Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и этапы педагогического исследования






Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются: проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой;

область - некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.;

аспект- фундаментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же - разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания -прикладной, то же - подготовка сборника задач, упражнений. На их основе формулируется тема исследования - конкретное диалектическое противоречие, которое уже осознано как противоречие, но еще не разрешено, например: индивидуализация и дифференциация обучения; технология целостного обучения в начальных классах и др.

Затем определяют цель и конкретные задачи исследования; объект и предмет, т.е. специфические стороны, свойства и качества объекта, педагогических явлений. Важно определить исходную концепцию как научные принципы исследования. Например: общество определяет развитие школы, а не наоборот; воспитание и обучение ведут за собой развитие личности и др. Выдвигается рабочая гипотеза - научное исследование, которое еще не подтверждено достаточным количеством фактов и доказательствами. Гипотез может быть несколько. Все они проверяются и либо подтверждаются, либо отвергаются как ошибочные.

Основные этапы педагогического исследования сводятся к следующему:

- осознание незнания о чем-то как противоречия и возникновения потребности в новых знаниях;

- определение предмета исследования;

- изучение литературы и прошлого опыта;

- выдвижение рабочей гипотезы;

- накопление эмпирической информации, фактов педагогического содержания;

- первичный анализ фактов;

- коррекции в исследовательской работе;

- заключительный анализ, выводы, обобщения;

- оформление материала в виде, удобном для восприятия другими — доклад, статья, брошюра, методические рекомендации, монография, диссертация и т.п.

Результаты исследования распространяются, пропагандируются, чтобы сделать их достоянием других педагогов. После того как мы рассмотрели источники и методы педагогического исследования, имеет смысл хотя бы кратко охарактеризовать особенности предмета воспитания и особенности исследования теории, а также истории педагогики

 

СРМ: Составление схемы взаимосвязи различных факторов, влияющих на развитие педагогической мысли


СРМП: Формирование и развитие личности будущего специалиста в условиях вуза. Социальная среда, коллектив и их роль в формировании личности специалиста

Ключевыми ориентирами современной системы образования являются знания и профессиональные навыки. Место образования в жизни общества на современном этапе во многом определяется ролью знаний в общественном развитии людей, возможностью развития их профессиональных и личностных качеств/ Как уже было сказано, основной задачей Республики Казахстан является интеграция с мировым образовательным пространством. Для реализации данной задачи целесообразно внести ряд изменений в подготовку студентов, обучающихся в университетах. Именно с этой целью в казахстанских высших учебных заведениях проводится внедрение кредитной системы обучения как одного из действенных инструментов взаимодействия систем образования по всему миру. Также целями внедрения кредитной системы обучения являются: международное признание национальных образовательных программ, обеспечение академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава и удовлетворение потребностей личности в сфере получения профессионального образования.

Основным постулатом кредитной системы обучения является, как известно, около 70% процентов самостоятельной работы студента, то есть сокращение объёма аудиторной работы, непосредственно влияющее на объём повышения самостоятельной работы студента. Здесь следует отметить, что данный постулат кредитной системы следует доводить до чёткого понимания в студенческой аудитории, начиная с первого курса обучения. Высокая значимость большого объёма самостоятельной работы стимулирует личность к максимальной мобилизации своих сил и умений, так как работает студент на себя самого, на свою будущую успешность в общественной и профессиональной деятельности.

Активизация самостоятельной работы студентов способствует развитию у них самостоятельности, мобильности, умению подходить творчески к решению стоящей перед ними проблемы, более осознанному закреплению учебного материала в памяти, приобретению новых профессиональных знаний и умений, а также формированию практических навыков. Осознанная самостоятельная работа студента способствует постепенному развитию умения работать с различными информационно-аналитическими и научными ресурсами.

