Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клавирные сонаты Д. Скарлатти

 

Доменико Скарлатти (1685-1757)

Из всей династии Скарлатти – одной из самых выдающихся в музыкальной истории – наибольшую славу снискал Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685, Неаполь — 23 июля 1757, Мадрид) — итальянский композитор и клавесинист; провел бо́ льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его композиторский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое мастеров барокко — Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребенком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта

. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец — Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих четырех годах его жизни ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим и поступает на службу к Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доменико Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́ не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя. Под покровительством священника Оттобони в 1714 г. Доменико Скарлатти становится капельмейстером Ватикана. К этому времени он становится известен всей Европе как непревзойденный исполнитель. С концертными гастролями Скарлатти объезжает все столицы и крупные города Европы. Его выступления производят на рядовую публику и профессионалов ошеломляющее впечатление. В память о его блистательных выступлениях великолепному музыканту в каждой стране дарили клавесины.

Во время пребывания в Риме Скарлатти написал также несколько опер для частного театра королевы Казимиры. Всего его перу принадлежит 15 опер. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

В 1720 или 1721 году Скарлатти приезжает в Лиссабон, где дает уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живет следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в этой стране. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавира. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо́ льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

 

После переезда в Испанию Скарлатти посвятил себя почти исключительно написанию сонат для клавесина. Видимо, раскрепощенный в результате географической удаленности от своей родины и внутреннего давления отца, а также под влиянием испанской музыки, он проделал с 1738 г. до своих последних дней обширную работу – создал свыше 500 сонат для клавесина.

Сонаты Скарлатти должны быть поняты в соответствии с их замыслом и предназначением. Композитор написал свои сонаты, главным образом, для упражнений испанской королевы Марии Барбары, которой давал уроки игры на клавесине. Таким образом, они первоначально были использованы в преподавании. В аннотации к сборнику своих сонат он писал: «Не жди – будь ты дилетант или профессионал – в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Сам композитор называл свои сонаты «Essercizi», то есть «упражнения». Но несмотря на такое, казалось бы, легкомысленное отношение к своим творениям самого композитора, они имеют гораздо более весомое значение как для своего времени, так и для последующих эпох. Главное достижение Д. Скарлатти в области клавирной сонаты состоит в том, что он в процессе постоянных поисков выработал ряд принципов, которые впоследствии лягут в основу сонатного мышления эпохи классицизма. Это касается как самого выделения жанра сольной клавирной сонаты в качестве самостоятельного, так и образного содержания сонат, их формы, стиля и принципов развития музыкального материала.

Значимость сонат, когда они игрались в течение длительного времени, все более возрастала. Многие из них требуют от исполнителя довольно высокого уровня виртуозности. Насыщенные необычными техническими приемами: перекрещивание рук, игра двойными нотами, сложные пассажи – сонаты Скарлатти блестящи и бравурны, и в зависимости от мастерства исполнителя каждый раз приобретают новое, необыкновенное звучание. Влияние Скарлатти отразилось на испанском клавирном искусстве, в основном через творчество композитора А. Солера, с которым Скарлатти тесно общался. Они оказали значительное влияние на развитие жанра клавирной (фортепианной) сонаты в XVIII в. в целом.

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что он сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Бёрни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано.

Большинство сонат Скарлатти имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной (старосонатной) формы – прием построения формы, когда каждая из двух частей сонаты, развивая одну тему, приходит в конце к новой тональности. Тональностью, в которой заканчивается первая часть, как правило, начинается вторая; в конце второй части развитие опять приводит к первоначальной тональности. Исследователь творчества Скарлатти Ральф Киркпатрик называл этот прием «крестом» («the crux»), иногда этот прием подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является новатором в области метроритма: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

На творчество Скарлатти заметно повлияла испанская народная музыка, что определило специфику его музыкального языка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. Отмечаются также использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно для его времени.

Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них – 20 опер, около 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 " Miserere", " Stabat mater")

Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Скотт Росс (англ. Scott Ross) записал все 555 сонат на 34 CD-дисках. Большинство из них исполнены на клавесине, но те сонаты, которые считаются музыковедами предназначенными для других инструментов, исполнены на орга́ не. Ссылка на сайт, откуда можно скачать все сонаты Скарлатти в исполнении Росса: https://intoclassics.net/news/2012-03-09-4197

Звукозаписывающая фирма Naxos выпустила все клавишные сонаты, исполненные на фортепиано разными исполнителями. Датский клавесинист Питер-Ян Белдер (дат. Pieter-Jan Belder) недавно завершил запись всех 555 сонат для фирмы Brilliant Classics. Все 555 сонат, исполненные на клавесине, органе и фортепиано музыкантом Ричардом Лейстером, выпущены фирмой Nimbus Records.

Из клавесинистов сонаты Скарлатти исполняли Ванда Ландовска, Густав Леонхардт, Пьер Антай, Ральф Киркпатрик. Киркпатрик также известен как исследователь творчества Скарлатти, опубликовавший собственную редакцию сонат мастера.

Владимир Горовиц записал сонаты си минор (К33), ля мажор (K39), ля минор (К54), ре мажор (К96), фа мажор (К525), фа минор (К466), соль мажор (K146), ре мажор (К96), ми мажор (К162), фа-бемоль мажор (К474), ми минор (К198), ре мажор (К491) и фа минор (К481). Они были исполнены не на клавесине, а на современном рояле фирмы Стейнвей. Исполнение Горовица, пианиста, репертуар которого составляли в основном произведения эпохи романтизма, вызвало множество споров и дискуссий. Также на рояле Горовиц сделал запись сонат Клементи. Перед записью Скарлатти он консультировался с Ральфом Киркпатриком.

Из пианистов сонаты Скарлатти записывали также Марта Аргерих, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти, Михаил Плетнев, Эмиль Гилельс, Клара Хаскил, Мюррей Перайя, Николай Демиденко, Андраш Шифф, Кристиан Захариас (Christian Zacharias) и Иво Погорелич. Большую ценность представляет запись некоторых сонат в исполнении Белы Бартока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГЛАВА 3. Блейк не собирался запрыгивать на нее в следующий раз, когда она подойдет | Полублеф




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.