в Итаку». Кинематограф. «Странствия Одиссея», фильм Марио Камерини и Марио Бава, «Одиссея», т/ф Франко Росси, «Одиссея», т/ф Андрея Кончаловского «О, где же ты, брат?», фильм братьев Коэнов по сценарию, основанному на переработке «Одиссеи» (номинация на премию Оскар как «лучшая адаптация литературного произведения»), Улисс Эверетт Мак Гилл – Джордж Клуни, 2000, «Троя», фильм Вольфганга Петерсена, фильм Терри Ингрэма «Одиссей: Путешествие в подземный мир»; Устная характеристика героя с использованием цитатного материала.
      Из славянской мифологии Миф о солнце(в пересказе А. Мельникова-Печерского). Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. Солнце как основа всего живого на Земле. Близость этого утверждения современным людям. Необходимость сохранения традиций. выразительно читают миф; раскрывают представления древних славян о богах, стихиях природы, происхождении человека; рассказывают о явлении природы, которое объясняет прочитанный миф; дают развернутый устный или письменный ответ по содержанию мифа; Живопись. Н. Рерих «Славяне» (серия картин). К. Васильев «Святовид», «Человек с филином», «Русалка». В. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и др. Иллюстрации художников с изображением славянских богов. Музыка. Славянская этническая музыка. Составление устного высказывания «Причины появления схожих элементов в мифах разных народов»
      Контрольная работа выполняют тестовые задания    
      Библейские предания и притчи «Создание мира» (Ветхий Завет, Бытие, гл. 1), «Всемирный потоп» (Ветхий Завет, Бытие 6: 1-7: 19), «Вавилонская башня» (Ветхий Завет, Бытие 11: 1-9), «Рождество Иисуса Христа и дары волхвов» (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 1, 2: 1-11) (2 предания по выбору учителя). Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. Картины создания мира и первых людей в Ветхом Завете. Объяснение появления различных языков на земле. Символическое значение образа Вавилонской башни. рассказывают о Библии, рассуждает, почему ее называют Книгой Книг; раскрывают духовную, историко-культурную, литературную ценность Библии; пересказывают содержание и объясняет смысл прочитанных библейских легенд; раскрывают символическое значение библейских образов; обогащают свой словарный запас крылатыми выражениями из библейских преданий и притч; осмысливают библейские предания и притчи в контексте лирики русских поэтов, русской и западноевропейской живописи Живопись. Микеланджело «Всемирный потоп» (фреска в Сикстинской капелле), И. Босх «Блудный сын», Караваджо «Давид с головой Голиафа», Рембрандт «Возвращение блудного сына», «Вавилонская башня», «Добрый самарянин» П. Брейгель «Вавилонская башня», Я. Брейгель «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды», И. Айвазовский «Всемирный потоп», иллюстрации к Библии Г. Доре и др. Музыка. С. Прокофьев «Блудный сын» (балет), И. Гайдн «Сотворение мира» (оратория) и др. Мультипликация. М/с «Истории Ветхого Завета» (реж. Д. Демидов и И. Монаенкова, Россия, 2008), м/ф «Вселенский потоп» (реж. Ж.-Р. Жирер, Франция, 2003), м/ф «Притча о добром самарянине» Составление словарика фразеологизмов
      «Притча о добром самарянине» (Новый Завет, Евангелие от Луки 10: 25-37), «Притча о блудном сыне» (Новый Завет, Евангелие от Луки 15: 11-32) (1 притча по выбору учителя). Изображение неизреченного милосердия и обретения духовного богатства, милосердия и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку. Нравственные ценности Нового Завета пересказывают содержание и объясняет смысл прочитанных библейских притч; раскрывают символическое значение библейских образов; объясняют, что называется притчей; рассуждают, чему нас учат библейские притчи; обогащают свой словарный запас крылатыми выражениями из библейских преданий и притч; осмысливают библейские предания и притчи в контексте лирики русских поэтов, русской и западноевропейской живописи Написание притчи
      Из древнерусской литературы «Повесть временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Смерть князя Олега»). «Повесть временных лет» –древнейшая летопись русского народа. Легендарный Нестор летописец. Значение летописания для потомков. Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя –патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости. имеют представление об историческом и литературном памятнике «Повесть временных лет»; рассуждают о значении древнего летописания для потомков; рассказывают о легендарном Несторе Летописце; анализируют черты характеров русских князей; умеют различать сказочные и исторические мотивы летописных сюжетов; умеют передавать содержание сказания, сохраняя особенности языка древнерусской литературы; осознают душевную красоту и силу наших предков, силу любви русских князей к своей земле как достойного примера для потомков Живопись. Нестор Летописец в изображении В. М. Васнецова, М. М. Антокольского. Русь эпическая на полотнах В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, П. Д. Корина и др.  
