Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционный суд в РФ.

10.10.2012

4.«Верховный суд РФ»

Статья 126 Конституции РФ

Статьи 4 и 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»

Глава 2 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»

Статья 27 ГПК РФ.

 

Верховный суд РФ – это высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции, а так же не посредственно вышестоящий суд по отношению к областным и соответствующим сдам и окружным флотским, военным судам.

Состав суда: Председатель суда, заместители председателя суда и судьи.

 

Структура

Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ
Пленум
Президиум
Апелляционная коллегия
Судебная коллегия по уголовным делам
Судебная коллегия по гражданским делам
Судебная коллегия по административным делам
Военная коллегия
Судебный департамент при верховном суде РФ

 

 


Компетенция структурных подразделений

Пленум - собрание судей верховного суда на котором решаются наиболее важные организационные вопросы.

1. Принимает разъяснения по вопросам применения законодательства в судебной практике судов общей юрисдикции в целях обеспечения и ее единства.

2. Решает вопрос о выступлении с законодательно инициативой в федеральное собрание по вопросам своего ведения.

3. Утверждает составы судебных коллегий Верховного суда и научно-консультативного совета при Верховном суде, а так же избирает членов дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного суда РФ.

4. Заслуживает сообщение о работе президиума Верховного суда, а так же отчеты о деятельности всех коллегий Верховного суда РФ и т.д.

 

Президиум.

Президиум состоит из председателя Верховного суда РФ, его заместители включаемых в состав президиума по должности, а так же судьи Верховного суда утверждаемых в состав президиума совета федерации по представлению президента РФ.

 

В качестве надзорной инстанци и президиум может проверять:

1. Апелляционные и кассационные определения всех коллегий Верховного суда РФ.

2. Надзорное постановление президиума Верховного суда РФ принятые по уголовным делам.

3. Вступившие в силу решения военной коллегии, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ, если эти решения проверялись в апелляционном порядке,

4. Вступившие в силу приговоры и решения областных и соответствующих судов, а так же окружных флотских военных судов, если они проверялись в Верховном суде в апелляционном порядке.

 

Апелляционная коллегия.

Состоит из председателя коллегии и членов этой коллегии из числа судей Верховного суда и все они утверждаются в состав апелляционной коллегии советом федерации по представлению президента РФ.

Эта коллегия в апелляционном порядке проверяет не вступившие в силу решения военной коллегии, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам. Судебная коллегия по Гражданским и Административным делам
  По I инстанции рассматривают: 1. Дела об оспаривании нормативных актов президента РФ, правительства РФ и других федеральных органов государственной власти, если эти акты затрагивают права свободы и законные интересы граждан либо интересы организации. 2. Дела о приостановлении деятельности или ликвидация политических партий, а так же общероссийских или международных общественных объединений. 3. Дела о ликвидации централизованных религиозных организации имеющих местные отделения в нескольких субъектах РФ. 4. Дела о расформировании центральной избирательной комиссии РФ и.т.
По II инстанции апелляционном порядке эти коллегии проверяют не вступившие в силу приговоры и решения областных и соответствующих судов. По кассационной инстанции проверяют: 1. Кассационные постановления президиумов областных и соответствующих судов. 2. Апелляционные определения областных и соответствующих судов, если они в кассационном порядке обжаловались в президиум этих судов.
3. Вступившие в силу приговоры областных и соответствующих судов, если они не проверялись в Верховном суде апелляционном порядке. 4. Вступившие в силу приговоры мировых судей и районных судов, если они проверялись в кассационном порядке в областных и соответствующих судах 3.Вступившие в силу решения районных судов, если они обжаловались в кассационном порядке областной и соответствующий суд.
     

 

Верховный суд РФ так же рассматривает вопросы касающиеся обеспечения неприкосновенности судей (такие же вопросу как областные суды). Персональный состав судей уполномоченных решать эти вопросы ежегодно утверждается высший квалификационной коллегией судей.

Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ является совещательным органом который разрабатывает научные рекомендации по вопросам применения законодательства в судебной практике, а так же предложения по совершенствованию законодательства.

Судебный департамент при Верховном суде РФ занимается вопросами кадрового, финансового, материально-технического и иных форм обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в целях создания необходимых условий для их деятельности по осуществлению правосудия.

5. «Военные суды» (Распечатка)

17.10.2012г.

 

7.«Арбитражные суды в РФ»

 

Основные нормативные акты:

Статья 127 КРФ.

Статьи 4, 23-25, 26.1 ФКЗ «О судебной системе РФ».

ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04. 1995г. с изменениями.

АПК РФ с 2002 года с изменениями.

 

Арбитражные суды являются федеральными судами образующими самостоятельную разновидность судов в судебной системе РФ. Они осуществляют правосудие в порядке гражданского и административного судопроизводства, путем разрешения экономических спор и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Субъектами арбитражного процесса как правило являются юридические лица (организации), а так же граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица имеющего статус индивидуального предпринимателя. В случаях предусмотренных федеральными законами субъектами процессами могут быть: РФ, субъекты РФ, Муниципальные образования, Органы местного самоуправления, Государственные и иные органы, Должностные лица, Образования не имеющие статусы юридического лица и граждане не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

«Система арбитражных судов их состав структура и компетенция.»

 

Высший арбитражный суд РФ, суд по интеллектуальным правам и арбитражные суды субъектов РФ организованы с учетом федеративного устройства государства. Федеральные арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды организованы по принципу разделения территории РФ на судебные арбитражные округа не совпадающие ни с федеративным устройством ни с административно-территориальным делением Росси и таким образом юрисдикция этих судов распространяются как правило на территорию нескольких субъектов РФ.

 

Первым звеном являются арбитражные суды субъектов РФ, создаваемые в Республиках, Краях, Областях, Городах Федерального Значения, Автономных округах и Автономной Области законодательством допускается, что на территории нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Например, арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Состав суда: Председатель суда, заместители председателя суда и судьи.

