Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Т.л. Герой художественного произведения. Литературный тип. Сатира.

    УРОК 36

     

    Образ Чичикова:

    Разоблачение деятельности и инициативы в мире “мёртвых душ”.

    Особое место образов Плюшкина и Чичикова.

    Чичиков как антигерой.

    Т.л. Герой художественного произведения. Литературный тип. Сатира.

     

     

    Он всё же подлец какой-то странный…

    И. Золотусский, литературовед

     

    ПРОБЛЕМА УРОКА №1!!!!!

    В чем же «странность», неоднозначность образа главного героя поэмы?

     

     

    Гоголю удалось написать лишь первую часть, где показаны тёмные стороны российской жизни.

    Второй том не удовлетворил писателя и был им сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Речь шла не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

     

    ПРОБЛЕМА УРОКА №2!!!!!

    С кем из героев поэмы связывал Гоголь надежды на духовное возрождение России?

     

     

    ВЫВОД:

    Гоголь дает портрет Чичикова через отрицание (как Пушкин – портрет Татьяны на балу). Однако, в отличие от Пушкина, подчеркнувшего таким образом индивидуальность Татьяны, Гоголь акцентирует внимание на типичности своего героя, что подтверждается дальнейшими событиями: с жителями губернского города Чичиков говорит на одном языке – языке лжи и наживы.

    ВЫВОД:

    В Чичикове в полной мере реализованы положительные задатки, погибшие в помещиках. Он наделён волей, энергией, практической сметкой, способностью к нестандартному мышлению; у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно, терпеливо, упорно стремится.

    ПРОБЛЕМА!!!!!

    Чичиков щедро наделен интеллектуальными и волевыми качествами. Но есть ли у него «живая душа»?

    ВЫВОД:

    Эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа». Причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души.

     

     

    ПРОБЛЕМА!!!!!

    Почему, в таком случае, Чичиков не является положительным героем?

     

    ВЫВОД – разрешение проблемы урока №1:

    Всепоглощающая жажда обогащения, отсутствие нравственных и социальных идеалов привели к почти полному омертвению души Чичикова. Перед нами новый тип литературного героя – АНТИГЕРОЙ.

    «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…»

    Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. Но умерла она не до конца: изредка, слабо, ненадолго подает она живой голос.

    ВЫВОД – разрешение проблемы урока №2:

    Наличие у Чичикова и Плюшкина прошлого, а значит, и потенциального будущего; символическое значение имени Чичикова; сад в имении Плюшкина; постоянное нахождение Чичикова в дороге, в отличие от замкнутого времени и пространства других персонажей – все это позволяет утверждать, что именно с образами Чичикова и Плюшкина связывал Гоголь замысел «возрождения».

     

     

    ПРОБЛЕМА!!!!!

    Только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

     

    Анастасия (Коробочка) – женская форма мужского имени «Анастас» и в переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «возрожденная», «бессмертная». Народная русская форма – Настасья.

    Степан (Плюшкин) в переводе с древнегреческого «Стефанос» означает «венок», «корона».

    Михаил (Собакевич) в переводе с древнеиудейского языка означает «равный, подобный Богу».

    Манилов живет среди цветущих кустов сирени – то есть в мае. Весна – символ возрождения.

    и т.д.

    ВЫВОД:

    <== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
    Тема № 19 Независимый Казахстан | 




    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.