13-14     Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении. Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. раскрывают летописный источник «Песни…»; обосновывают роль художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений и метафор) для создания настроения произведения; объясняют тему произведения «Песнь о вещем Олеге»; характеризуют образы князя Олега и кудесника; раскрывают понятие «строфа»; объясняют, какие стихотворные размеры называют двусложными; умеют выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского, И. Репин «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Н. Ге. «Пушкин в селе Михайловском», В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (рисунок); иллюстрации В. Васнецова к «Песне о вещем Олеге». Кино, театр. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.1.» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 1999). Чтение стихотворения «Зимнее утро» в исп. И. Смоктуновского. Музыка. Н. Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге» (кантата), Г. Свиридов «Зимнее утро» (из сборника «Пушкинский венок», концерт для хора). Скульптура. Барельеф «Арина Родионовна» (скульпт. А. Серяков), памятники Арине Родионовне в с. Воскресенское (Россия, скульпт. В. Шевченко), А. С. Пушкину и Арине Родионовне в Пскове (Россия, скульпт. О. Комов). Составление партитуры выразительного чтения наизусть отрывка стихотворения. Исследование языка произведения. Устное высказывание-сравнение летописного источника и стихотворения А.С.Пушкина
      Урок развития речи Характеристика героя литературного произведения с выражением собственного отношения     Домашнее сочинение на тему «Образ князя Олега в «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина»
      Контрольная работа выполняют тестовые задания    
Тема 2. Серьёзное в смешном (16 часов: 11 часов+1РР+1ВЧ+1ЛРК+1КС+1КР)
17.     ЭЗОП (VII-VI ст. до н. э.) «Лисица и виноград», «Отец и сыновья», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» (2 басни по выбору учителя). Краткие сведения об Эзопе – легендарном основателе жанра басни. Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. Теория литературы. Понятие о басне. «Эзопов язык».   объясняют, почему легендарного Эзопа считают основоположником жанра басни; пересказывают близко к тексту содержание указанных басен; доказывают на конкретных примерах, что басни Эзопа стали неисчерпаемым источником сюжетов басен в мировой литературе; повторяют жанры фольклора, в которых используется иносказание (загадка, пословица, заговор, гадание); приводят примеры и объясняют аллегорический и поучительный смысл изученных басен, отражение в них законов жизни людей, народной мудрости; сравнивают использование одного и того же сюжета у разных авторов (о Волке и Ягненке: Эзоп – Крылов – Глебов); выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в изученных баснях и обосновывают свою точку зрения примерами и цитатами из текста; читают определение терминов и составляют понятийное колесо: 1 группа с термином «басня»; 2 группа с термином «аллегория»; 3 группа с термином «мораль»; Живопись, графика. Д. Веласкес «Эзоп», иллюстрации к басням художников Э. Гризета, В. Холлара, М. Гирертса. Скульптура. «Эзоп» (мраморный бюст, VI в. до н. э.). Кино, мультипликация. «Эзоп» (реж. О. Рябоконь, СССР, 1981), м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986).   Д/з Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен Эзопа (по собственному выбору). Запомнить толкования теоретико-литературных понятий, рассмотренных на уроке. Посмотреть в сети Интернет м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж.Р. Ярви, СССР, 1986). Высказать своё мнение об экранизации басен Эзопа. Нарисовать иллюстрацию к одной из басен Эзопа. Сочинить басню, взяв за основу сюжет из сказки о животных.