Структура суда:

1. Президиум

2. Судебная коллегия по рассмотрению споров возникающих из гражданских и иных правоотношений.

3. Судебная коллегия по рассмотрению споров возникающих из административных правоотношении.

4. Могут быть созданы судебные коллегии по рассмотрению отдельных категории дел (этот вопрос решает пленум Высшего Арбитражного суда.)

5. Могут быть созданы постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания соответствующего арбитражного суда.(этот вопрос решает пленум Высшего Арбитражного Суда.)

 

Компетенция суда: Президиум судебных функции не выполняет, а решает только организационные вопросы. Например утверждает персональный состав судебных коллегий.

Судебные коллегии и постоянное судебное присутствие по первой инстанции рассматривают практически все дела под ведомственной арбитражным сдам кроме тех которое относится к компетенции вышестоящих арбитражных судов.

 

Вторым звеном являются Арбитражные апелляционные суды, этих судов 20, по 2 суда в судебном Арбитражном округе и каждый суд имеет определенный номер установленный законом об Арбитражных судах. Место постоянного пребывания Арбитражных апелляционных судов определяет пленум высшего арбитражного суда.

Состав и структура у этих судов такие же как в арбитражных судах субъектов РФ.

 

Компетенция: Президиум решает только организационные вопросы, а судебные коллегии и постоянные судебные присутствия в качестве апелляционной инстанции проверяют не вступившие в силу решения арбитражных судов соответствующих субъектов РФ. Например, 17 арбитражный апелляционный суд проверяет решение арбитражных судов Удмуртской Республики, Пермского края и Свердловской области.

 

Третьим звеном являются Федеральные Окружные суды округов, а так же суд по интеллектуальным правам.

Федеральных Арбитражных судов 10. Например Федеральный Арбитражный суд Уральского округа, а место постоянного пребывания этих судов определяет пленум высшего арбитражного суда РФ.

Состав и структура у этих судов такие же, как в арбитражных судах субъектов РФ, но не предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.

Компетенция: Президиум решает только организационные вопросы, а судебные коллегии выполняют две судебных функции:

А) по первой инстанции рассматривают дела о присуждении компенсации за нарушение право на судопроизводство в разумные сроки по делам которые рассматриваются арбитражными судами или право на исполнение судебных актов в разумные сроки принятых арбитражными судами.

Б) В качестве кассационной инстанции проверяют вступившие в силу решение арбитражных судов субъектов РФ, постановление арбитражных апелляционных судов и решений принятых федеральными арбитражными судами округов принятых в первой инстанции.

 

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, который в пределах своей компетенции рассматривает дела связанные с защитой интеллектуальных прав в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Состав суда такой же как в других арбитражных судах, а структурными подразделениями этого суда являются президиум и по решению пленума Высшего Арбитражного суда могут создаваться судебные коллегии.

 

Четвертым звеном является Высший Арбитражный суд РФ – это высший судебный орган в системе арбитражных судов.

Состав: Председатель суда, его заместители и судьи.

Пленум
Структура:

 

 

Президиум
Судебная коллеги
Судебная коллегия
Судебная коллегия

 

 


Название судебных коллегий такие же как в Арбитражных судах РФ.

Компетенция: пленум судебных полномочий не осуществляет, а решает наиболее важные организационные вопросы. Например:

А) Принимает разъяснение по вопросам применения законодательства в практике Арбитражных судов.

Б) Избирает членов дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Высшего Арбитражного суда. Определяет места постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов и т.д.

 

Президиум: В качестве надзорной инстанции проверяет вступившие в силу решение и постановление всех нижестоящих арбитражных судов и решение судебных коллегий высшего арбитражного суда.

 

Судебные коллегии: судебные коллегии по первой инстанции рассматривают следующие дела:

1. Экономические споры между РФ и субъектами РФ, либо между субъектами РФ.

2. Об оспаривание нормативных актов президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти если эти акты затрагивают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Об оспаривание не нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации Государственной Думы, Правительства РФ и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиции в РФ, если эти акты противоречат законам и затрагивают права интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Тема № 8 «Конституционные и уставные суды в РФ»

 

Конституционный суд в РФ.

Нормативные акты: ст. 125 КРФ, ст. 4 и 18 ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Конституционном суде РФ от 21.07.1994г. с изменениями»

Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющих судебную власть путем конституционного судопроизводства.

Состав суда 19 судей в том числе председатель суда и его заместители.

24.10.2012г.

Компетенция:

1. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, либо между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, либо между Высшими органами государственной власти субъектами РФ. Запрос могут направить органы государственной власти участвующие в споре, а так же президент РФ.

2. Проверяет, соответствует ли конституции РФ следующие правовые акты:

А) Федеральные законы, нормативные акты президента РФ, правительства РФ, Совета федерации и Государственной Думы.

Б) Конституции республик, уставы, иные законы и другие нормативные акты субъектов РФ изданные по вопросам относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

В) Договоры между органами государственной власти РФ и субъектов РФ или договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Г) Не вступившие в силу международные договоры РФ.

Запрос о проверке указанных актов могут направлять президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 Депутатов Государственной думы или членов Совета Федерации, Правительство РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, органы законодательной представительной или исполнительной власти субъектов РФ (это так называемый абстрактный норма-контроль).

3. Проверяет Конституционность закона, подлежащего к применению соответствующим судом в конкретном деле, запрос может направлять любой суд или судья в производстве которого находится дело.

4. Проверяет Конституционность закона примененного судом для разрешения конкретного дела, жалобы (индивидуальную или коллективную) могут подать граждане, чьи Конституционные права и свободы нарушаются законом примененного в конкретном деле объединение граждан, а так же иные органы или лица указанные в федеральном законе. Например: Генеральный прокурором РФ или Уполномоченный по правам человека в РФ.

