Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Застенчивые






Как отмечает Ф, Зимбардо (1991), застенчивость — понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Он от­мечает, что первое письменное употребление данного слова отмечено в написан­ном около 1000 года н. э. англосаксонском стихотворении в значении “легкий испуг”. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в при­сутствии других людей. В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в об­щении, в поведении. По данным В. Джонса и Б, Карпентера (1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, нe умею­щих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество.

Застенчивость — распространенное явление. По данным Ф. Зимбардо, 80 % опро­шенных им американцев ответили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивыми. Примерно четверть опрошенных отнесли себя к хронически застен­чивым. По данным В. Н. Куницыной(1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %.

Степень застенчивости различается у представителей разных культур. У японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо боль­ше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.

Генезис застенчивости. О врожденности застенчивости в конце XIX века писал лондонский врач Г, Кэмпбелл (1896). Однако и в наше время Р. Кэттелл (Cattell, 1946) рассматривает застенчивость как биологически обусловленную чер­ту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он утверждает, что застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и вследствие этого особенно уязвимы для социального стресса. Дж. Чнк (1984) также полагает, что около 40 % людей застенчивы от природы. У робких людей имеется опре­деленная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

Д. Дэниелс и Р. Пломин (Daniels, Plutnin, 1985) считают, что застенчивость опре­деляется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали при­емных детей в возрасте от года до двух лет с их родными родителями и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях с их родителями. В обычных семьях застенчивость ребенка оказалась б прямой связи с низкой общи­тельностью и интровертированностью матери. То же наблюдалось и в семьях с при­емными детьми, только в меньшей степени. Эта разница говорит в пользу социаль­ного фактора. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилась тесная связь их застенчивости с интровертированностью их родных матерей, что свидетельствует о ноли наследственности.

В работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается с отклоне­ниями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Суперэго. Д. Каплан (Kaplan, 1972), например, расценивает застенчивости как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он полагает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т. е. к ярким и продолжительным мечтаниям — “снам наяву”). Но, как справедливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной застенчивости.

Трудности изучения генеза застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение — к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином “застенчивость”, а говорят о феномене поведенческого торможения (Kagan, Reznick, Snidmann, 1984). Показано, что этот феномен устойчиво проявляется на протяжении многих лет детства — с 21 месяца до пяти с половиной лет.

 

Особенности личности застенчивых. У застенчивых людей часто встречается са-мосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (1979) нашли, что застенчивые 'обладают меньшей экстравертированностыо, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не застенчивые люди, У мужчин застенчивость коррелирует с нейротизмом. У женщин эта связь была только у тех застенчивых, которые склонны к “самокопанию”. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.

У субъектов с выраженной застенчивостью чаще встречаются типологические особенности проявления свойств нервной системы, присущие трусливым: слабая нервная система (в 66% случаев), подвижность торможения (в 77 % случаев) и преобладание торможения по “внешне­му” балансу. Поэтому застенчивость больше всего была выражена у лиц, склонных к демократическому стилю руководства: чаше всего этот стиль присущ лицам с типологическими особен­ностями проявления свойств нервной системы, указанными выше.

Н. В. Шингаева (1998) выявила целый комплекс личностных особенностей за­стенчивых подростков, Различия между застенчивыми и “свободными в общении” выявились но параметрам (р'^0, 01) экстраверсии—интроверсии, общительности. уравновешенности, личностностной тревожности, сенситивности к отвержению, це­леустремленности, решительности; по параметрам (р < 0, 05) депрессивности, реак­тивной агрессивности, эмоциональной лабильности, реактивной тревожности, тен­денции к присоединению, инициативности—самостоятельности, настойчивости, вы­держке. Это позволило описать их психологический портрет.

Застенчивые часто погружены в себя, не общительны. Им легче общаться с млад­шими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации по пассивно-оборони­тельному типу. Мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре вни­мания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством и мнительностью. В состоянии высокой тревоги не могут сконцентрировать внимание. Нерешительны, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решение. Испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола.

Вопреки распространенному мнению о низкой самооценке себя как личности у застенчивых, Л. Н, Галигузова (2000) этого не выявила; застенчивые дети по само­оценке не отличались от незастенчивых.