Качество подготовки специалиста на современном этапе развития общества определяется не только уровнем его эрудированности, но и умением самостоятельно ставить и решать задачи в сфере своей профессиональной деятельности. Это тоже является одним из немаловажных факторов стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студента. Таким образом, активная самостоятельная деятельность студента становится основой подготовки будущих специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности.

Здесь следует отметить такой важный фактор формирования личности студента в качестве будущего специалиста, как личность преподавателя. Основы профессиональных знаний студент получает от преподавателя, а так как процесс передачи и получения знаний является не каким-то абстрактно-отвлечённым и механическим, а в противоположность этому характеризуется как активное и эмоционально-насыщенное взаимодействие между личностями, то и получаемые знания студент толкует через призму личностных симпатий и привязанностей к личности преподавателя. Особенно ярко это выраженно у студентов первокурсников, а потому это означает, что преподаватель как личность должен обладать чётко выстроенной системой личностных позиций, должен иметь твёрдые морально-нравственные позиции по отношению к жизни, и, несомненно, обладать высокими профессиональными качествами в своей области деятельности.

Значимой частью педагогической деятельности преподавателя является её гуманистическая направленность на обучающегося как полноправного участника. Стоит сказать, что профессиональная деятельность преподавателя сама по себе является системообразующей деятельностью и одним из факторов воспроизводства жизненных ценностей. Поэтому весь процесс формирования личности студента как будущего профессионала должен быть пронизан гуманистическим отношением как к партнёрам по взаимодействию, так и по отношению к выполняемой им деятельности. Студенту как будущему специалисту-профессионалу в период обучения в вузе необходимо заниматься организацией и корректированием своей деятельности, учитывая собственные интересы, склонности, способности и возможности. Поэтому значимым является формирование заинтересованности у студентов будущей профессией. Это и привлечение их к научно-исследовательской деятельности совместно с преподавателями, и участие их в коллективных проектах кафедры и факультета, а также участие в различных студенческих инициативных международных проектах. А потому ещё одним важным слагаемым, влияющим на процесс формирования личности будущего специалиста, является педагогическое мастерство преподавателя, состоящее из проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умений.

С точки зрения профессиональной деятельности коммуникативные умения преподавателя являются довольно значимыми, ведь именно через процесс общения с преподавателем студент, так или иначе, составляет часть впечатлений о деятельности в сфере выбранной им профессии. Результатами коммуникативной деятельности преподавателя со студентами являются образование у последних новых идей, интересов, и довольно часто, новых ценностей, но результат может быть и обратным, если преподаватель разочарован в своей деятельности или занимается ей волею случая.

В психологической науке важное место в процессе профессионального формирования личности будущего специалиста занимает формирование профессионального самосознания. В ходе этого процесса выделяется несколько компонентов: осознание профессиональной морали; формирование личной нравственности собственной трудовой деятельности; видение себя как субъекта профессиональной деятельности; оценивание трудовых отношений, то есть формирование отношения к самому себе как специалисту; формирование отношения к своим коллегам и своей деятельности.

Таким образом, в процессе обучения студента в высшей школе происходит его постепенное формирование не только как личности, но и как будущего специалиста. Однако ни один процесс не обходится без стадий, то есть без поэтапного течения. Процесс профессионального формирования личности не исключение этому, и потому выделяют следующие стадии развития личности будущего профессионала: предварительная; стадия формирования профессиональных намерений; подготовительная; адаптационная; стадия профессионализации; мастерства.

Рассмотрим подробнее те из стадий профессионального формирования личности, которые приходятся на период процесса обучения в высшем учебном заведении. На стадии формирования профессиональных намерений студент должен получить необходимые представления о социальной значимости будущей профессии, о возможных формах и способах подготовки, об условиях деятельности, о требованиях, предъявляемых к специалисту данной профессии. На данной стадии профессионального формирования личности главная роль отводится психодинамическим свойствам личности, в частности таким как: эмоциональная устойчивость, мобильность, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации.

