Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воссоединение Украины с Россией






В царствование Владислава IV, как было замечено, несколько раз вспыхивали казацкие восстания. Хотя они имели сословный характер, но оказывали влияние и на религиозные дола.

Польское правительство всячески старалось взять власть над казаками, а поэтому стало наводнять казацкие области своими войсками и чиновниками, отнимать у казаков их права независимого управления, уменьшать число реестровых казаков.

Происхождение реестровцев следующее. Желая установить контроль над казачеством и использовать его в борьбе против Турции и Крымского ханства, польское правительство взяло часть казаков на государственную службу. Впервые это было сделано при Сигизмунде-Августе, когда в 1572 г. было 300 казаков записано в книгу — реестр. Впоследствии реестр был расширен. В реестр преимущественно попала казацкая старшина. Реестровцы получали вознаграждение от правительства и пользовались привилегиями.

Но при Владиславе и положение реестровцев очень ухудшилось. Сеймом 1638 г. у казаков опять были отняты все права и привилегии, и все казаки низводились на положение простых крестьян. Польша желала задавить казачество совершенно.

Создавалось также тяжелое положение и для Православной Церкви. Польская шляхта требовала от низшего православного духовенства выполнения феодальных повинностей. Большая часть православного духовенства была в положении, которое мало чем отличалось от положения крестьянства. О притеснении крестьян и говорить нечего.

Религиозный, национальный и социальный гнет сплотили воедино казачество, духовенство (преимущественно низшее) и крестьянство дли совместной борьбы о деспотизмом Польши.

Весной 1648 г. началось небывалое по размерам крестьянско— казаческое восстание украинского народа под предводительством знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого.

Для подавления восстания, начавшегося в Запорожской Сечи, послана была польская армия под начальством коронного гетмана Н.Потоцкого. Хмельницкий вступил в союз с крымским ханом Ислам-Гиреем III, который дал ему 5 тысяч конницы под начальством мурзы Тугай Бея. За это Хмельницкий вынужден был отдать в заложники хану своего сына Тимоша.

Казаки возле Желтых вод (нынешн. Днепропетровщина), а затем пол Корсунем совершенно разбили польские войска, а Потоцкий был взят в плен.

Восстание тотчас охватило всю Украину. В отряды Хмельницкого стекались все: реестровые и вольные казаки, крестьяне, горожане. Всюду создавались отряды, громившие панские усадьбы, костелы, униатские церкви. Замечательным руководителем партизанской войны на Украине был “первый полковник” Хмельницкого Максим Кривонос.

Ввиду грозной опасности польское правительство объявило “посполитое рушение”.

Осенью того же 1648 г. началось наступление польской армии на Волынь. Во главе армии стояли три командующие: старый князь Д.3аславский, хваставшийся своей “ученостью” Н.Остророг и молодой А.Конецпольский. Хмельницкий с сарказмом называл их “перина”, “латина” и “дитина”. На реке Пилявке эта польская армия была уничтожена.

После разгрома поляков восстание распространилось на Волынь, Галичину и Белоруссию. Казаки, взяв Львов, дошли до Замостья, где остановились ввиду осенней распутицы.

Активное участие в освободительной войне приняло и православное духовенство. Когда Хмельницкий после первых блестящих побед над польскою шляхтою возвращался в первых числах января 1649 г. из-под Замостья и приблизился к Киеву, за городом встретил его Иерусалимский патр. Паисий, приветствовал гетмана и благословил его на борьбу против ляхов. Киевский митр. С.Коссов посадил Хмельницкого в сани рядом с собой по правую руку. Киево-Могилянская коллегия приветствовала Хмельницкого высокопарными речами.

Представители православного духовенства впервые высказали мысль о воссоединении Украины с Россией. Еще митр. Иов Борецкий писал в Москву царю о желательном переходе Украины в состав Московского государства. В 1622 году эту же мысль высказал царю еп. Исаия Копинский. Обещал посредничество в этом деле и патр. Паисий. Но посредничество Паисия но имело еще тогда реальных результатов, так как в Москве ссылались на существующий мирный договор с Польшей.

