Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социальной психологии . Совместная деятельность .






Социальнаяпсихология– область психологии, изучающаяпсихологические явления и закономерности поведения и деятельностилюдей, обусловленные включением их в социальные группы, а так жепсихологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальнойпсихологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человекув них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологическиефакторы – это наблюдаемые или фиксируемые проявлениясоциально-психологической реальности. Они оказывают влияние на всепсихологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологическиезакономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимостисоциально-психических явлений.

Социально-психологическиемеханизмы – механизмы, с помощью которых совершается действиезакономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.

Задачи социальнойпсихологии:

1) продолжениеуглубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальнойпсихологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательныйпересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимисясоциальными условиями в нашей стране;

3) исследованиеновых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологическиеисследования изменений в массовом сознании, общественных настроенияхи общественном мнении;

5) анализвозрастания роли социальной психологии в условиях реформированияобщества;

6) взаимодействиесоциальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечениевзаимосвязи отечественной социальной психологии с различныминаправлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологииразличаюттеоретическую и практическую части.

Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.

Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.

Обычно выделяют три модели совместной деятельности:

1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);

2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);

3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).

Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.

Можно назвать основные признаки совместной деятельности:

· наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично);

· совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели;

· участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;

· необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия;

· объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности;

· согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;

· необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности;

· наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;

· единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.