5. Дает толкование Конституции РФ, запрос может направить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Органы Законодательной (исполнительной) власти субъектов в РФ.

6. Проверяет, соблюдение установленного порядка выдвижение обвинения президента РФ в Государственной измене или в ином тяжком преступлении. Запрос может направить только Совет Федерации.

7. Выступает с Законодательной инициативой федеральное собрание по вопросам своего ведения.

8. Осуществляет иные полномочия предусмотренное законодательством. Например: проверяет Конституционность назначение общероссийского референдума, дает согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи КС РФ и т.д.

 

Особенности Конституционного судопроизводства.

Поводом для рассмотрения дела является письменное обращение уполномоченных субъектов в форме запроса, ходатайство или жалобы отвечающее установленным требованиям. Все обращения подлежат обязательной регистрации и рассмотрении секретариатом суда, а за тем предварительно изучаются одним или несколькими судьями по поручению председателя Конституционного суда. После этого в заседании КС решается вопрос о принятии обращения к рассмотрению судом по существу, либо об отказе принятии обращения к рассмотрению судом. Например: когда дело не относится к компетенции Конституционного суда РФ. Если дело было принято к рассмотрению, то оно рассматривается в заседании Конституционного суда при наличии не мене двух третей от общего числа судей.

Судопроизводство в Конституционном суде ведется только на русском языке.

Участниками судебного процесса являются стороны, представители сторон, эксперты, свидетели и переводчики.

Рассмотрение дела по существу начинается с сообщения судьи докладчика за тем стороны или их представители дают аргументированное пояснение по существу спора, отвечают на вопросы судей и других участников процесса, а так же могут быть заслушаны эксперты, свидетели и оглашены необходимые документы.

По окончании судебного исследования заслушивается заключительное выступление сторон или их представителей. (не явка в судебное заседание сторон или их представителей не препятствуют рассмотрению дела кроме случаев когда они заявили ходатайство о своем обязательном в рассмотрении дела и подтвердили уважительную причину своего отсутствия на процессе.

Итоговое решение конституционного суда по существу дела, называется ПОСТАНОВЛЕНИЕМ, но по вопросу о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту РФ в совершении тяжкого преступления принимается заключение.

Решение по другому вопросу принимается путем открытого голосования судей и ни кто из судей при голосовании не в праве воздержаться.

Решения по общему правилу принимаются большинством голосов от числа судей принимавших участие в рассмотрении дела (обсуждение решения происходит в закрытом совещании судей)

Любое решение КС вступает в силу после его принятия является окончательным и обжалованию не подлежит. Принятые постановления, их заключения подлежат обязательному опубликованию в вестнике КС РФ, в Собрании законодательства РФ,

В Российской газете, а так же в официальных изданиях органов государственной власти РФ и субъекты РФ, которое касается принятое решение. Правовые акты или их отдельные положения признанные не конституционными утрачивают юридическую силу, а решение судов или иных органов основанные на этих актах не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке.

Государственный орган или должностное лицо которые приняли акт признанный не конституционным должны в установленные сроки внести необходимые изменения или дополнения в этот акт или принять в полном объеме.

Вопрос №2 «Конституционные (уставные) суды РФ. Уставный суд Свердловской области.»

 

Распечатка!

 

Тема №9 «Дисциплинарное судебное присутствие»

Расспечатка!

 

Тема №10 «Правовой статус судей в РФ»

Вопрос №1 «Формирование судейского корпуса»

Ст. 119 КРФ, ст. 4 ЗРФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 года с изменениями.

Устанавливают требования предъявляемые к кандидатам на должности судей

 

Кандидатами на должности судей могут быть:

1. Граждане РФ

2. Имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении с государственной аккредитации.

3. Достижение определенного возраста и наличие стажа работы по юридической специальности на должностях указанных в законе о статусе судей:

А) для кандидатов на должности мировых судей, судей районных судов гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ и Конституционных уставных судов субъектов РФ, возраст не менее 25 лет, стаж не менее 5 лет.

Б) для кандидатов судей областных и соответствующих судов, окружных флотских военных судов, арбитражных апелляционных судов, федеральных арбитражных судов округов и суда по интеллектуальным правам возраст не менее 30 лет стаж не менее7 лет.

В) для кандидатов в судьи Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, возраст не менее 35 лет, стаж не менее 10 лет.

Г) для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ возраст не менее 40 лет, стаж не менее15 лет.

 

Федеральными конституционными законами или ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Например для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ необходима наличие высокой признанной квалификации в области права и безупречная репутация.

Не могут быть кандидатами на должности судей следующие лица:

1. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.

2. Имеющие или имевшие судимость либо лица уголовное преследование было прекращено по не реабилитирующим основаниям.

3. Имеющие

4. Признанные судом не дееспособными или ограничено дееспособными.

5. Состоящие на учете в наркологических или в психоневрологических диспансерах.

6. Имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению судейских полномочий.

7. Лица состоящие в близком родстве или свойстве с председателем суда или заместителем председателя суда на вакантную должность в котором предполагал отбираться кандидат.

 

Отбор кандидатов на должности судей производится на конкурсной основе.

Для судей федеральных судов кроме конституционного суда РФ этот отбор состоит из следующих этапов:

1. Сдача квалификационного экзамена в соответствующей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидата на должность судьи. Экзамен сдают судьи не являющиеся судьями, т.е. те кто в первые отбирается на должность судьи либо лица работавшие судьями, но ушедшие с работы по уважительным причинам, если с момента прекращения полномочий прошло более 3 лет. Освобождены от сдачи от квалификационного экзамена лица имеющие ученную степень кандидата юридических наук и звания «Заслуженный юрист Р.Ф.»

2. Получение рекомендации квалификационную коллегией судей субъекта РФ или высшей квалификационной коллегией судей, кроме тех лиц которые освобождены от сдачи экзамена на должность судьи.

3. Получение согласия председателя того суда на вакантную должность в котором отбирается кандидат.

