Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА II. Символы алхимии. — Материя, три начала,






Символы алхимии.Материя, три начала,

четыре элемента, семь металлов и их символы

 

Пантаклями называются символические фигуры, со­ставленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает по­нять и запомнить какую-нибудь систему. Это краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Г. Кунрата «Зрелище вечной мудрости» содержится их большое ко­личество. В сочинении Бархузена «Химические элемен­ты» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о философском камне, где ход операции изобра­жен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ианитора Пансофуса (Ianitor Pansophus1) резюмируют всю герме­тическую философию. Мы будем иметь случай дать крат­кое объяснение многих из этих фигур.

В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

Греки изображали первичную материю змеем, кусаю­щим свой хвост. Это — Уроборос гностиков. В середине круга, составленного таким образом, они писали формулу «единое — все». Эта фигура находится в Хризопее Кле­опатры («Chrysopee» Cleopatre), см. Bertheiot «Origines de l'Alchimie». Далее, единство материи изображалось просто крестом.

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Мер­курия мудрых» изображается кругом, сверху которого по­мещается луна, а внизу — крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается тре­угольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом. Три нача­ла символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень — материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, ле-


1 Ианитор — от греч. — греть, и Пансофус — от греч. — все и — мудрый: Всемудрый Нагреватель.

 

тучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

Четыре элемента имеют следующие знаки: «воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечеркнутым линией, параллельной основа­нию; «вода» — треугольником вершиной книзу; «огонь» — треугольником вершиной кверху; «земля» — треугольником, поставленным вершиной книзу и пере­черкнутым линией, параллельной основанию. Шестико­нечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще сле­дующим образом: «воздух» изображался птицей; «во­да» — кораблем, рыбой или сосудом, наполненным во­дой; «огонь» — саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «земля» — горой, львом — царем зверей — или человеком. Таким образом они изо­бражены в главе «Gloria mundi»1 сочинения «Museum her-meticum»2. В знаке «меркурия» видели изображение ка-дуцея — жезла греческого бога или египетского бога с го­ловой ибиса, над которой находятся диск солнца и рога, символизирующие плодородие3. Алхимики изображают часто металлы под видом олимпийских богов: Сатурн, во­оруженный косой, представляет свинец; Марс в каске и с мечом — железо; Меркурий с кадуцеем и крыльями на ногах и голове — ртуть и т. д. Это представлено на картине, находящейся в сочинении «Viarorium spagyricum»4.

 

1 «Слава мира» {лат.).

2 «Герметический музей» (лат.).

3 См. Приложение к части II — второй ключ Василия Валентина.

4 «Спагирический путеводитель» (лат.). Спагирики, или спагиристы (от греч. — выделять и — собирать) — средневековые последователи иатрохимии, полагавшие в основу своей философии прин­цип чисто химического истолкования всех феноменов природы и чисто химического (в их понимании — чисто научного) объяснения всех зага­док жизни и смерти.

 

На гравюре в сочинении «Pretiosa margarita»1 металлы изображены в виде шести юношей, стоящих на коленях перед королем, сидящим на троне и представляющим седьмой металл, самый совершенный — золото. Текст гласит, что каждый просит у короля царства. После ряда видоизменений, символизирующих Великое Делание, ко­роль исполняет их просьбу, и последняя фигура изобра­жает их коронованными, то есть превращенными в золо­то; но это, скорее, относится к Великому Деланию, о ко­тором мы будем говорить в следующих главах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.