Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Port de bras






Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщицы и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого arabesque, attitude и всякой другой позы.

Port de bras — это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы. Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу. Особенно трудно приходится тем, кому природа не дала красивых рук; им нужно особенно следить за руками — обдуманно управляя ими, можно добиться красоты движений. Приходилось заниматься с ученицами, имеющими от природы прекрасные руки, но незнание port de bras не давало им свободы движений, и только когда они его усваивали, они начинали справляться с руками.

Нужно, чтобы руки с подготовительного положения были закруглены так, чтобы точка локтей была невидима, иначе локти образуют углы, и тем отнимается мягкое очертание, которое руки должны иметь. Кисть руки должна быть на уровне сгиба руки в локте, ее следует поддерживать и не слишком сгибать, — иначе линия будет сломлена. Сейчас наблюдается чрезмерное вытягивание кистей рук, которое дает напряженную жесткую линию. Локти нужно поддерживать, а пальцы держать соединенными в указанной группировке. Не следует допускать оттягивания большого пальца. Плечи держать опущенными и неподвижными. Нужно, чтобы позиции рук и port de bras казались непринужденными. Каждое движение рук (позы) должно совершаться через I позицию. Этот принцип должен проводиться как в танцах на полу, так и в танцах воздушных.

Как только приступают к изучению port de bras, исполнению сразу же придается более артистичный, отделанный характер. Кисть уже начинает “играть”.

Если мы не требуем от кисти ничего другого, как только правильного положения по отношению ко всей руке, пока все внимание обращено на развитие пластики ног, — это беда небольшая, потому что приучить руку к неподвижности, к независимости, к свободе от движения ног является основной задачей воспитания рук танцовщицы. У детей и начинающих рука всегда стремится подражать движению ноги, участвовать в работе: например, при rond de jambe и руки описывают подобие кружков. Когда же ученице удается дифференцировать движения рук и ног и при напряженной работе ноги, иногда при колоссальных ее усилиях выполнить требуемое движение, удается оставлять руку спокойной, не вовлеченной в движение, — это уже шаг вперед.

Кроме того, для воспитания рук, для приведения их в послушное и гармоничное состояние нужно меньше времени, чем для развития ног в требуемых для классической танцовщицы пределах. Нога развивается, укрепляется, дисциплинируется долгой и продолжительной ежедневной работой. Как бы мало времени ни уделялось рукам по сравнению с ногами, они во всяком случае успевают получить должную разработку. Вспомним хотя бы тех же “пластичек”, которые в несколько месяцев развивают руки, в то время как корпус и ноги еще совсем не разработаны. Поэтому при упражнениях, направленных на развитие ног, кисть может оставаться неподвижной, лишь бы ее держать правильно. При port de bras кисть вводится в движение и дает ему всю окраску. Тут же начинается обучение владению головой и ее правильному управлению, так как от головы зависит всякий оттенок движений. В port de bras голова все время принимает участие.

Виды port de bras весьма разнообразны и многочисленны. Особых названий каждая форма не имеет. Приведу здесь несколько примеров.

1. Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, III позицию, раскрываются на II позиции и опускаются в исходную точку — подготовительное положение. Чтобы придать данному упражнению тот характер, который я от него требую, чтобы “вздохнуть руками”, как говоришь на уроке, их нужно вести следующим образом.

Когда руки придут на II позицию, раскрыть кисти, делая спокойный, глубокий, но не утрированный вздох (не поднимать плеч!), нужно повернуть кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускать их вниз, позволяя пальцам слегка мягко “отставать”, но отнюдь не подчеркивая, не ломая кисти и не утрируя это движение.

Голова склоняется налево, когда руки придут на I позицию, взгляд устремляется на кисти; когда руки на III позиции, голова прямо; когда руки раскрываются, голова поворачивается и отклоняется направо. Взгляд везде следует за кистями рук. Так приучаются участвовать в движении мускулы лица. При окончании движения голова опять повернута прямо (рис. 26).

2. Стать в V позицию, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, затем левая — на III позицию, правая — на II позицию, левая — на II, правая — на III; левая опускается в подготовительное положение, проходит его и поднимаетсяна I позицию, где встречается с опускающейся правой рукой. Отсюда движение повторяется.

Голова аккомпанирует следующим образом: когда руки на I позиции, взглянуть на кисти, склонив голову налево; при втором положении голова отведена направо; когда правая рука на III позиции, голова отклоняется и поворачивается налево; при заключении движения — голова налево (рис. 27).