4. Рассмотрение документов на кандидатов председателем верховного суда РФ или председателем высшего арбитражного суда РФ, которые свои предложения о рекомендованных кандидатах отправляют президенту РФ.

5. Рассмотрение документов Комиссией при президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должность судей федеральных судов, которые свои коммендации представляет президенту РФ.

6. Наделение судей полномочиями компетентными органами государственной власти:

А) Судьи Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ назначаются советом федерации по представлению президента РФ.

Б) Судьи остальных федеральных судов назначаются президентом РФ (если он не отклонил представленную кандидатуру)

Особенности отбора на должность судьи Конституционного суда РФ.

1. Кандидат должен обладать высокой признанности прав и не предусмотренном сдачи квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегией судей.

2. При открытии вакантной должности судьи конституционного суда предложения о кандидатах президенту РФ могут направить следующие субъекты: Члены Совета Федерации, Депутаты Гос. Думы, Законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, Высшие судебные органы, Всероссийские Юридические Сообщества, Юридически научные и учебные заведения.

3. Президент носит представление на кандидата или кандидатов в совет федерации и назначенным на должность судьи считается лицо получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Порядок отбора и наделения полномочиями судей Конституционных уставных судов субъекта РФ определяется законами субъектов РФ, например: Судьи уставного суда Свердловской области назначаются законодательным собранием Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области.

Кандидаты на должности Мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегией судей субъекта РФ, кроме тех лиц, которые имеют стаж работы Федеральной судьей не менее 5 лет.

Дальнейший порядок отбора и наделение полномочий мировых судей устанавливается законами соответствующих субъектов РФ. Например: Мировые судьи Свердловской области назначаются законодательным собранием Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области. Мировые судьи Челябинской области назначаются законодательным собранием Челябинской области по совместному представлению губернатора области и председателя областного суда. Мировые судьи города Москвы назначаются Московской городской Думой по представлению председателя Московского городского суда. Мировые судьи Республики Северная Осетия – Алания утверждаются парламентом Республики по рекомендации квалификационной коллегией судей этой республики.

 

Вопрос № 2 «Правовой статус судьи: понятия и элементы (общая характеристика)

Распечатка!

Вопрос № 3 «Несменяемость судей и сроки их полномочий»

Этот элемент правового статуса судьи является одной из гарантий обеспечивающих не зависимость судей (ст.121 КРФ, 11 и 12 ЗРФ «О статусе судей») Несменяемость судьи прежде всего означает что судья не может быть избран или назначен на другую должность либо переведен в другой суд без его согласия, кроме того не сменяемость связана с бессрочность осуществления судейских полномочий по общему правилу до достижения предельного возраста пребывания должности судьи.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывании в должности судьи - 70 лет, но это ограничение не касается председателя Конституционного суда РФ.

Председатели федеральных судов и их заместители на эти должности назначаются на 6 лет и одно и то же лицо может занимать указанные должности не однократно, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

Мировые судьи назначаются либо избираются на должность на срок установленный законом соответствующего субъекта РФ при это первоначальный срок полномочий не может превышать 5 лет а второй последующие сроки должны быть не менее 5 лет. Например: Мировые судьи Свердловской области впервые назначаются на 3 года, а второй последующие сроки составляют 10 лет. Предельный возраст пребывания на должность мирового судьи во всех субъектах РФ - 70 лет.

Сроки полномочий и предельный возраст конституционных уставных судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ, например: судьи уставного суда Свердловской области назначаются на 6 лет повторное назначение не допускается, а предельный возраст пребывания в должности 65 лет.

Гарантией соблюдения не сменяемости судей являются установленные законом основания и порядок при становлении и прекращении полномочий судей. Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей. В отношении судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции такое решение принимает соответствующая квалификационная коллегия судей в следующих случаях:

1. Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо он был привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

2. Если судья был признан безвестно отсутствующим по решению суда вступившему в силу.

3. Если судья участвует в качестве кандидата в выборах президента РФ, депутатов Гос. Думы или в законодательных орган государственной власти субъекта РФ либо представительный орган муниципального образования, а так же главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Г.

Прекращения полномочий судьи - это полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий, а в некоторых случаях и лишение статуса судьи. В отношении судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции такое решение принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличий оснований указанных в статье 14 закона «О статусе судей», к их числу например относятся:

1. Письменное заявление судьи об отставке.

2. Не способность по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам исполнять свои обязанности.

3. Занятие деятельностью не совместимой с должностью судьи.

4. Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

5. Отказ судьи от перевода в другой суд в случаи реорганизации или ликвидации суда в котором работал судья (ст. 114) и т.д.

Основание и порядок приостановлении и прекращения полномочий судей Конституционных Уставных судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Основание и порядок приостановления и прекращения полномочий судей конституционного суда РФ устанавливаются ФКЗ «О Конституционном суде РФ» при этом основания для прекращения полномочий в основном совпадают с основаниями установленными для судей иных судов, а вопрос о прекращений полномочий решается либо Конституционным судом РФ, либо Советом Федерации по представлению Конституционного суда, например в случае в совершения судей конституционного суда поступка порочащего честь и достоинства суда.

Приостановление полномочий судей Конституционного суда осуществляется по решения КС РФ, если судья по состоянию здоровья на пожжет исполнять свои обязанности либо в отношении судьи было возбуждено уголовное дело.

 

Вопрос № 4 «Неприкосновенность судей» (РАСПЕЧАТКА)

 

Тема 11 «Прокуратура в РФ»

Статья 129 К РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ от 17 января 1992 года в редакции от 17 ноября 1995 с последующими изменениями и дополнениями.

Вопрос № 2 Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации; место прокуратуры в государственном механизме России.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а так же осуществляющие иные функции предусмотренные ФЗ.