18.     Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) «Кукушка и Петух»,, «Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Слон и моська», «Мартышка и очки», «Щука»,, «Осёл и Соловей», «Петух и жемчужное зерно», (5 басен по выбору учителя) Краткие сведения об авторе. Мастерство И. А. Крылова-баснописца. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» составляют краткий конспект жизни и творчества И.А.Крылова; участвуют в конкурсе на самый значимый или самый интересный факт из жизни И. А.Крылова; создают «раскадровку» басни «Свинья под дубом»; отрабатывают интонации различных реплик персонажей басен; читают выразительно по ролям; выполняют задание сопоставительного характера по тексту басен «Ворона и лисица» И.А.Крылова и Эзопа; Портрет И.А.Крылова кисти К. Брюллова (1839г.): поэтичность изображения и глубина психологической характеристики, отражённые на холсте; заочная экскурсия (просмотр кинофрагментов о памятнике И. А. Крылову в Санкт-Петербурге); обсуждение иллюстрации Г. Куприянова к басне «Свинья под дубом» Подготовить рассказ об И. А. Крылове. Опережающее домашнее задание: Взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине (к уроку 21)   Составить синквейн на тему «Кто такой Крылов»  
19.     Роль смеха в обличении человеческих пороков. «Демьянова уха», «Тришкин кафтан»   анализируют разговорные интонации и бытовые зарисовки басни «Демьянова уха»; находят в басне признаки драматического произведения: выразительные диалоги, реплики; анализируют изменение поведения Демьяна (от радушного хозяина до мучителя и деспота); находят обращения и определяют их роль в басне (создают колорит русской речи); определяют интонации для работы над выразительным чтением в лицах (интонации Демьяна назойливы, ласкательно-настойчивы; интонации Фоки жалобны, просящи; реплики персонажей четко выделяются голосом, концовка читается с иронией, последняя строка категорично); читают басню в лицах и отвечают на вопрос: в каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”? Живопись. Иллюстрации к басням художников А. Жабы, Г. Нарбута, Е. Рачёва, А. Лаптева и др. Музыка. М. Сильванский «Музыкальные картинки к басням И. А. Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А. Хржановский, СССР, 1973), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц. Ольшанский, СССР, 1972) и др. Скульптура. Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П. Клодт.)   По выбору учащихся: написать басню, используя пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», составить кроссворд, ребус, шараду по теме урока.  
20.     Басня«Волк и Ягненок».Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в баснях.     записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Ягнёнок (работают в парах, выбирают героя (маску)); сопровождают выразительное чтение басен историческим и литературоведческим комментарием; выразительно читают басню по ролям с учётом характера каждого персонажа; выполняют лексический анализ понятий: порок души, грех, греховная зараза, страсть (страдание); записывают слова, на которых строится антитеза; описывают ситуации, к которым была бы применима мораль басни; проявляют умения сравнения басен «Волк и Ягненок» Эзопа, И.А. Крылова иЛ.И. Глебова;   Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк и Ягнёнок». Индивидуальное задание. Создать буклет «Зоопарк из басен Крылова» (нарисовать зверей и написать названия басен, в которых эти звери стали героями).  
21.     Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. раскрывают афористичность языка басен; объясняют понятие аллегория; приводят примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняют их смысл; обогащают свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А. Крылова; участвуют в викторине «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»;   составить центон из прочитанных басен И.А. Крылова (центон – стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов)
22.     Урок развития речи Развёрнутый ответ на вопрос в виде письменного высказывания по басням И. А. Крылова повторяют понятия: эзопов язык, мораль, аллегория, басня; вводят их в собственные предложения, приводят примеры морали из знакомых им басен; пишут сочинение «Что осуждается в баснях И. А. Крылова?» или на другую тему     Рекомендации к оформлению урока: выставка различных детских изданий крыловских басен, иллюстраций к басням (Лаптев, Кукрыниксы и другие художники); заранее оформленные на плакате или просто на доске высказывания о Крылове, о баснях; крылатые выражения и афоризмы из басен, отдельные строки, которые будут использованы в словарной работе. Д/з Подготовиться к уроку внеклассного чтения (учитель продумает план урока внеклассного чтения в соответствии с возможностями класса и конкретизирует домашнее задание)
23.     Внеклассное чтение. Леонардо да Винчи. Притчи. М.М. Херасков«Две собаки», А.Д. Кантемир«Басни», В.А. Озеров«Волки и овцы», А.А. Ржевский«Волк-откупщик», Д.И. Фонвизин«Лисица-казнодей», А.Е. Измайлов«Крестьянин и кляча», И.И. Дмитриев«Муха», В.Л. Пушкин«Лев больной и лисица», С.В. Михалков«Басни», Ф.Д. Кривин«Басни» (по выбору учителя и учащихся). две-три инициативные группы готовят чтение по ролям или инсценирование басен; анализируют басни предложенных авторов: выделяют мораль, аллегорический смысл, дают краткую характеристику персонажей;   Опережающее д/з: прочитать рассказы А.П.Чехова
24.     Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) «Хамелеон», «Толстый и тонкий». «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Жалобная книга» (2 рассказа по выбору учителя). Краткие сведения об авторе. А. П. Чехов и Донбасс. «Хамелеон», «Толстый и Тонкий».Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказах «Хамелеон», «Хирургия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора и как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Элементы контраста в рассказе «Налим». Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. читают и конспектируют статью учебника о детстве и юности А.П. Чехова; сообщают о своеобразии личности писателя; формулируют вопросы к статье учебника; выписывают из литературоведческого словаря определения терминов антитеза, художественная деталь, рассказ; рецензируют ответы учащихся;   Портрет А.П. Чехова работы И. Браза. Чтение рассказов А.П. Чехова в исполнении И. Андронникова; м/ф «Человек в пенсне» (реж. П. Сухих, Россия, 2009), Скульптура. Памятники А. П. Чехову в России (Таганрог, скульпт. И. Рукавишников; Звенигород, скульпт. В. Курочкин), в Ялте (скульпт. Г. Мотовилов).    
