Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Лекция






Индуизм — ведущая народностно-национальная религия современной Индии (ее исповедуют 83% населения). Последователи индуизма проживают также в Пакистане, Бангладеш, Непале, Республике Шри-Ланка и в других странах, где проживают выходцы из Индии. Сложился индуизм в IV—VI вв. на основе прежде существовавших религий ведизма и брахманизма, жизненных принципов, моральных и социальных норм и ценностей, философских доктрин, племенных верований и обрядов, мифологических представлений и ритуалов, преданий, праздников народов Древней Индии. Именно поэтому индуизм воспринимается верующими не только как религия, а скорее как неизбежный жизненный путь.

Источниками вероучения индуизма являются древние священные книги индусов под общим названием Веды (санскр.— высшее, священное знание), в которые включены всевозможные материалы не только мифологического характера, но и предания, гимны богам, правила жертвоприношения. Веды делятся на четыре сборника: самая древняя — Ригведа (веда гимнов), отражающая разложение первобытнообщинного строя, затем Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношения), Ахтарваведа (веда заклинаний). С течением времени веды претерпевают существенные изменения, но в своей основе они отражают религиозно-социальную жизнь арийских племен далекого прошлого. Создание первых трех вед принято относить к 2000 — 1500 гг. до н. э. Четвертая создана значительно позже.

Индуизм не может быть понят без обращения к его основным учениям. Выделим следующие.

Во-первых, учение о богах. Оно стоит на позиции политеизма (многобожия). В индуистском пантеоне насчитывается 3333 бога. Во главе их стоит троица, или Тримурти: Брахма — бог-творец, Вишну — бог-хранитель, Шива — бог-разрушитель и создатель. Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву. В зависимости от объекта поклонения различают два основных направления в индуизме — вишнуизм и шиваизм. Шиваизм в свою очередь породил шактиизм, где на первое место поставлен культ богини Шакти. Важную роль в индуизме (в особенности в вишнуизме) играет представление об аватарах, то есть о периодических воплощениях Вишну в местных богах, человеке и животных. Аватарой Вишну считается, например, Будда, Кришна и др. Каждому из основных богов индуистского пантеона посвящены храмы, которых в Индии тысячи.

Во-вторых, учение о высшей основе бытия. Такой основой провозглашается мировой дух - Брахман. Конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией, игрой Брахмана. Поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями.

В-третьих, учение о сансаре (буквально — «перерождение», «переход через различные состояния»). Это учение о текучести и непостоянстве всего существующего, о неизбежных страданиях существ в земной жизни и переселении душ умерших в новую телесную оболочку. Высшей религиозной целью считается освобождение из круговорота сансары, выход за границы чередования смертей и рождений — мокша (нирвана). В индуизме освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождественности атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

В-четвертых, учение о карме (санскр. букв. — действие, обязанность, деятельность). В соответствии с этим учением все действия человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. В силу кармы человек, если он был праведником, перерождается в более благородного человека, а если грешником — в низкого человека и даже в животное или насекомое. Учение кармы поэтому тесно связано с идеей сансары.

В-пятых, учение о дхарме. Дхарма — это некая безликая закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом. Мир представляет собой не случайное, хаотичное соединение вещей и явлений, а универсальный космический порядок. Позднее этому учению было предано этическое звучание. Дхарма стала пониматься как долг — совокупность религиозных и общественных обязанностей, различных для разных сословий и каст. Соблюдение дхармы оценивается как добродетель, нарушение ее — как грех. Другими словами, в этом учении проводится идея о божественности кастового деления индийского общества, о неравенстве людей перед богом.

Таковы основные положения вероучения индуизма. Несмотря на наличие ряда общепризнанных учений и норм, индуизм никогда не имел более или менее стройной или однозначной системы взглядов, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «Священного Писания», централизованной церковной организации, назначаемого и управляемого ею духовного клира.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например река Ганг в районе Варанаси) и главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарем главой семьи.

Из древнего брахманизма выделилась и религия — джайнизм. Она возникла в VI—V вв. до н. э. Согласно легендам основателем джайнизма был пророк Вардхамана, получивший впоследствии имя Махавира («Великий герой»). До тридцати лет он вел жизнь мирянина, но затем, раздав все свое имущество, стал отшельником и аскетом, снискал известность как Джин, то есть победитель страстей, отсюда название религии. Джайнизм не выходил за пределы Индии. В III в. до н. э. в нем проявляются две секты: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух»). Приверженцы первой секты носили белую одежду, а приверженцы второй секты ходили раздетыми в подражание Махавиру.

Ядром джайнистской литературы является Сиддханта (Агама) — канон шветамбаров, составленный в конце IV в. до н. э. и приобретший окончательную форму через девять столетий после времени жизни Вардхаманы. Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившихся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения.

Джайнизм отрицает существование единого Бога как творца и хранителя мирового порядка. Как идеалам и божествам, обладающим всеведением и всемогуществом, джайны поклоняются 24 полумифическим пророкам, последним из которых был Вардхамана Признавая материю и дух двумя извечно существующими началами и отдавая предпочтение второму, джайнизм развивает учение о множестве вечных душ, которых столько, сколько живых существ (даже больше, так как джайны считают одушевленными неодушевленные предметы). В связи с этим джайны придают большое значение ахимсе — непричинению вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других.

В человеке джайнизм различает две сущности — материальную (тело) и духовную (душу). Первая, по его учению, смертна, а душа, которая, находясь в какой-либо телесной оболочке, лишь сосуществует с нею, вечна и поочередно обитает во многих различных телах, причем может развиваться и изменяться. В соответствии с учением джайнизма страсти и желания, испытанные человеком в прошлых существованиях, держат душу в оковах, и человек, чтобы его душа достигла полного блаженства, должен путем лишений и праведной жизни освободить ее от страстей. Спасение души рассматривается как смысл человеческой жизни. Для этого необходимо верить в пророков, понимать их учение и строго придерживаться установленных ими правил, и тем самым самосовершенствоваться.

Джайнизм сохранился в Индии (главным образом в западных районах) до наших дней. Его исповедует меньше 1% население страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.