 

Особенности построения прокуратуры:

1. Система органов прокуратуры организована с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ, а так же с учетом специфики исполнения законов в деятельности отдельных структур например на транспорте, в исправительных учреждениях в вооруженных сил РФ и т.д.

2. Все органы и учреждения прокуратуры являются федеральными структурами с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. Все вопросы касающиеся правовой регламентации, организации и деятельности прокуратуры находятся в исключительном ведении РФ (Пункт «О» ст. 71 Конституции РФ.)

3. Система органов и учреждении прокуратуры является единой и в соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре» в эту систему входят:

А) генеральная прокуратура РФ.

Б) Территориальные прокуратуры.

В) Специализированные прокуратуры.

Г) Научные и образовательные учреждения, а так же редакции печатных издания являющиеся юридическими лицами. В случае введения чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории на которой введено чрезвычайное положение. Таким образом создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры не допускается.

4. Создание реорганизация и ликвидация органов и учреждения прокуратуры а так же определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором РФ который руководил всякой системой органов прокуратуры а его приказы инструкции и иные правовые акты обязательны для исполнения всеми сотрудниками органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнений задач возможность прокуратуры.

5. Природоохранные прокуратуры, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований или особо режимных объектов, а так же прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в большинстве случаях организованы на правах прокуратур районов и городов, а поэтому непосредственно подчиняются прокурорам соответствующих субъектов РФ. Однако Волжская региональная природоохранная прокуратура, прокуратура комплекса Байконур и прокуратура города Межгорье созданы на правах прокуратур субъектов РФ, а следовательно не посредственно подчиняются генеральном прокурору РФ.

 

«Место прокуратуры в государственном механизме России»

Ст.129 К РФ в самом общем виде регламентирует вопросы касающиеся прокуратуры, а так же порядок назначения на должность генерального прокурора РФ и прокуроров субъекта РФ. Ст. 11 в К РФ не относит прокуратуру к органам государственной власти поэтому вопрос о мести прокуратуры в государственном механизме России не решён однозначно поэтому поводу существуют несколько точек зрения:

А) прокуратура относится к судебной власти т.к. статья 129 Конституции РФ посвященная прокуратуре включается в главу 7 «Судебная власть», однако содержание данной главы не дает ни каких оснований считать прокуратуру органом судебной власти, хотя прокуратура и суды тесно взаимодействуют между собой например прокурор может участвовать в рассмотрении дел судами в порядке предусмотренном процессуальным законодательством.

Б) прокуратура это особы орган исполнительной власти т.к. некоторые полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов имеют властно распорядительный характер, а система органов прокуратуры так же как и система органов исполнительной власти строятся на основе подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Однако данные особенности не превращаю прокуратуру в орган исполнительной власти, а наоборот органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами, кроме правительства РФ.

В) прокуратура это контрольный орган законодательной власти который подчиняется совету федерации, т.к. генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации и должен ежегодно представлять палатам федерального собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ. Однако установленный порядок назначения на должность и освобождение от должности генерального прокурора не означает подчинение прокуратуры парламенту, а прокурорские проверки исполнения законов осуществляются не по заданию органов законодательной власти или отдельных депутатов. Более того органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами законодательной власти субъектов РФ и в праве опратистовывать не законные правовые акты этих органов либо применять иные меры прокурорского реагирования на выявленные правонарушения. Генеральный прокурор РФ или его заместители могут принимать участие в заседаниях палат Федерального Собрания, а так же различных комиссий и комитетов этих палат, а прокуроры субъектов РФ могут участвовать в заседаниях органа законодательной власти субъекта в РФ и своевременно реагировать на нарушение закона, таким образом органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной власти, но не подчиняются ей.

Г) прокуратура входит в состав президентской власти, а в законодательство необходимо внести изменения закрепляющие непосредственное подчинение прокуратуры президенту РФ. Однако такие изменения нарушили бы предусмотренным законодательством принцип независимости прокуратуры от иных органов или должностных лиц и еще больше усилил бы президентскую власть в государстве.

Д) прокуратуры входит в состав так называемой правоохранительной власти. Однако данный термин является не корректным т.к. состав правоохранительных органов входят различные структуры относящиеся либо к органам исполнительной власти либо к органам судебной власти либо структуры не относящиеся к каким либо органам государственной власти, например уполномоченный по правам человека, адвокатура, нотариат и т.д.

Е) прокуратура самостоятельный государственный орган, не относящийся какой либо ветви власти, а являющийся самостоятельным и специфическим правовым институтом. Но который взаимодействует со всеми органами в государстве и играет достаточно важную роль в системе сдержек и противовесов в других ветвей государственной власти, этот особый статус Российской прокуратуры обусловлен историческими традициями нашего государства, а так же рядом правовых, экономических, социальных и иных особенностей страны.

Вопрос № 3 «система органов учреждении прокуратуры) (СХЕМА)

Вопрос №4 «Принципы организации и деятельность органов прокуратуры»

Это общее руководящее положение характеризующие наиболее существенное особенности организации органов прокуратуры и их деятельности, они закрепляются в Конституции РФ (ст. 115 и 129) в ФЗ «О прокуратуре» Например ст.4, а так же в иных ФЗ.

Все принципы можно разделить на 3 группы:

1. Общеправовые принципы свойственные прокуратуре как части государственного аппарата. Принцип готовности, принцип гласности.

2. Специфически прокурорские принципы, которые отражают особенности организации органов прокуратуры и их деятельности, к этой группе относятся принципы: единства, централизации, единоначалие и независимости.

3. Отраслевые принципы характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.

 

Принцип законности в деятельности органов прокуратуры имеет двойную направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность касается взаимоотношение органов прокуратуры с надзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами, только с точки зрения ее соответствия или не соответствия с законом.

Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров при осуществлении ими своих полномочий, которые обязаны соблюдать действующее законодательство, в том числе приказы генерального прокурора РФ.