 

3. V позиция. Раскрыв руки на II позицию (голова направо), “вздохнуть ими”, как описывается в первом виде port de bras, и опустить в подготовительное положение, наклоняя одновременно корпус и голову вперед и сохраняя всегда стройность спины при помощи подтянутого позвоночника. Затем начинается разгибание, которое происходит следующим образом: сначала корпус выпрямляется, т. е. поднимается наверх (обратно), причем голова и корпус поднимаются одновременно с руками, которые проходят через I позицию на III позицию, потом корпус перегибается насколько возможно назад, голова при этом не должна закидываться, и руки по существующему правилу должны находиться перед головой и не ускользать от направленного на них взгляда; корпус разгибается, вся фигура выпрямляется, руки раскрываются на II позицию.

 

Для изучения этого port de bras счет может быть на */у на раз — наклонить корпус вниз, на два — разогнуться до нормального положения, на три — перегнуться назад, на четыре — возвратиться в нормальное положение, открыв руки на II позицию (рис. 28).

4. Это упражнение принадлежит итальянской школе, но у нас оно теперь широко распространено и применяется во всех экзерсисах. Однако, чтобы это port de bras носило в полной мере тот отпечаток артистизма, который ему присущ, несмотря на всю кажущуюся несложность формы, его нужно очень тщательно отделать. Постараюсь изложить подробности, хотя словами трудно передать плавный и свободный ход переплетающихся деталей.

V позиция, правая нога впереди. Руки идут через I позицию, левая — на III позицию, правая — на II (подготовительное положение для этого вида port de bras). Левая раскрывается на II позицию, одновременно необходимо сильно раскрыть грудь, захватив спину, вогнув позвоночник, отвести левое плечо так сильно назад, чтобы в зеркало вы его увидели хорошо со спины, а так как вы обращены в данную минуту налево, то впереди будет правое плечо. Голова повернута направо. Несмотря на сильный поворот корпуса, ноги остаются совершенно неподвижными. Затем правая рука проводится в I позицию, где левая, подведенная снизу, встречается с нею, взгляд с поворотом головы налево останавливается на руках. Корпус возвращается в первоначальную позу.

Проследим теперь детали. Когда левая рука на III позиции, а правая на II позиции и голова повернута направо, вскинув кисти и повернув голову по направлению левой руки (подняв на нее и глаза), нужно проводить руки в указанную позу, разогнув их ладонью вниз, вытянув пальцы, как бы прорезая кистью воздух и преодолевая его сопротивление, отчего кисть слегка оттягивается, отстает.

 

Рис. 29. Port de bras (четвертое)

 

Когда обе руки достигнут II позиции, а корпус вполне повернут требуемым образом, руки как бы смягчаются в локтях, даже несколько провисают, мягки и непроизвольны, как “плавники”, — это вызвано большим напряжением схваченной и выгнутой спины и придает позе и движению тот уже более артистичный, не школьный, отпечаток, который они должны носить. Оставляя выгнутым корпус, голова со взглядом переводится через правое плечо (рис. 29).

5. Это port de bras обычно принято делать при окончании урока, когда все тело стало эластичным; оно развивает большую гибкость. Вначале с V позиции при левой руке, поднятой на III позицию, и правой, отведенной на II, корпус наклоняется вперед (вместе с головой, повернутой по направлению левой руки), не теряя стройности позвоночника; левая рука опускается вниз на I позицию, правая через подготовительное положение подводится к ней также на I позицию, затем корпус разгибается назад с поворотом налево, взгляд все время следует за движением руки.

Руки с I позиции идут так: правая поднимается на III позицию, левая отводится на II позицию, голова и взгляд по направлению левой руки (при отведении левого плеча назад надо следить, чтобы правое плечо не поднималось), затем корпус возвращается в исходное положение, правая рука раскрывается на II позицию, а левая поднимается на III позицию (рис. 30).

6. Grand port de bras. Стать в позу croisee назад, левая нога сзади (левая рука уже на III позиции, правая — на II). Сделать plie, приседая на правой ноге и оттягивая левую назад; в это время корпус наклоняется низко вперед и вместе с ним идет левая рука, не теряя своего места на III позиции.

Наклонив корпус до крайней точки, следует держать его все же совершенно прямо. Чтобы не потерять этой стройности, несмотря на сильный наклон вперед, нужно крепко удерживать позвоночник прямым, избегая всякой сутулости, в это время правая рука опускается вниз и встречается с левой на I позиции, не теряя своего места немного выше пояса.

