Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделирование процесса сохранения, укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида






 

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой зависит не только от: состояния самих обучающихся; объема и структуры учебного материала; применяемых технологий обучения; но также от: соблюдения периодичности в организации циклов деятельности; устранения имеющихся точек сбоя; пополнения запасов энергии обучающихся; усиления их учебных возможностей, и т.д.

К сожалению, в практике работы образовательных учреждений, прежде всего общеобразовательных, преобладают однобокие подходы к проблеме здоровья, когда устраняют перегрузку домашними заданиями, либо концентрируют внимание на ослабленном зрении, на отдельных видах заболеваний, либо на технологиях обучения, сохраняющих здоровье. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся как педагогический процесс определяется сложными, множественными и раз-нонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. Построение теоретических мо-делей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах способствуют достижению высокой результативности экспериментального исследования. На наш взгляд, проблема может быть решена только системно и при поддержке всеми заинтересованными ведомствами.

Разработанная в ходе данной работы психолого-педагогическая модель выступает как специфическое отношение между объектом и концептуальной схемой, то есть системой некоторых научных представлений. Главным признаком данной- модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности.

Психолого-педагогическая модель процесса сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида включает: ценности, цель, задачи, функции, аспекты, интерактивные формы, уровни отношения обучающихся к своему здоровью.

Философско-этической основой психолого-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учрежденияхявляются базовые общечеловеческие ценности: гума­низм, мир, свобода, милосердие, социальное право и социальная справедливость, труд, социальное благополучие, человеческое дос­тоинство, гармония человека и окружающей среды, ненасилие, плане­тарное мышление, международное гражданство.

Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции 1996 г.), принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение личных интересов общественным.

Проблема ценностей приобретает все возрастающее значение в современной науке, где центральное место занимает человек. Требование экспликации ценностей из разных аксиологических и мировоззренческих систем не противоречит традиционным представлениям о получении объективной истины о мире, но является актуальным в условиях полного идеологического простора.

Процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, формирования у них культуры здоровья имеет следующие ценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса:

Обучающийся (воспитанник): осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений.

Семья обучающегося (воспитанника): осмысления мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка.

Педагог: открытие системы ценностей обучающегося (воспитанника) внутреннего происхождения.

Привлеченные специалисты, организации: достижения соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями.

Цель данной модели – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:

Обучающийся (воспитанник): осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни.

Семья: удовлетворение потребностей обучающегося (воспитанника) в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.

Педагог: сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и навыков, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и стратегий.

Привлеченные специалисты, организации: межведомственная, межсекторная и межоргани­зационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды.

Психолого-педагогическая модель предполагает реализацию следующих функций субъектов сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях:

· обучающийся (воспитанник): самореализация (взаимодействие с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации);

· семья обучающегося: психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей подростка, снятие стресса, нормализации работы нервной системы, психики в целом, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил);

· педагог: эстетически-познавательная (эстетическое развитие личности, организация взаимодействие с миром природы для интеллектуального развития личности);

· привлеченные специалисты, организации: психотерапевтическая (взаимодействие для гармонизации межличностных отношений, децентрализация управления, оптимизация инфраструктуры учреждений).

В модели, в соответствии с обоснованными субъектами процесса, выделяются четыре основных аспекта сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательном учреждении: личностный, командный, образовательный, деятельностный аспекты.

С позиций обучающегося (воспитанника) приоритетным является личностный аспект. Личность формируется посредством обретения культуры, поэтому культурно-оздоровительная деятельность всегда приобретает личную значимость. В противном случае она вызывает отторжение. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на цель, которую определил сам участник образовательного процесса. Для этого важно уточнить значение деятельности, которая затем будет направлять его к цели.

С позиций семьи обучающегося важным аспектом является командный. Равноправная командная работа, при которой все субъекты находятся в изменяющемся социокультурном контексте, позволит включить семью в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающегося (воспитанника)в результате:

- социальной необходимости процесса (организацию родительского и педагогического совета по конкретным злободневным проблемам, родительской конференции и т.п.);

- приближенности культурно-оздоровительных проектов и программ к реальным потребностям конкретных семей;

- инновационного характера деятельности (различные проекты и программы по защите и сохранению природной среды или культурно-оздоровительных традиций).

С позиций педагогов-организаторов этого процесса ведущим обоснован образовательный аспект. Роль обучающегося рассматривается как постоянное участие в процессе обучения, воспитания, социального развития, что чаще всего приводит к новой организации образовательного процесса. Субъекты стремятся использовать новые знания. Эффективность культурно-оздоровительной деятельности становится последствием наиболее органичного синтеза взаимодополняющих аспектов специального знания, теории и реально достигнутых результатов.

С позиций привлеченных специалистов и организаций главным является деятельностный аспект. Субъекты процесса сохранения и укрепления здоровья обучающегося постоянно вовлекаются в различные ситуации (в образовательных учреждениях разного типа и вида, медицинском учреждении, социальной службе, общественном объединении и т.п.). Именно участник образовательного процесса, выяснив потребность в тех или иных знаниях, может выступить организатором дополнительного обучающего курса для группы обучающихся, педагогов, родителей и т.п., на базе дошкольного, общеобразовательного и профессионального учреждения, клуба, библиотеки, музея или учреждения дополнительного образования детей. Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвует в ней.

Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья обучающихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:

- воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

- пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;

- представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Обучающийся (воспитанник) должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.

Теоретически обоснованные основные компоненты внутренней картины здоровья, позволяют выделить в модели три уровня отношения обучающегося к своему здоровью: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые являются основными показателями результативности данного процесса.

Когнитивный уровень отношения к здоровью в значительной степени зависит от социального окружения обучающегося, особенностей его воспитания и жизненного опыта. Главный показатель эффективного развития этого уровня – отношение обучающегося к себе, самоуважение.

Эмоциональный уровень отношения к здоровью образуется в результате сравнения знаний обучающегося о себе с другими людьми: сверстниками, старшими, младшими, членами семьи, педагогами. Главный показатель эффективного развития этого уровня – формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими.

Поведенческий уровень отношения к здоровью образуется в результате активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья. Главный показатель эффективного развития этого уровня – включенность в культурно-оздоровительную деятельность.

Обоснованную теоретическую модель можно представить схематично (рис.1).

Создание единого воспитательного пространства в рамках социума образовательного учреждения — это управляемый педагогический процесс. Рычаги управления этим процессом должны находиться в руках общественности – Межсекторного координационного совета по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования здорового образа жизни детей и молодежи, в который должны войти представители местных органов исполнительной власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, действующих в радиусе педагогического влияния общеобразовательного учреждения.

 

 

Рис.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.