 

Принцип гласности. Органы прокуратуры должны информировать различные органы государственной власти, местного самоуправления, а так же населения о состоянии законности, при этом они действуют гласно в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ «Об охране прав и свобод граждан», а так же законодательство о государственной или иной специально охраняемой законом тайной. Реализация этой обязанности обеспечивается следующими способами:

А) Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет президенту РФ, а также Совету Федерации и Государственной Думе, доклад о состоянии законности и правопорядка РФ и о проделанной работе о их укреплений и на сайте Генеральной прокуратуры размещается его доклад на заседании Совета Федерации и Государственной Думы.

Б) Генеральной прокуратуре РФ создана управления взаимодействия со СМИ о прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждена должность старшего помощника прокурора по связям со СМИ. В соответствии с приказами генерального прокурора указанные должностные лица, а так же управление генеральной прокуратуры должны систематически представлять СМИ сведения о работе органов прокуратуры в том числе о проведении прокурорских проверок в ходе которых были обнаружены многочисленные нарушения законности, а так же о направлении в суд уголовных дел вызвавших повышенный общественный резонанс и о результатах судебного разбирательства по этим делам.

В) Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны не реже одного раза в квартал организовывать встречи прокуроров в СМИ и ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих СМИ, журналистами, а так же организовывать пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

Г) Информация о деятельности органов прокуратуры размещается на сайтах соответствующих прокуратур.

 

В целях улучшения взаимодействия прокуратуры со СМИ с 2009 года на основании приказа генерального прокурора проводиться всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры. Через СМИ органы прокуратуры ведут работу по разъяснению действующего законодательства правовому просвещению и воспитанию населения. Граждане могут направлять в прокуратуру обращения в которых содержатся информация о фактах правонарушений в том числе по электронной почте.

 

Принцип централизации. Он отражает внутренние отношения складывающиеся в системе органов прокуратуры в процессе их деятельности. Централизация означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, а так же подчиненность всех прокуроров генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров в том числе могут проводить различные проверки деятельности нижестоящих прокуратур, давать указания связанные с улучшением качества работы, отменять незаконные решения нижестоящих прокуроров, а нижестоящие прокуроры обязаны выполнять указания данные вышестоящим прокурором. Приказы, указания и иные распоряжения генерального прокурора РФ, обязательны для исполнения сотрудниками всех органов и учреждений прокуратуры РФ.

 

Принцип единства проявляется в нескольких аспектах:

а) система органов и учреждений прокуратуры едина и запрещается создания прокуратур не входящих в эту единую систему.

б) все органы прокуратуры объединяют единые цели, задачи, направления деятельности, средства выявления нарушений закона (это как правило прокурорские проверки), а также средства реагирования на выявленные нарушения.

в) вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнения некоторых своих полномочий, а также взять на себя исполнения обязанностей нижестоящего прокурора.

 

Принцип единоначалия. Он связан со способом которым управляется соответствующий орган прокуратуры, т.е. каждую прокуратуру возглавляет соответствующий прокурор например прокурор района, города, субъекта РФ и т.д. который является единоличным руководителем возглавляемой им прокуратуры обязан должным образом организовывать работу этой прокуратуры в том числе распределять обязанности между подчиненными ему сотрудниками, контролировать выполнения ими своих должностных обязанностей, давать необходимое указание подчиненным работникам которым обязательны для исполнения при этом прокурор-руководитель несет персональную ответственность за качество работы в возглавляемой им прокуратуре.

 

Принцип независимости. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от различных органов государственной власти, иных органов либо организации или должностных лиц, подчиняясь федеральным законам, а так же вышестоящему прокурору и генеральному прокурору РФ. Законодательством установлены определенные гарантии независимости сотрудников прокуратуры. Например: предусмотрена уголовная ответственность за воздействия на прокурора с целью повлиять на принимаемые ими решения либо воспрепятствовать их законной деятельности и т.д.

 

Вопрос №5 «Цели стоящие перед органами прокуратуры и основные направления их деятельности.» (РАСПЕЧАТКА)

Вопрос №6 «Понятие прокурорского надзора и его особенности» (РАСПЕЧАТКА)

Вопрос №7 «Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор).

 

Нормативная основа: ст. 21-25.1 ФЗ «О прокуратуре» и различные приказы Генерального прокурора РФ. Это направление надзора является наиболее сложным т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов и включает в себя надзор за исполнением практических всех отраслей законодательства.

Предмет надзора.

1.Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов следующими поднадзорными субъектами:

*Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, и иными федеральными органами исполнительной власти.

*Органами законодательной (представительной и исполнительной власти субъектов РФ)

*Органами местного самоуправления

*Органами контроля

*Органами военного управления.

*Должностными лицами всех вышеперечисленных органов.

*Органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

*Субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

2.Законность правовых актов издаваемых всеми поднадзорными субъектами.

Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в прокуратуру информация, о фактах нарушения закона, требующая принятии мер прокурором. Это могут быть направленные в прокуратуру жалобы граждан, материалы проверок контролирующих органов, публикации в средствах массовой информации и иные обращения. Для проверки поступившей информации прокуратуры наделены определенными полномочиями:

А) По предъявлению служебного удостоверения, проверяющий прокурор вправе беспрепятственно проходит на территорию и в помещения поднадзорных субъектов, а так же требовать для ознакомления любые необходимые документы для проверки информации о фактах нарушения закона.

Документы в которых содержатся сведения составляющую государственную тайну, предоставляются проверяющему прокурору, только если у него оформлен допуск на работу со сведениями составляющими государственную тайну. Б)Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по фактам нарушения закона.

В) Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:

1. проведение проверки или ревизии деятельности контрольных или подведомственных учреждениях и о направлении прокурору результатов проверки или ревизии.

2. выделить специалистов дл разъяснения вопросов возникающих у прокурора.

3. Направить в прокуратуру необходимые прокурору документы, при этом прокурор должен указать, какие именно документы необходимы и за какой период.

