Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т.л. Герой художественного произведения. Литературный тип. Сатира.

УРОК 36

 

Образ Чичикова:

Разоблачение деятельности и инициативы в мире “мёртвых душ”.

Особое место образов Плюшкина и Чичикова.

Чичиков как антигерой.

Т.л. Герой художественного произведения. Литературный тип. Сатира.

 

 

Он всё же подлец какой-то странный…

И. Золотусский, литературовед

 

ПРОБЛЕМА УРОКА №1!!!!!

В чем же «странность», неоднозначность образа главного героя поэмы?

 

 

Гоголю удалось написать лишь первую часть, где показаны тёмные стороны российской жизни.

Второй том не удовлетворил писателя и был им сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Речь шла не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

 

ПРОБЛЕМА УРОКА №2!!!!!

С кем из героев поэмы связывал Гоголь надежды на духовное возрождение России?

 

 

ВЫВОД:

Гоголь дает портрет Чичикова через отрицание (как Пушкин – портрет Татьяны на балу). Однако, в отличие от Пушкина, подчеркнувшего таким образом индивидуальность Татьяны, Гоголь акцентирует внимание на типичности своего героя, что подтверждается дальнейшими событиями: с жителями губернского города Чичиков говорит на одном языке – языке лжи и наживы.

ВЫВОД:

В Чичикове в полной мере реализованы положительные задатки, погибшие в помещиках. Он наделён волей, энергией, практической сметкой, способностью к нестандартному мышлению; у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно, терпеливо, упорно стремится.

ПРОБЛЕМА!!!!!

Чичиков щедро наделен интеллектуальными и волевыми качествами. Но есть ли у него «живая душа»?

ВЫВОД:

Эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа». Причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души.

 

 

ПРОБЛЕМА!!!!!

Почему, в таком случае, Чичиков не является положительным героем?

 

ВЫВОД – разрешение проблемы урока №1:

Всепоглощающая жажда обогащения, отсутствие нравственных и социальных идеалов привели к почти полному омертвению души Чичикова. Перед нами новый тип литературного героя – АНТИГЕРОЙ.

«Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…»

Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. Но умерла она не до конца: изредка, слабо, ненадолго подает она живой голос.

ВЫВОД – разрешение проблемы урока №2:

Наличие у Чичикова и Плюшкина прошлого, а значит, и потенциального будущего; символическое значение имени Чичикова; сад в имении Плюшкина; постоянное нахождение Чичикова в дороге, в отличие от замкнутого времени и пространства других персонажей – все это позволяет утверждать, что именно с образами Чичикова и Плюшкина связывал Гоголь замысел «возрождения».

 

 

ПРОБЛЕМА!!!!!

Только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

 

Анастасия (Коробочка) – женская форма мужского имени «Анастас» и в переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «возрожденная», «бессмертная». Народная русская форма – Настасья.

Степан (Плюшкин) в переводе с древнегреческого «Стефанос» означает «венок», «корона».

Михаил (Собакевич) в переводе с древнеиудейского языка означает «равный, подобный Богу».

Манилов живет среди цветущих кустов сирени – то есть в мае. Весна – символ возрождения.

и т.д.

ВЫВОД:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 19 Независимый Казахстан | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.