Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание информационных агентств






Важным этапом в деле коммуникационных новаций стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность с «бюро переводов Гаваса», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики.

Гавас (Havas) Шарль-Луи (5.07.1783-21.05.1858) - основатель первого в мире информационного агентства. Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству, которые после падения Императора не смог вернуть и оказался на грани разорения. Тогда Гавас решил использовать своё хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания.

В 1853 году почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 года. В 1944 году на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

В дальнейшем информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания. Для быстрого получения информации агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту. Офис Гаваса располагался на одной улице с главным парижским почтамтом, что ускоряло возможность быстрой отправки почты. Именно в агентстве Гаваса получили первые навыки работы будущие основатели собственных информационных агентств - Бернхард Вольф и Питер Юлиус Ройтер.

Вольф был вторым сыном еврейского берлинского банкира. В конце 1848 года Вольф, на средства выделенные отцом, открыл собственное агентство, получив должность исполнительного директора берлинской газеты «Nationale Zeitung». Он подключил к редакции телеграф и стал помещать в газете короткие сообщения из Лондона и Франкфурта, полученные по новому средству связи. Цена на услуги телеграфной связи была высокой, а потому Вольф заключил договор с издателями других газет и частными лицами о продаже им биржевых новостей, полученных из Парижа, Лондона, Штеттина, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне. Так возникло «Telegrafisches Korrespondenzbuero (В. Wolf)» («Телеграфное корреспондентское бюро (Б. Вольф)»).

Вначале передаваемые новости были только биржевыми, но вскоре стали дополняться и новостями политическими. В 1847 году был изобретён телеграф. Впервые стало возможным передавать информацию на большие расстояния с огромной скоростью. Когда была чётко налажена телеграфная связь между немецкими городами и Веной, то Вольф усилил бюро новостей службой внутриполитической информации.

21 июля 1816 года в семье кассельского раввина Самуэля Леви Йошафата и его жены Бетти родился третий сын. Его назвали Исраэлем Бер-Йошафатом. Отец умер, когда мальчику исполнилось 13 лет, и он вынужден был прервать обучение в школе и перейти в торговое училище. Вскоре старшая сестра забрала его к себе в Гёттинген, где Израэль учится банковскому делу в банке, принадлежащем мужу сестры. Умный и энергичный юноша не видит для себя перспектив в Гёттингене и в 1840 году переезжает в Берлин, где вместе с партнёром открывает небольшое издательство и книжный магазин. Вскоре он знакомится с дочерью берлинского банкира Идой Магнус. Для того чтобы упрочить своё положение в обществе, Исраэль принимает решение перейти в христианство. Еврейская община Берлина в те времена относилась к этому весьма лояльно. В октябре 1845 года Исраэль становится лютеранином и получает новое имя и фамилию - Пауль Юлиус Ройтер. А в ноябре новоявленный Пауль женится на Иде Магнус, которая сразу же становится помощницей во всех его делах. Они симпатизируют демократическому движению - предтече революции 1848 года Пауль всё больше пропадает в столичных редакциях, заводит там новые знакомства и сам пишет заметки и сообщения во многие либеральные издания. Ряд его политических памфлетов вызвал резко враждебную реакцию, и молодая семья вынуждена была срочно покинуть Берлин. В конце 1848 году они перебираются в Париж, где Ройтер надеется найти работу в качестве журналиста.

В начале 1849 года Ройтер, пользуясь отсутствием в Париже налога на печать, основал газетный листок, представлявший собрание всякого рода новостей - от светской хроники до биржевых сводок. Жена Ройтера переводила информацию с французского языка на немецкий, и газета рассылалась подписчикам в Германию. Идея была хороша, но в финансовом отношении проигрышна. Газета была закрыта за долги, но это обстоятельство не обескуражило Ройтера. Затем он перебрался в Германию в город Аахен (столица империи Карла Великого 9 века), который в силу своего географического положения являлся важнейшим «коммуникационным перекрёстком» между Бельгией, Нидерландами и Германией. В этом городе Ройтер открыл свою первую информационную контору.