Достигнув усиленно расширенной IV позиции, насколько позволяет сложение, выпрямляете корпус и одновременно отбрасываете его на носок левой ноги. Перегнуться назад, хорошо захватив спину. Правая рука идет на III позицию, левая — на II позицию (правая всегда остается впереди головы!). Голова откинута назад через левое плечо, и поза аналогична позе 4-го port de bras, т. е. левое плечо хорошо отведено назад. Затем правая рука открывается на II позицию, голова поворачивается направо, корпус выпрямляется, левая рука идет на III позицию, и через plie вы возвращаетесь к исходной позе croisee (рис. 31).

Это port de bras часто делают в adagio для подготовки к grande pirouette. Тогда движение не доводится до конца, вы остаетесь на присогнутой правой ноге в расширен ной IV позиции с правой рукой в III позиции и левой — на II позиции.

Рис. 31. Grand port de bras (шестое)

 

Для pirouette en dehors левая рука со II позиции через III закидывается вперед в позу preparation a la pirouette, правая раскрывается на II позицию. Для pirouette en dedans, достигнув того же положения рук, широким круговым движением перевести правую руку округло в I позицию, а левая рука остается отведенной на II позицию. Отсюда делается pirouette.

Два последних вида port de bras очень существенны в нашем образовании. Постигнув их, танцовщица может себе сказать, что соответствие между головой, руками и корпусом найдено и сделан большой шаг в овладении игрой тела.

Продолжать примеры различных port de bras я не буду — их можно разнообразить до бесконечности, комбинируя основные элементы.

Несколько замечаний о работе рук.

Если вы стоите, сделав battement developpe, например с ногой, вытянутой на II позицию на 90°, руки также на II, то опускать следует сначала руки, нога еще задерживается, когда руки уже начали движение; опускание ноги заканчивается одновременно с руками. Это дает хорошую выдержку ноге, и движение также приобретает более спокойный, неторопливый оттенок.

При исполнении небольших танцевальных движений allegro или adagio, т. е. при маленьких позах, руки не поднимаются высоко. Только при больших позах руки на полной высоте. Это надо принимать во внимание при маленьких adagio и allegro, чтобы не получить игры рук за счет движения ног.

В классическом танце для передвижения пользуются не простым шагом, а чеканно танцевальным. Один из наиболее распространенных видов такого шага — pas de bourree.

Pas de bourree существует в нескольких разновидностях и делается во всех возможных направлениях.

Долгое время pas de bourree держалось у нас в мягком, неподчеркнутом рисунке французской школы. С усилившимся в конце XIX века влиянием итальянцев вид pas de bourree изменился. Нога поднимается отчетливо sur le cou-de-pied, все движение — более рельефно. Я присоединяюсь к этому типу pas de bourree, испытав его в своей практике.

Нужно следить, чтобы нога отчетливо поднималась от земли при первоначальном изучении на полупальцах, а впоследствии и на пальцах.

Pas de bourree делится на два основных вида: с переменой ног и без перемены ног. В первом случае, если начать с правой ноги, по окончании впереди будет левая. Во втором случае — правая.

Pas de bourree с переменой ног. Для ознакомления с pas de bourree в младших классах берут именно этот вид.

Стать в позу croisee назад с левой ноги (правая нога на полу всей ступней). Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied сзади).

Стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой; поднять правую sur le cou-de-pied вперед (но не прижимая к левой ноге, а на небольшом расстоянии от нее), переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, не перемещаясь чрезмерно с места; левая нога sur le cou-de-pied впереди описанным образом. (Подобную форму sur le cou-de-pied, когда ступня не охватывает щиколотки, можно назвать условной.) Упасть на левую ногу на denii-plie, на croise. Правая sur le cou-de-pied назад.

Руки принимают маленькую позу croisee. To же повторяется с другой ноги (с ходом в другую сторону) (рис. 39).

Так исполняется pas de bourree en dehors.

В обратном направлении, т. е. en dedans, при начале исполнения нужно стать в позу croisee вперед с левой ноги. Denii-plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied впереди), стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой, поднять правую — sur le cou-de-pied сзади, переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, также не перемещаясь чрезмерно с места, левая нога sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на demi-plie, на croise, правая sur le cou-de-pied впереди.

Рядом таких движений можно начать изучение pas de bourree, внимательно следя за тем, чтобы ноги хорошо поднимались, пальцы сильно вытягивались и были схваченными. Это приучает ступню в pas de bourree к тому, что, когда вы перейдете к быстрому темпу, ступня не будет мертвая, а будет двигаться, конечно не так раздельно и отчетливо, как при первоначальном изучении, но все же она участвует в движении.

