Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 2 Каменный и бронзовый век на территории Казахстана






Учебник по истории Казахстана для подготовки к ЕНТ 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

3. Раннегосударственные образования І тыс. до н.э.

4. Тюркский каганат и его преемники

5. Тюркские государства и улусы Х-XII вв.

6. Развитие социально-экономических и этнических процессов в Казахстане до монгольского нашествия

7. Казахстан в составе монгольской империи

8. Государства и улусы XIV-XV вв.

9. Предпосылки образования Казахского ханства. Казахское ханство в XV – начале XVIII вв.

10. Образование казахской народности. Этноним «қ азақ» (казах). Казахские жузы

11. Казахстан в составе Российской империи

12. Казахстан в годы установления Советской власти

13. Казахстан в период становления и укрепления тоталитарной системы (20-30 гг. ХХ века)

14. Казахстан в годы Второй мировой войны

15. Послевоенное положение Казахстана (1946-1953 гг.)

16. Казахстан в годы «хрущевской декады» (1953-1964 гг.)

17. Казахстан во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

18. Казахстан в годы «перестройки»

19. Независимый Казахстан
Тема № 1 Введение

 

Цель лекции – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана

 

Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники

 

План лекции

1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

2) Хронология и периодизация истории Казахстана.

3) Археологические и письменные источники. Историография.

4) Методы исследования.

 

Тезисы лекции

1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).

Основные задачи курса истории Казахстана – возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

 

2) Хронология и периодизация истории Казахстана.

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

История Казахстана делится на следующие периоды:

1. Древнейший период (2, 5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств

2. Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение

3. Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России

4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.

5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.

Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

 

3) Археологические и письменные источники. Историография.

Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.

Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:

1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.

2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня

3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты

4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана

5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука

6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)

7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)

8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов

В широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают кпомощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”. К ним относятся: Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках. Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно списьменностью, письменами, письмом. Сфрагистика – помогает установить имена царей, датыпоявления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения. Геральдика – наука о гербах и символах. Вексилогия – наука о флагах. Этнография – наука, изучающая быт народов.

 

4) Методы исследования.

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний).

Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:

· историко-генетический метод,

· историко-сравнительный метод,

· историко-типологический метод,

· историко-системный метод,

· метод диахронического анализа,

· метод исторической периодизации,

· ретроспективный метод.

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят:

· количественные методы;

· социально-психологические методы;

· лингвистические методы;

· методы семиотики;

· метод искусствоведческого анализа.

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.

 

Вопросы для контроля:

1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана

2. Что такое историческая периодизация?

3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?

 

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы


Тема № 2 Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков (антропогенез, социогенез, культурогенез).

 

Ключевые слова – антропогенез, социогенез, культурогенез, палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат.

 

План лекции

1) Каменный век Казахстана

2) Бронзовый век Казахстана

 

Тезисы лекции

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Социогене́ з (социогене́ зис; новолат. sociogenesis от лат. societas — общество и др.-греч. γ έ ν η σ ι ς — происхождение) — многозначный термин.

· Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

· Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

· Социогенез (редкое значение) — учение о происхождении общества.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

1) Каменный век Казахстана

Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода:

1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2, 5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э.

3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э.

Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком.

В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре:

1) Формирование современного антропологического типа человека - человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века: 1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс)

2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов

3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство)

4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат

5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)

В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.

 

2) Бронзовый век Казахстана

Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо - земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

 

Вопросы для контроля:

1. Что такое «неолитическая революция»?

2. К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом?

3. Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения?

4. Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека?

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.