Большие перспективы в развитии информационного рынка Ройтер видел в Англии, но договориться с главным редактором газеты «The Times», который видел в немце еврейского происхождения агента иностранной разведки, не удалось. К тому же «The Times» имела свою сеть корреспондентов практически по всей Европе, в США, Китае, Индии и на Ближнем Востоке. И всё же летом 1851 года Питер Юлиус Ройтер переехал в Англию, чтобы стать Джулиусом Рейтером и основать 4 октября того же года компанию под названием «Подводный телеграф».

Офис новой компании Рейтер расположился в одном из зданий Лондонской фондовой биржи, курируемой Ротшильдами. Агентство Рейтера, пользуясь услугами телеграфного кабеля, проложенного через пролив Па-де-Кале, дважды в день снабжала биржевиков и торговцев самой свежей информацией о ценах и котировках. Финансовая империя Ротшильдов подписала контракт с Рейтером, став главным финансовым спонсором нового агентства.

Деньги Ротшильдов сделали своё дело. Уже к началу 1860-х гг. Джулиус Рейтер приобрёл огромное влияние: сеть офисов агентства Рейтер покрывает весь мир. Правительство Ганновера даёт Рейтеру разрешение проложить между «английским и ганноверским берегами» кабель, который затем продлевается до самой российской границы. А в 1862 году, когда телеграфные линии проложили через Уральский хребет к Тюмени, Рейтер организовал там конную курьерскую службу для доставки сообщений из Пекина. Прокладка Сайрусом Филдом телеграфного кабеля между Северной Америкой и Европой, осуществлённая в 1866 году, открывала перед агентством Рейтер новые возможности. Его американское бюро стало значительно оперативнее доставлять сообщения в Лондон. В настоящее время в агентстве более 16 тыс. сотрудников, передающих информацию из 157 стран мира. Сбор новостей и их редактирование осуществляется на 25 языках. Агентство Рейтер объединяет около 2000 журналистов, фотографов и операторов и значится вторым в списке самых влиятельнейших агентств мира.

Чтобы конкурентная борьба не выходила за цивилизованные рамки, в 1870 года все три агентства подписали Картельный договор, распределив сферы влияния. Согласно этому договору Рейтер распространял свою информацию в Великобритании и Восточной Азии, Гавас - во франкоязычных странах, а Вольф - в Северной и Восточной Европе, в Германской империи и её колониях.

В мае 1848 года десять представителей шести ведущих газет Нью-Йорка собрались, чтобы обсудить возможность уменьшения расходов на получение новостей в связи с появлением телеграфа. Затем последовала долгая серия переговоров и в результате состоялась историческая встреча, приведшая к созданию корпоративного объединения газет под названием «Associated Press of New York», а в дальнейшем просто «Associated Press» («Ассошиэйтед Пресс»).

Первоначальная идея этой ассоциации заключалась в совместном несении расходов по содержанию парохода, выходившего из Бостона встречать корабли, прибывавшие из Европы в Галифакс (Новая Шотландия, Канада). Совместно оплачивались расходы по передаче полученных новостей телеграфом из Бостона в Нью-Йорк. Между Бостоном и Нью-Йорком уже существовала телеграфная линия, поэтому расходы на получение информации из Европы действительно сокращались. Совместно оплачивались и услуги телеграфа. Через год в Галифакс была проложена телеграфная линия и, соответственно, было открыто первое бюро «Associated Press».

Полученные новости становились ходовым товаром, который можно было продавать другим газетам. Так возникло первое американское информационное агентство «Associated Press», получающее финансовую выгоду от продажи новостей различным средствам массовой информации. Сегодня - это крупнейшее агентство мира, со штатом более 100 тысяч человек.

В 1858 году был впервые использован межконтинентальный телеграфный кабель между Европой и Северной Америкой. Это дало толчок дальнейшему развитию телеграфных агентств.

Не менее важным технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, был телефон. Аппарат А. Белла, запатентованный им 10 марта 1870 года, оказался первой личной информационно-коммуникационной технологией. Это явилось предтечей глобальных средств передачи информации.

Русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 году. Извещение о его создании было опубликовано в газете «Биржевые ведомости», при которой уже 4 года действовало небольшое телеграфное бюро. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их. Первоначально РТА распространяло иностранную политическую информацию и коммерческие новости на территории страны организациям, редакциям газет и частным лицам. Вскоре оно стало собирать и распространять за границей через бюро Вольфа внутрироссийскую информацию. Это значительно облегчило получение сведений, особенно провинциальным газетам. Спустя шесть лет в 1872 году к первому телеграфному агентству в России прибавилось Международное телеграфное агентство, а в 1882 году возникло Северное телеграфное агентство. Первое общероссийское телеграфное агентство было создано в 1894 году. Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Телеграфные агентства снабжали своей информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы. Тем не менее, факт появления информационных агентств свидетельствует об усовершенствовании газетного дела в целом.

Русско-японская война 1904-1905 годов вынудила правительство России пойти на создание государственного Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПТА), организованного в 1904 году, так большинство российских СМИ проводили антиправительственную информационную политику. Дело дошло до того, что российские либералы слали поздравительные телеграммы японскому императору по поводу взятия Порт-Артура и гибели русского крейсера «Варяг».

ИТАР-ТАСС ведёт свою историю именно от СПТА. В 1912 году оно было переименовано в Петербургское телеграфное агентство (ПТА) и перешло в ведение Совета министров, а с 1915 года стало именоваться Петроградским. Петербургское телеграфное агентство имело свыше 200 корреспондентов в России и за границей и активно снабжало печать России информацией о внутренней и международной жизни. После Великой октябрьской социалистической революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года ПТА было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. В связи с тем, что большинство агентов ПТА заняли антисоветскую позицию, они были заменены особоуполномоченными местных Советов, которые получали инструкции от комиссара ПТА Старка. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА.

7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путём присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все советские информационные агентства (информационное бюро НКИД, коммерческие телеграфные агентства). Его основной задачей было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны. В 1919 года у РОСТА было уже 42 корреспондентских пункта на территории России, а в 1922 - уже 477. В агентстве было 10 отделов, среди них: литературный, агитационный, инструкторский, художественно-фотографический. Довольно быстро была создана корреспондентская сеть. Кроме того, действовали отделения за рубежом: в Берлине, Тегеране, Будапеште, Вене, Стокгольме и Осло. Тем не менее, корреспондентов советской печати за границей было мало. В некоторых редакциях международной информацией занимались филологи, врачи, неудавшиеся дипломаты, банковские деятели дореволюционного времени. Информация же из-за границы преимущественно поступала от зарубежных телеграфных агентств.

РОСТА стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности многочисленных агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые «Окна РОСТА» (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919-1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. При этом корреспондентам рекомендовалось вести работу, как сказал Ленин, по «созданию такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы политическими пикантностями и пустяками, а именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьёзно изучать их».

В первое время своего существования РОСТА, помимо своей непосредственно информационной деятельности, занималось и распространением периодических изданий.

С созданием в 1919 году Центропечати (позднее она была преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли. После окончания гражданской войны агентство несколько раз меняло ведомственную принадлежность: в декабре 1920 года РОСТА было подчинено Главполитпросвету, в сентябре 1922 года - передано ВЦИК, в 1925 году - подчинено СНК РСФСР, а в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС), переименованному в 1992 году в ИТАР-ТАСС.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)

По классификации ЮНЕСКО, ИТАР-ТАСС на сегодняшний день является четвёртым по величине и влиятельности, после Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) мировым информационным агентством. На современном этапе ИТАР-ТАСС имеет несколько специализированных подразделений, предлагающих потребителям широкий спектр информационных услуг: служба новостей и её тематические отделы - сбор текущей информации по всем сферам деятельности; агентства международной, экономической и спортивной информации, которые действуют самостоятельно; справочная служба, фотослужба, рекламный и коммерческий центры.

Позитивным моментом в плане информационного воздействия на зарубежную аудиторию является наличие в структуре новостных продуктов ИТАР-ТАСС специальных пакетов новостей для иностранных представительств, властных структуру и политических партий, административных органов, насыщаемых, помимо прочего, и сообщениями, интересными a priore для данной аудитории. Тем самым, ИТАР-ТАСС несколько закрывает ту зияющую брешь, которая образовалась с падением централизованной системы внешнеполитической пропаганды времён СССР в информировании иностранной аудитории и официальных структур о событиях в России и о реакции России на важнейшие мировые события, а также в обеспечении российских властных «горячей» информацией о важнейших мировых событиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.