 

 

Рис. 89. Pas de bourree (с переменой ног)

 

Pas de bourree не меняя ноги. Это pas de bourree делается с открыванием ноги в заключение pas и с продвижением в сторону, нога остается впереди та же, что в начале, причем надо следить, чтобы не расставлять ноги широко, делая шаг в сторону.

Стать в позу croisee, левая нога назад. Руки в подготовительном положении. Начиная движение, их чуть-чуть вскинуть — и вернуться к этой позе. Demi-plie на правой ноге, переступить на левую ногу на полупальцы; правая нога поднимается спереди sur le cou-de-pied (так же, как в предыдущем pas de bourree). Переступить на правую ногу на полупальцы, с движением в сторону направо, левая нога сзади sur le cou-de-pied; упасть на левую ногу на demi-plie — правая открывается на II позицию на 45°, руки раскрываются на невысокую II позицию (рис. 40).

Для продолжения стать на правую ногу и проделать то же самое с другой ноги, влево.

Повторяю, все эти движения можно делать в различных направлениях: вперед, назад, на efface, на croise, на ecarte, при этих позах нужно принимать соответствующие позы и руками.

Если вы делаете pas de bourree без перемены ног на ecarte, то при движении направо, при остановке правая нога будет на ecarte вперед, а при движении обратно, в левую сторону, левая нога откроется на ecarte назад.

Pas de bourree dessus-dessous.B переводе dessus значит “на”, и открываемая при начале движения нога идет сначала вперед, подменяя собой другую ногу, а dessous означает “под”, и открываемая для движения нога сначала подменивает другую ногу сзади. Еще можно добавить, что в первом случае нога как бы находит на другую и в таком виде sur le cou-de-pied приходится всегда сзади ступающей ноги. Во втором —подходит под другую и каждый раз sur le cou-de-pied приходится впереди ступающей ноги. Pas de bourree dessus-dessous так же, как все виды pas de bourree, изучается сначала на полупальцах.

Dessus. Стать в V позицию, правая нога впереди. Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге, открыть левую ногу на II позицию на 45° (приоткрыв руки также на II позицию на 45°), стать на левую ногу на полупальцы, перенеся ее впереди правой: [4] правая поднимается сзади sur le cou-de-pied так же, как в предыдущих случаях; переступить на правую ногу на полупальцы, перенеся ее вперед левой, левая назад sur le cou-de-pied (так же); упасть на левую на demi-plie, правая открывается на II позицию на 45°. Все движение направо.

Руки постепенно соединяются в подготовительном положении и открываются на II позицию к концу движения (рис. 41).

 

Рис. 42. Раа de bourree dessous на пальцах

Dessous. V позиция, demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию и стать на правую ногу на полупальцы, левая нога идет sur le cou-de-pied вперед; переступить на левую ногу на полулальцы, позади правой ноги, правая идет sur le cou-de-pied вперед (так же), упасть на правую ногу на рИё, левая открывается на II позицию на 45°. Все движение налево. Руки идут так же, как и в предыдущем случае (рис. 42).

При первоначальном изучении pas de bourree акцент делается на заключительное рlie. Впоследствии движение переходит на форму безакцентную, pas следуют одно за другим.

Pas de bourree en tournant. Все разнообразные виды pas de bourree можно исполнять en tournant.

Рис. 43. Pas de bourree en tournant en dedans

 

Разберем для примера вид, который в танце часто служит preparation.

En dedans. Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie на правой ноге, левая идет на II позицию на 45°; став на левую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, правая проскальзывает sur le cou-de-pied вперед, довернуться на правой ноге на полупальцах, левая sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на рИё, правая sur le cou-de-pied впереди (рис. 43).

С этого движения можно продолжать pas de bourree en dehors следующим образом.

 

Рис. 44. Pas de bourree en tournant en debars

En dehors. Demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию на 45°, став на правую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, левая проскальзывает назад sur le cou-de-pied; довернуться на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди, и упасть на правую ногу, левая — sur le cou-de-pied сзади.

Pas de bourree при исполнении en tournant проделывается вокруг своей оси без смещения в сторону.

Руки открываются при начале движения на II позицию на 45°, закрываются в подготовительное положение во время pas de bourree и открываются в требуемом направлении, в зависимости от следующего движения (рис. 44).

Голова удерживает взгляд на зрителе возможно дольше, затем следует за поворотом корпуса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.