 

Если прокурор при проведении проверки обнаружит различные нарушения законности, то он должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений:

А) если прокурором были выявлены незаконные правовые акты, то он по своему усмотрению в праве направить в суд заявление о признании такого правового акта недействительным, либо направить протест с требованием об отмене, либо изменении незаконных правовых актов в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Б) вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующего дела об административном правонарушении либо потребовать привлечение виновных лиц к дисциплинарной или иной юридической ответственности.

В) направить компетентному органу или должностному лицу представление об устранении нарушения закона, а так же причин и условий способствующих совершению правонарушения, при этом были нарушены и какие меры должны быть приняты для устранения этих решений и т.д.

 

Вопрос № 8 «Надзор прокуратуры за исполнением законов органами осуществляющими дознания и предварительное следствие т.е. за органами предварительного расследования преступлений»

 

Нормативная основа: статья 29 и 30 ФЗ «О прокуратуре»

Статья 37 УПК РФ. Приказы генеральной прокуратуры РФ № 136, 137 от 6.09.2007 г. с изменениями «О организации прокурорского надзора», за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия или органов дознания.

Предмет надзора:

1. Соблюдения прав и свобод человека при проведении предварительного расследования преступлений

2. Соблюдение следователями и дознавателями установленного порядка проведения расследования предварительного расследования преступления.

3. Законность решений принимается органами предварительного расследования преступлений.

 

Объем процессуальных полномочий прокуратуры в данном направлении надзора различается в зависимости от того какое должностное лицо расследует преступление – следователь или дознаватель, а так же существуют некоторые полномочия в отношении следователей и в отношении дознавателей.

 

Полномочия прокуратуры в отношении дознавателя.

1. Отменять незаконные или не обоснованные постановления дознавателя.

2. Давать дознавателю на любом этапе расследования, письменные указания о направлении, а так же о производстве следственных действий выполнение этих указаний является обязательным.

3. Разрешать отводы заявления дознавателю, а также его самоотводы.

4. Продлевать срок дознания.

5. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования если им были нарушены положении УПК, а в случае грубых нарушений, ставить вопрос перед начальником органов дознания, о привлечении дознавателя к юридической ответственности (дисциплинарной)

6. Утверждает постановление дознавателя о прекращенного производства по уголовному делу.

7. Дает согласие на возбуждение судом на ходатайство о применении некоторых мер пресечения, например: (заключение под стражу обвиняемого), а так же на совершение иных процессуальных действий проводить которые можно только по решению суда, например: (отстранение обвиняемого от должности обыск жилища и т.д.)

 

Полномочия прокурора в отношении следователей

1. Истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователей об отказе возбуждения уголовного дела, либо о приостановлении или прекращения производства по делу. Если прокурор признает эти решения незаконными, то он выносит мотивированные постановления об их отмене и направляет материалы руководителю следственного органа.

2. Направляет руководителю следственных органов требования об устранении нарушении ФЗ допущенные следователем при производстве по уголовному делу.

 

Общие полномочия прокурора в отношении следователя и дознавателя.

1. Проверить исполнение требований ФЗ о приеме регистрации и рассмотрении заявления и сообщения о преступлениях.

2. Рассмотреть жалобы на действие или бездействие лиц ведущих расследование и разрешает эти жалобы по существу.

3. Направляет в соответствующие следственные органы или органы дознания мотивированные постановления для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам нарушения уголовного законодательства выявленных прокурором.

4. Решает вопрос об утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта и о направлении уголовных дел в суде, а если прокурор при изучении материалов расследованного уголовного дела выявить нарушения закона, то он возвращает следователю или дознавателю уголовное дело и дает необходимые указания, направленные на устранение выявленных нарушения (например: о производстве дополнительного расследования об изменении квалификации о пере составлении обвинительного заключения или обвинительного акта и другие необходимые указания)

 

Вопрос № 9 «Надзор прокуратуры за исполнением законов административных мест ограничения и лишения свободы» (распечатка)

 

Вопрос № 10 «Участие прокурора в рассмотрении дел судами»

Нормативные основы: ФЗ «О прокуратуре», нормы процессуальных кодексов и соответствующие приказы Генерального прокурора РФ

 

Участие в рассмотрении судом в уголовном деле.

В ходе судебного разбирательства по уголовному делу, прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, выступая в качестве государственного обвинителя. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса участие государственного обвинителя обязательно практически по всем уголовным делам (исключение: дела частного обвинения, где обвинение по общему правилу поддерживает потерпевший являющийся частным обвиненным)

 

Поддержание государственного обвинения – это процессная деятельность прокурора по доказыванию в судебном заседании виновности лица привлеченного к уголовной ответственности. В зависимости от сложности дела государственного обвинителя могут поддерживать 1 прокурор или несколько.

Руководители соответствующих прокуратур обязаны регулярно поддерживать государственного обвинения, при этом прокуроры субъектов РФ и приравненное и ним прокуроры специальных прокуратур должны не менее одного раза в квартал поддерживать государственные обвинения по делам вызывавшим широкий общественный резонанс.

Государственный обвинитель обязан обеспечить представления и исследования доказательств подтверждающих вину подсудимого, а так же участвовать в исследовательском доказательстве в представленных стороной защиты заявлять ходатайство необходимые для установления фактов интересующих обвинения, высказывать свое мнение по поводу ходатайств, заявленных стороной защиты или потерпевшим, а так же совершать иные в процессе действия.

Таким образом деятельность обвинителя направлена на установление фактических обстоятельств дела и вынесение законного и обоснованного судебного решения. По окончанию исследованных доказательств прокурор первым выступает в судебных прениях с обвинительной речью в которой окончательно формируется позиция государственного обвинителя на основе исследованных в судебном процессе доказательств и установленных фактов. Обвинительной речью прокурор в частности дает правовой анализ доказательств, высказывает свое мнение о квалификации преступления, а так же о виде и размере возможного наказания для подсудимого. Если по окончанию исследовательских доказательств прокурор придет к выводу, что предъявление подсудимому обвинение не подтверждается, то он обязан отказаться от поддержания государственного обвинения мотивировать свое решение.

