Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила концентрации внимания






 

Особого разговора заслуживает проблема концентрации внимания как необходимого условия подготовки к умственному труду. Без внимания невозможна интеллектуальная деятельность, поэтому первейшая задача удерживать внимание. Именно для этого существуют правила сосредоточенной работы. Они просты и понятны, но далеко не все способны методично выполнять их в процесса напряженного умственного труда.

 

 Длительное поддержание внимания невозможно. Поэтому необходимо делать перерывы в течение часа по 5-10 мин.

 

 Необходимо создать соответствующую обстановку, которая предполагает относительную тишину (абсолютная тишина не способствует умственному труду, шум должен быть естественным: звуки улицы за окном, пение птиц и т.д.); идеальный порядок на столе, никаких «бумажных завалов», лишних книг и т.д.; хорошее освещение, удобный стул и стол (цвет стола желательно темный) и т.д.

 

 Помните, что человек очень зависим от суточных ритмов, поэтому в разные периоды суток у нас разная работоспособность. Наиболее благоприятные периоды суток или «пики активности»: с 9 до 14 часов и с 18 до 22 часов. Разум еется, мы помним и о том, что все мы либо «жаворонки», либо «совы», которым соответственно лучше работается в утренние и вечерние часы. К тому же, у всех разный темперамент, а, значит, и разные способы деятельности. В частности, считается, что флегматикам требуется дольше настраиваться, «раскачиваться», прежде чем они способны продуктивно работать, но зато они могут сохранять работоспособность в течение длительного времени. Холерики наоборот - мгновенно врабатываются, но и быстро выдыхаются, длительный умственный труд для них тяжек.

 

 Физическое и эмоциональное состояние человека тоже оказывает влияние (и иногда решающее!) на эффективность процесса запоминания. С ущественно влияние на концентрацию внимания оказывает уровень эмоций. С лишком сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, мешают сосредоточенности на главном, навязчивые мысли, стресс – всё это делает умственный труд неэффективным.

 

Особенно часто это происходит при:

 спешке, беспокойстве, озабоченности, рассеянности;

 постоянном прерывании работы и отвлекающих факторах;

 поглощенности другим делом;

 усталость, сонливость;

 «автоматических» монотонных действиях.

 

Любой текст нельзя читать неподготовленным, ибо мы помним закон памяти - чем больше знаний в этой области, тем лучше запоминание. Для этого необходимы следующие шаги перед чтением или вообще перед восприятием информации:

 

1. Вспомнить все, что уже известно о предмете речи. Оживить старые знания, а для этого, может быть, вспомнить основные термины, просмотреть словарь, справочник, лекции, конспекты, учебник.

 

2. Задать себе вопросы: как это связано с тем, что я уже знаю? Как это согласуется или противоречит тому, что я знаю? Где это можно использовать? Что наиболее ценное из этого стоит запомнить надолго?

 

3. Помнить твердо: если сейчас трудно, то по мере расширения знаний процесс запоминания ускоряется и облегчается. Это похоже на снежный ком: сначала надо зачерпнуть снег и слепить снежок, и это трудоемко, холодно и даже отчасти больно, зато после можно надеть варежки и катить себе этот снежок в свое удовольствие, он сам будет расти на глазах.

 

Чем больше каналов ввода информации, тем лучше запоминание. Именно поэтому рекомендуется записывать основные положения текста, делать конспект на лекции. С туденты очень часто недоумевают: зачем лекции, если сейчас есть любые книги, Интернет, CD-диски и т.д. Дело в том, что лекция – это самый эффективный путь усвоения и запоминания информации, так как является самым многоканальным способом ввода в память. С уществует правило трех «З» при прослушивании лекции: задуматься, запомнить, записать. Мы слушаем (вербальная память), обдумываем (логическая память), слушаем с интересом остроумные комментарии лектора, красочные примеры, которые он приводит и т.д. (эмоциональная память), пишем (кинестетическая память), читаем написанное (зрительная память). Поэтому хорошая лекция представляет собой концентрированный, «сжатый», предельно адаптированный для запоминания продукт, который многократно экономит студенческие время и силы и облегчает процесс запоминания.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.