Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба плутовского романа в испанской литературе.






Испанский классицизм, опиравшийся на античные авторитеты, но игнорировавший национальное своеобразие художественного вкуса своего народа, канонизировавший дурно понятые эстетические принципы античности, оказался явлением мертворожденным и не вышел из университетских кругов на широкую арену. Между тем испанское барокко, ввиду особо сложившихся международных и внутренних исторических условий Испании и Западной Европы 18 столетия, превратилось в мощное, захватившее широкие слои культурной общественности страны направление. Барокко не отбросило эстетических достижений Ренессанса и античного искусства, оно не пренебрегло и национальными художественными вкусами народа. Опираясь на культурные достижения Ренессанса, поэты испанского барокко возрождали уже на более высокой эстетической основе традиции средневековой клерикальной литературы, придавая отжившим формам новую, мрачную, но эстетическую неотразимую силу.

Эти явления в художественной жизни Испании нельзя рассматривать вне ее исторической обстановки, как нельзя их рассматривать и вне общих условий политической и культурной жизни Западной Европы.

Барочную поэзию со всеми ее специфическими качествами создал раньше всех в Испании Гонгора (1561-1627), давший свое имя литературному течению. По происхождению он аристократ, сын кордовского градоначальника (коррехидора), получил хорошее образование, принял в возрасте 24 лет духовный сан и впоследствии стал королевским капелланом.



Гонгора ввел в Испании моду на изысканность, изощренность поэтической мысли, которая шла рука об руку с затемненностью мысли. Гонгора мотивировал свою позицию стремлением к «культуре» в противовес простоте, уделу «вульгарных» умов. Надо писать не для всех, а только для избранных, для людей «культурных», полагал Гонгора и его последователи. Так был порожден термин «культеранизм».

Как видим, отправные пункты классицистов и гонгористов одни и те же. И те и другие хотели писать для людей «культурных». Однако для классицистов «культурные» люди те, которые знают античное искусство и приняли его нормы, кто знает законы логики, кто признает главным критерием разум. Классицисты выступали за «цивилизованную» античность против «варварского» средневековья. Народ не мог быть судьей художника, вкусы его низменны вследствие его «некультурности» и темноты. Здесь еще нет презрения к народу, здесь скорее стремление поднять народ, не потакая его вкусам, а просвещая его, поднимая до высоты культуры античности.

Не то у гонгористов. У них, наоборот, резко выраженное презрение к народу, культивирование некоего аристократизма искусства. «Культурные» люди для Гонгоры и его последователей – это те, кто может «постичь» ирреальность, подсознательное. Пусть «вульгарная чернь» (народ) пребывает в своей приверженности к земле, в своей грубой «материальности»; поэт выше ее и презирает ее, он слагает песни для немногих и избранных, для натур утонченных.


Блажен лишь тот, кто, кинув средь камней

Всю часть тяжелую своей природы

Легчайшую в верховный шлет зефир, -

 

пишет Гонгора в одном из своих сонетов.

Гонгора подбирает самые невероятные словосочетания, сталкивает взаимоисключающие понятия, находит неожиданные сравнения, метафоры, словом, делает все то, что делал Мариино в итальянском стихе. Гонгора любил броский эпитет, хитроумную замысловатую перефразу, яркое сравнение и т.д. Например, «серебряная влага, закованная в золотой песок», «зерна хрусталя на лепестках розы» и т.д.

Гонгоризм – одно из течений литературного барокко. Дело не только в своеобразии поэтических форм гонгористов, дело в их мировоззрении, в их жизненной философии. Перед нами все тот же барочный пессимизм, трагический надрыв, неупорядоченность, кричащая дисгармония.

Современники ценили основателя культеранизма. Сервантес назвал Гонгору «гением редким и неповторимым».

Слава Лопе де Вега временно померкла вскоре после его смерти. Перестали переиздавать его сочинения, перестали ставить его пьесы, имя его все реже и реже звучало в речи народа. Суровая пора феодально-католической реакции омрачила небо Испании. Жизнерадостный талант поэта был уже не ко времени. Кумиром Испании стал Кальдерон – угрюмый, мрачный поэт.

Кальдерон писал комедии, продолжая традиции своего великого предшественника ЛОпе де Вега. Подлинного Кальдерона, поэта барокко, следует искать в священных действах (ауто) – таких, как «Пир Валтасара», в религиозных пьесах, отстаивающих католическую догму: «Чистилище св. Патрика», «Поклонение кресту», «Стойкий принц», в философско-аллегорических драмах типа «Жизнь есть сон» и «Чудодейственный маг».

Здесь Кальдерон воспевает и излагает свою философию жизни. Мы не можем принять эту философию, но не можем отказать драматургу в признании его громадного таланта.

 

«Жизнь есть сон»

Действие происходит в Польше (Полонии), но указание на место действия не имеет никакого значения. Ни места действия, ни времени, ни людей в какой-либо определенной исторической конкретности здесь нет. Перед нами философия в лицах и картинах, философская аллегория. Характеры едва лишь намечены и тоже философски символичны.