Необоснованный отказ от поддержания государственного обвинения либо требования о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств подтверждающих виновность подсудимого является не надлежащим исполнением служебного долга и может повлечь за собой привлечение прокурора дисциплинарной ответственности.

Государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны своевременно обжаловать любой незаконный или не справедливый приговор до его вступления в силу путем подачи апелляционного представления.

В тех случаях когда приговор был обжалован иными участниками процесса, например стороной защиты и нет оснований для подачи апелляционного представления (т.е. прокурор считает вынесенным приговор законным, обоснованным и справедливым), то государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны подать письменное возражение относительно доводов апелляционной жалобы других участников процесса.

Участие прокурора в апелляционном пересмотре судебных актов не вступивших в силу является обязательным, как в случае подачи прокурором апелляционного представления, так и в случае пересмотра судебных актов по жалобам иных участников процесса. На вступившую в законную силу судебные акты прокуроры в пределах своей компетенции подают в соответствующий суд кассационные представление такое право предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, а так же военным прокурорам округов, флотов и приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Правом подать надзорное представление в президиум верховного суда РФ наделены Генеральной прокуратурой РФ и его заместители при пересмотре уголовных дел судами в кассационном и надзорном порядке участие прокурора является обязательным. Причем не важно, кто был инициатором пересмотра судебных постановлений вступивших в силу прокурор или участники судебного процесса.

 

« Участие прокурора в гражданских делах по судам общей юрисдикции гражданских дел.»

Нормативные акты: статья 45 ГПК приказ Генерального прокурора РФ № 187 от 26 апреля 2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»

Существуют 2 формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

1. Прокурор может являться инициатором возбуждения гражданского дела подавая от своего имени иски и заявления в защиту прав, свобод, законных интересов, определенных субъектов указанных в законе. К числу этих субъектов относятся следующие:

Во-первых: а) отделенные граждане которые по состоянию здоровья, возрасту или другими уважительными причинами не могут самостоятельно отстаивать в суде свои права, свободу и законные интересы. Подавая заявление прокурор должен представить доказательства, подтверждающие невозможность иска или заявления самим гражданином кроме тех случаев когда, прокурор обращается в защиту социальных прав в сфере трудовых или служебных отношений, прав граждан на образование, на благоприятную окружающую среду, защиты интересов семьи, детства, отцовства, материнства, жилищных прав граждан в государственном или муниципальном жилищном фонде, а так же социальной защитой граждан в том числе социального обеспечения. Например: прокуроры могут подавать заявления о лишении родительских прав, о признании брака не действительным, о выплате работникам задерживаемой заработной платы, об обеспечении детей сирот жильем и т.д.

Б) в защиту неопределенного круга лиц, например: при оспаривании прокурором правовых актов изданных различными государственными или должностными лицами.

В) публичные образования, т.е. РФ, субъекты РФ, и муниципальные образования. Например: о признании недействительными сделок которыми нарушения права указанных публичных образований.

Участвуя в судебном разбирательстве прокурор наделяется практически всеми правами и обязанностями истца по делу, кроме право заключить мировое соглашение и обязанности нести судебные расходы, т.е. прокурор обязан обеспечит представление и исследование доказательств, подтверждающих заявленное им требование дает объяснение по существу дела должен отвечать на вопросы суда и других участников процесса об обстоятельстве дела, а так же вправе заявлять необходимые ходатайства, участвовать в исследований доказательств представленных другими участниками процесса и совершать иные процессуальные действия. В судебных прениях прокурор выступает первым излагая свое мнение по разрешении дела по существу. Если в ходе судебного процесса прокурор придет к выводу что заявленное им требование является не обоснованным, то он должен отказаться от поддержания этих требований, но суд может прекратить производство по делу только в том случае, если лицо в интересах которого обращался прокурор (либо его представитель или законный представитель) согласятся с отказом прокурора от заявленных требований.

Во-вторых: в случаях предусмотренных в гражданском процессуальном кодексе РФ и другими законами, прокурор должен вступить в судебный процесс, начатый по инициативе других лиц с целью дачи заключения по существу дел, например: по делам о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о восстановлении на работу, о выселении из жилых помещений, о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим и т.д.

В соответствии нормам ГПК РФ не явка прокурора, извещенного о месте и времени судебного процесса не препятствуют рассмотрению судом, но Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров принимать участие в рассмотрении таких дел судами.

Участвуя в судебном процессе прокурор в праве ознакомиться со всеми материалами дела, участвует в исследовании любых представленных доказательств, задавать вопросы всем участникам процессов, а так же совершать иные процессуальные действия, но в отличии от участия прокурора по его инициативе прокурор не дает объяснение по существу дела и не участвует в судебных прениях, а на основании исследованных в судебном процессе доказательств и установленных актов дает заключение по существу рассмотренного дела. Например: по делам о восстановлении на работе, прокурор высказывает свое мнение о необходимости удовлетворить исковые требования, если увольнение было произведено с нарушением закона либо отказать в их удовлетворение, если увольнение было произведено на законных основаниях. Прокурор, имевший процессуальное право участвовать в рассмотрении судом гражданского дела должен обжаловать путем подачи апелляционного представления любого незаконного судебного гражданского дела до его вступления в силу, а так же участвовать в апелляционном пересмотре дел. Обжалование прокурором судебных актов вступивших в силу и участие в пересмотре этих актов аналогично уголовному судопроизводству.

Если решение суда было обжаловано иными участниками процесса, то с точки зрения прокурора она является законным и обоснованным, то прокурор участвовавший в деле обязан подать письменное возражение на поданную жалобу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
азтуған Сүйіншіұлы | Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.