25-26     Безнравственность, подлость, лживость, малодушие, самоунижение, рвение... (по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон») исследуют особенности конструкции рассказа «Хамелеон»; находят скрытые в контексте намёки; анализируют основные превращения Очумелова, Хрюкина и толпы; размышляют над значением художественных деталей в рассказе: путь по базарной площади, шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина; осмысливают название рассказа; находят «говорящие» фамилии; анализируют речь героев, а также шесть контрастных превращений; читают по ролям; художественно пересказывают фрагменты рассказа; выявляют из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому; обсуждают сущность хамелеонства как социального явления; м/ф «Очумелов» (реж. А. Дёмин, Россия, 2009) Написать сочинение, путем комментирования ключевых фраз главного героя, на тему: «Безнравственность, подхалимство и самоуничижения» (По рассказу «Хамелеон» А.П. Чехова).
27.     Художественные особенности и неожиданная концовка рассказа-анекдота «Лошадиная фамилия». участвуют в репродуктивной и продуктивной эвристической беседе по содержанию рассказа; находят несоответствия в рассказе (генерал – боится; генерал – необразованный; генерал – кукиш показывает, как мальчишка; зуб болит – лечит по телефону; лошадиная фамилия – Овсов); передают содержание рассказа в одном – двух предложениях; инсценируют отрывок (поиск фамилии); находят «говорящие» детали в рассказе; анализируют речь героев (интонация, лексика, обороты речи, паузы) Иллюстрации С. Герасимова, Н. Вышеславцева, С. Алимова А. Базилевича, Б. Калаушина, Кукрыниксов и др.     Выборочное домашнее задание: попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; подготовьте инсценировку эпизода текста; нарисуйте иллюстрацию к рассказу.  
28.     Контрольное сочинение   «Мастерство художественной детали в рассказах Чехова»   «Современно ли творчество Чехова?»   «Мой любимый рассказ А.П. Чехова» выбирают тему и жанр сочинения; соблюдают признаки выбранного жанра сочинения; выражают свое отношение к предложенным темам; составляют план к выбранной теме; формулируют идею, подбирают цитатный материал; аргументируют свою точку зрения; редактируют написанное сочинение    
29.     Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО (1894-1958) Краткие сведения об авторе как мастере не только комического слога, но и комических положений. Типологическая общность рассказов М. Зощенко и Остапа Вишни. Теория литературы. Понятия о юморе и сатире.   сообщают краткие сведения о писателе; работают над терминами юмор и сатира;   Живопись. Иллюстрации Г. А. В. Траугот, А. Лебедева, М. Скобелева, В. Петрова и др. Скульптура. Памятник на могиле писателя в Сестрорецке (Россия, скульпт. В. Онешко). Заполнить анкету писателя М. Зощенко. Прочитать рассказ «Галоша», подготовить выразительное чтение.
30.     «Галоша».Сочный, народный язык и своеобразный юмор рассказов М. Зощенко. Межпредметные связи. Русский язык. Языковые средства речи. Канцеляризмы, иноязычная лексика, вводные слова и вводные предложения. выразительно читают рассказ; выполняют лексический анализ понятий волокита и бюрократизм; находят в рассказе примеры комического несоответствия; определяют средства создания комизма в произведении; инсценируют фрагмент рассказа; анализируют речь героя; отмечают смысловое значение в речевой интонации повествования вводных слов;     Дать письменный ответ на вопрос «Против чего и против кого направлено смехотворство писателя?» или Написать небольшой юмористический рассказа, основанный на смешном эпизоде или событии.
31.     Литературное краеведение Анатолий Иванович КРАВЧЕНКО (род. в 1937г.) «Филёк-глазок», стихотворения «Каменная птица», «Детство», «Река былинная», «Мои земляки» (1-2 произведения по выбору учителя). Краткие сведения об авторе. Основные темы творчества – Родина, созидательный труд современников, их надежды и стремления. Теория литературы. Развитие понятия об эпитете, метафоре знакомятся с биографией и произведениями А.И. Кравченко, чей жизненный и творческий путь соприкоснулся с Донбассом; выделяют и объясняют роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении; находят примеры эпитетов и метафор в изучаемых произведениях;   Повторить изученное, составить кроссворд или викторину по изученному материалу. Подготовиться к контрольной работе.
32.     Контрольная работа выполняют тестовые задания    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Ответное слово медалистов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.