На ранних стадиях профессионального формирования личности большое значение имеет социальная ситуация, в которой находится человек и его непосредственная деятельность, на последующих имеет значение сама активность личности. На подготовительной стадии у студента формируются начальные профессиональные знания и умения, а также способы решения типовых задач, так как в дополнение к теоретическим знаниям, которые студент получает в высшем учебном заведении, он имеет возможность включения в непосредственную деятельность по избранной им профессии в процессе прохождения различных практик, а также возможной самостоятельной подработки по специальности. Дальнейшее профессиональное становление личности протекает либо в процессе обучения в магистратуре и докторантуре, либо в процессе работы по выбранной специальности. Здесь так же, как и в процессе учёбы, большое значение для личности имеет самостоятельная активная деятельность, так как в процессе проявления активности человек преодолевает сложившиеся способы выполнения деятельности, преобразует её, вводит в неё свои новации, то есть творчески преобразует деятельность и переходит к высшей стадии формирования профессиональных умений и навыков, к стадиям профессионализации и мастерства.

На процесс профессионального формирования личности также оказывают влияние факторы, которые мы можем условно разделить на два типа:

- внутренние факторы – это комплекс индивидуальных характеристик личности, а также социальные факторы мотивирующего характера, которые в своей совокупности обеспечивают интеллектуальное и психологическое становление личности будущего специалиста;

- внешние факторы, куда входит и учебная деятельность студентов и факторы социального окружения личности, влияющие на выбор профессии. Это могут быть и сложившиеся семейные традиции, и требования государства и общества к определённым практическим видам деятельности, а также высокий социальный статус данной профессии в обществе, желание самоутвердиться как профессионала в сфере выбранной деятельности, что можно назвать «внешними положительными факторами». Однако существуют факторы противоположные им, это также факторы социального характера, например, невозможность осуществления желаемой деятельности в силу каких-либо проблем органического характера, наличие желания деятельности, но отсутствие понимания необходимости определённых специальных навыков нужных для данной профессии.

Эти факторы в свою очередь подводят нас к группе задач социокультурного характера, требующих решения для успешного и эффективного осуществления формирования личности будущего специалиста в условиях вуза:

– задачи личностного характера − это формирование у студентов уважительного отношения к высшему образованию, помощь в ориентации, связанной с профессиональными жизненными планами студента, связь информационной работы вуза со школами и гимназиями с целью информирования школьников о перечне специальностей вуза, их содержанием и социальной значимостью. Личный интерес человека – желание развития избранной сферы деятельности, решение собственных проблем, желание быть нужным обществу. Деятельный интерес человека – опыт работы в данной сфере деятельности, но отсутствие профессионального образования, привлекательность содержания высшего образования, возможность трудоустройства по данной профессии;

– задачи социального характера – возможность получения бесплатного высшего образования, возможность получения высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидов, конкурентоспособность выбранной сферы деятельности, привлекательные содержание и условия труда;

− задачи социально-педагогического характера: соответствие перечня предлагаемых предметов будущим профессиональным задачам, перспективы научного развития избранной сферы деятельности, соответствие качества получаемого образования его декларируемому уровню, профессионализм профессорско-преподавательского состава, высокий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, получение трудового стажа в учебный период.

Профессиональное развитие студентов должно проходить в соответствии с теоретически разработанной базой обучения – различными программами, учебно-методическими пособиями, дополняющими содержание учебных программ, с учётом анализа вышеперечисленных факторов и задач, призванных обеспечить эффективность профессионального формирования личности.

В заключение можно сказать, что на современном этапе развития образования специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен иметь разностороннее образование, поскольку процессы активного изменения экономической ситуации в стране могут потребовать от личности быстрой переквалификации, получения новых профессиональных умений и навыков, а также овладение смежной специальностью. Поэтому профессиональное образование сегодня из узких рамок «подготовительной стадии» распространяется на следующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни, что в свою очередь соответствует новой парадигме казахстанского образования – «образование в течение всей жизни».

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такиезадачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.