Борьба украинского народа продолжалась и в 1649 г. Польское шляхетское войско было блокировано казаками в Збараже. На выручку ему шел сам король. Хмельницкий с частью войска и союзниками — татарами повел навстречу королю. Но татары пошли на измену, крымский хан иступил в соглашение с королем, и Хмельницкий вынужден был заключить Зборовский договора Согласно этому договору число реестровых казаков устанавливалось в 40 тысяч, православный митрополит получал место в сенате, и в трех воеводствах — Киевском, Черниговском и Брацлавском — власть шляхты ограничивалась. Там не должно было быть польских войск, административные должности должны были занимать только украинцы. Имелась отдельная статья о ликвидации церковной унии в Польско-Литовском государство.

Но польское правительство и не предполагало исполнять условия Зборовского договора.

После некоторой передышки в 1651 г. вновь вспыхнула война. Участие в ней принял сам папа, прислав королю хоругвь, и отпустил грехи идущим в поход.

От развивающихся событий не осталась в стороне и Православная Церковь. Находившийся при Хмельницком Коринфский митрополит лично опоясал гетмана мечом, освященным на Гробе Господнем.

В 1651 г. украинская армия вместе с татарскою ордою встретилась со стотысячной польской армией под Берестечком (на Волыни). В разгар битвы хан изменил и оставил поло боя. Хмельницкий решил сам лично догнать хана и упросить возвратиться. Но хан взял под арест гетмана и освободил лишь через несколько дней за большой выкуп.

В оставшемся без вождя лагере воцарилась растерянность. Положение было очень тяжелым, так как казаков с трех сторон окружали поляки, а с четвертой — прикрывали непроходимые болота. Благодаря находчивости полковника Богуна удалось сохранить порядок в войске. Он устроил переправу через болота, запрудив его копьями, телегами, седлами и одеждой. Большую услугу Богуну в этом деле оказал Коринфский митрополит и духовенство. Митрополит в архиерейской мантии стоял у переправы и убеждал паникеров сохранять спокойствие, ликвидируя таким образом образовавшиеся заторы. Слова митрополита возымели действие. Переправа совершилась благополучно, но святитель-герой погиб. Большая часть войска спаслась, однако битва была проиграна.

После этого Хмельницкий был вынужден заключить Белоцерковный трактат, которым казачество имело право на самоуправление Лишь в Киевском воеводстве, реестр сокращался до 20 тысяч. Шляхта получала право вернуться в свои имения на Украине.

Скоро изменилось отношение к украинским событиям в Москве, куда Хмельницкий посылал одно посольство за другим с просьбой о воссоединении. Нужно отметить, что Хмельницкий уже в начале восстания вел переговоры о присоединении Украины к России, но этот вопрос тормозился слабовольным царем Алексеем Михайловичем, который опасался военных осложнений с Польшей. В 1652 г. патриархом стал энергичный митр. Новгородский Никон, “собинный друг” царя. К всесильному патриарху и обратился за содействием Хмельницкий. Он пишет Никону письмо, в котором просит быть ходатаем пред царем “да помощи руку подаст нам на врагов наших... ратию своею великою (см. “Ж.М.П.”, 1953, 12). Расчеты Хмельницкого оправдались.

Решением Земского собора в Москве в конце 1653 г., при участии патриарха Никона и других духовных лиц, постановлено было, чтобы царь принял Б.Хмельницкого и все запорожское войско с городами и селами в свое подданством

8 (18) января 1654 г. Хмельницким в Переяславе созвана была рада, на которой присутствовали казаки, духовенство и крестьянство. Из Москвы от царя прибыло посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. Рада решила воссоединиться с Россией. Здесь же в соборной церкви Хмельницкий со старшиной принесли присягу на подданство царю.

Таким образом произошло событие большой исторической важности.

Верховным правителем Украины признавался гетман, выбираемый старшинской радой и утверждаемый царем. В его руках сосредоточивалась военная, административная и судебная власть. Украина разделялась на полки, представлявшие собой военно-территориальные и административные единицы во главе с полковниками. Полки долились на сотни.

Несмотря на тяжесть царского режима, украинцы, находясь в составе России, сохранили свои национальные особенности, свой язык и культуру.

Из сказанного видно, что религиозный элемент в событиях 1648-1654 гг. занимал очень видное место. Восстания были ответом на религиозный и национальный гнет по стороны польской шляхты. Во время восстаний всегда шляхта подозревала духовенство в сочувствии и материальной помощи восставшим. Преп. Афанасий Брестский расстрелян польскими гайдуками за одно подозрение в помощи восставшим. Сельское духовенство всегда поддерживало стремления украинского народа к воссоединению и активно участвовало в его борьбе за великое дело.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.