Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема взаимоотношений Севера и Юга






Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас су­ществует довольно много проблем. Как уже отмечалось в од­ном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обо­стряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимают­ся ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, вклю­чая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в до­ходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического от­ставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием про­блемы Север—Юг.

Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса ис­тории крушения колониальной системы империализма в 50—60-х гг. XX в. Появление на карте мира десятков но­вых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколо­ниальный период. Предполагалось, что, избавившись от ко­лониального наследия, эти страны довольно быстро достиг­нут экономического и культурного процветания. В 60-е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развива­ющихся стран. Однако в 70—80-х гг. этот рост резко замед­лился, а кое-где сменился стагнацией или даже необрати­мым упадком и распадом. Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афга­нистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и со­циальной систем. Произошло заметное падение доли разви-


вающихся стран в мировой торговле. К середине 80-х гг. од­но за одним эти государства стали объявлять себя или при­знаваться мировыми финансовыми институтами неплатеже­способными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в измене­нии соотношения развитых и развивающихся стран по ва­ловому национальному продукту на душу населения. Если в 1960 г. оно составляло примерно 25: 1, то к концу века — уже более 40: 1.

Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, на­метился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не пере­ходит в постиндустриальное. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве раз­вивающихся стран не решены проблемы внутренних ис­точников накопления, финансирования собственного раз­вития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совер­шенствования системы образования.

Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за по­следние годы целый ряд международных форумов под эги­дой ООН или такой влиятельной международной организа­ции, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повест­ку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального реше­ния иных глобальных проблем современности. Поиски по­добных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к са­мостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не ли­шенном серьезных противоречий мире.

311 Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.

ШШ Термины: цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.


Проверьте себя

1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер гло­бальных проблем современности? 2) Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира? 3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографиче­ская проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоот­ношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобаль­ных проблем современности?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при­
рода сама справится» с возникающими экологическими про­
блемами. Насколько справедливыми представляются вам по­
добные утверждения? Обоснуйте свой ответ.

2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им­
мигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ис­
лама, несомненно, приведет к деградации всего западного
общества. В результате безрассудства, которое мы проявля­
ем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет
в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня бе­
лое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинст­
ва». Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы
могли бы возразить известному французскому мыслителю?

3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до­
вольно часто можно встретить утверждения о том, что мы
становимся членами единого, но находящегося на грани ги­
бели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пес­
симистическую оценку?

4. Научно-технический прогресс способен дать ключ к
разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с по­
добной точкой зрения?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о гло­бальных проблемах.

Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о вы­боре пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Вто­рой из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возмож­но, его стоило бы поставить в списке под первым номером.

1. Если процессы демографического роста, индустрилиза-


ции, загрязнения окружающей среды, производства продук­тов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапно­му и неконтролируемому сокращению населения и сниже­нию производственных мощностей.

2. Существуют возможности регулирования этих процес­
сов и обеспечения долговременной экологической и эконо­
мической стабильности. [В результате] можно добиться со­
стояния глобального равновесия, при котором будут
удовлетворяться основные материальные потребности каж­
дого человека, и всем будут обеспечены равные возможно­
сти для реализации своих способностей.

3. Если люди предпочитают второй вариант развития
первому, то чем раньше они начнут работать в этом направ­
лении, тем больше у них шансов на успех.

Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили за­думаться о том, как создать общество, в котором люди жи­ли бы в материальном достатке, пользуясь благами социаль­ной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрез­мерно увлеченном проблемами роста.

Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами

допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая

постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность не­контролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды? 2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию раз­вития событий на нашей планете?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.