Пьеса открывается мрачной картиной диких гор. Появляются Росуара, женщина в мужской одежде, и с ней Кларин, шут. Какие-то беды гнетут сердце Росуары, что-то роковое носит ее по безбрежным и неприютным просторам мира. Она идет, куда влечет ее судьба, а судьба ее ужасна. Достаточно прослушать это символико-философское начало, чтобы ясно представить себе идейную композицию пьесы. Мир кошмарен, мир враждебен человеку. Человек жалок, ничтожен, он страдает, стонет. Ни жалости, ни помощи, ни сочувствия, не найдет человек в мире. Так мыслит драматург. Чем дальше мы читаем пьесу, тем мрачнее и безысходнее представляется нам ее жизненная философия.

Странники видят башню, из башни несутся тяжелые вздохи, подобные стону. Кларин и Росаура в смятении, хотят бежать, но не могут, ноги от ужаса стали тяжелее свинца. В башне - «труп живой», и башня – его могила. Он прикован к стене цепями, на нем звериная шкура, и сам он полузверь, получеловек.

Христианская символика раскрыта. Мир земной – тюрьма для человека. Человек страдает, прикованный цепями к своей судьбе. Но почему должен страдать человек?. Католик ответит нам на этот вопрос: вина человека в том, что он живет на земле и преступление человека в том, что он посмел появиться на свет. Вот она философия пессимизма, философия отчаяния.

Эти мысли в пьесе высказывает принц Сехисмундо, заключенный в башне. Мы узнали наконец тайну происходящего на сцене. Польский король Басилио получил некогда отчет астролога, касающийся грядущей судьбы его сына Сехисмундо. Принц вырастет злым и жестоким. Совершить страшные преступления написано на его роду. Так предвещают звезды. Король, дабы избегнуть предначертаний судьбы, помещает сына в тюрьму и держит его там долгие годы на попечении верного Клотальдо. Однако по прошествии лет у короля возникли сомнения: правильно ли он поступи л? И решено было провести испытание. Усыпленный принц перенесен во дворец, ему передана вся власть в государстве. Как-то поведет он себя?

Сехисмундо проснулся в роскошной спальне короля. Толпы слуг исполняют его желания. Суровый тюремщик Клотальдо сообщает ему тайну его рождения. Сехисмундо возмущен: его насильно отторгли от мира, его мучили и терзали, из человека сделали полузверя.! О. теперь он будет мстить жестоко! Знаменателен его разговор с королем, который пришел его обнять. Сын обвиняет отца в том, что воспитал его как зверя. Дать жизнь и отнять счастье – не значит ли это отнять самое жизнь?. Он проклинает отца. Кальдерон не сочувствует этому мятежу, он постарается развенчать эту философию протеста, но, как большой художник, он не мог не изложить ее красноречивыми устами своего героя.

Предначертание бога должно свершиться. Сехисмундо, обретая власть, безумствует. Басилио пытается смягчить его. Но, отчаявшись исправить сына, король снова отправляет сына в башню, предварительно дав снотворного. И опять Сехисмундо закован цепями. Все виденное и пережитое ему кажется сном. Только теперь он постигает тщету жизни. Какой же вывод делает Сехисмундо? Надо отказаться от борьбы, от протеста и смириться. Он приобретает душевный покой, и когда восставшие войска его освобождают, он неохотно идет в бой. Король Басилио вынужден покориться и пасть на колени перед сыном, но Сехисмунд мудр, справедлив, гуманен. И все это ему дало познание той глубокой премудрости, что жизнь есть сон.

Кальдерон жил в эпоху гонгоризма. Поэт барокко, он был собрат Гонгоры, и многое в его метафорах и сравнениях напоминает напыщенный слог. Язык Кальдерона энергичный, сильный, речь напряженная.

С годами интерес к драматургии Кальдерона ослабел. Его идеи были чужды трезвому, рационалистическому 18 веку, веку просветителей, но литература декаданса возвеличила поэта.

 

Плутовский роман – самый значительный и характерный жанр испанской прозы эпохи барокко.

Отличительные черты плутовских романов: построение повествования от первого лица, героя, рассказывающего о своих похождениях и житейских невзгодах; «двойной» ракурс (события изображаются с «наивной» точки зрения их непосредственного участника, то оцениваются с высоты накопелнного жизненного опыта); сложная композиция, одновременно «линейная» - сюжет развивается как серия расположенных в хронологической последовательности эпизодов, и «циклическая» - изображение ограничено сферой индивидуального опыта рассказчика. Герой жанра – «пикаро», плут и мошенник, ценой утраты собственного достоинства пытающийся приспособиться к новым условиям существования. Открытие обусловленности характера и мировоззрения героя средой – одно из главных завоеваний жанра. Плутовский роман воссоздает широкую панораму испанской действительности 18 в. со специфически плутовской «низвой» точки зрения. Историческая жизнь жанра завершилась к середине 17 в.

 

 

Тема: 6 ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ.

План: 1. Основные вехи французской истории 17 века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.