 

Особенности общения застенчивых. Общение застенчивого человека подробно описано В, Н. Куницыной и Е, Н. Бойцовой (1983).

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко всту­пает в общий разговор, еще реже начинает разговор сам. При беседе ведет себя не­ловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда больше слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спо­рить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно.

Застенчивого трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, его ответы обычно односложны. Застенчивый человек часто не может подо­брать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему - теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику или шутку; за­стенчивому общение нередко бывает в тягость. Таким людям сложно принимать ре­шения.

Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, и это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству, невозможности создать семью. Напряжение, испытываемое застенчивым при обще­нии с людьми, может привести к развитию неврозов.

 

Негативные последствия застенчивости. Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.

1) застенчивость способствует социальной изоляции и ген самым пол­ностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональ­ной) поддержки,

2) человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях вследствие неразвитости навыков социального взаимодействия.

3) не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных индивидах, не подозревая о том. что другие люди также могут испытывать смущение. Вследствие подобной неосведомленности у них складывается неправильное представление о своем социальном поведении.

4) застенчивость не дает возможность другим людям положительно оценить достоинства застенчивого. Дело в том, что смущение застенчивого человека не всегда распознается сторонними наблюдателями, особенно когда застечивый стре­мится компенсировать свою стеснительность развязностью, напористостью, шумным поведением (особенно это характерно для лиц мужского пола). Иногда смущение расценивается как замкнутость, отчужденность, высокомерие, зазнайство, а застен­чивость подростков взрослые часто принимают за скрытность. Правда, застенчивость и, в частности, — стыдливость может восприниматься другими и как положительное качество человека, например как привлекательная скромность.

5) застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать свое мне­ние и отстаивать свои права.

6) застенчивость, как правило, сопровождается негативными пережива­ниями одиночества, тревожности и депрессии, она усугубляет чрезмерную сосредо­точенность на себе и своем поведении, т. е. является душевным недугом, калечащим человека.

 

Возрастные особенности застенчивости. Различают возрастную застенчивость, которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. За­стенчивость особенно резко проявляется в юности. П. Пилконис и ф. Зимбарди сре­ди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей нашли 42 % застенчивых, причем раз­личий между мальчиками и девочками по частоте ее проявления tie было. Ни уже в 7-8-х классах их количество возросло до 54 %, причем за счет девочек.

Детская застенчивость — преходящее явление, исчезающее вместе с появлением опыта контактов, что было доказано в ряде психолого-педагогических экспериментов.

Т. М. Сорокина (1977) учила в течение двух месяцев (50 непродолжительных встреч с интервалами в один-два дня) робких, застенчивых детей второго года жизни “деловому общению” в присутствии посторонних взрослых, На первом этане она вступала с детьми в эмоциональный контакт — брала их на руки, ласкала, улыбалась, а когда ребенок смелел — прижимала к себе, сажала на колени- На втором этапе она с ребенком на коленях показывала ему заводные игрушки и добивалась того, что он начинал сопереживать ей, а потом и сам активно делился с нею своими переживани­ями от ярких и красочных впечатлений. В конце концов ребенок преодолевал свою робость и научался обращаться к взрослому уже главным образом по деловым во­просам и не ограничивался тем, что льнул к нему. Менялись в лучшую сторону и эмо­циональные характеристики его поведения: чаще появлялись положительные эмо­ции и реже — отрицательные, практически исчезали конфликтные эмоции.

 

В то же время данные Л.Н. Галигузовой (2000) дают основание говорить о сензитивном периоде застенчивости. Застенчивость слабее всего проявлялась у четырехлетних детей, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам. Существенно и то, что после четырех лет расширяется сфера проявления за­стенчивости; если в четыре года ребенок проявлял застенчивость только в одной фир­ме общения, то после четырех лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах.

Галигузовой выявлены четыре основные причины застенчивого поведения до­школьников,

Первая и наиболее распространенная — отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности. У застенчивых детей имеется обостренное ожидание и восприятие оценки. Интересен тот факт, что с возрастом формируется парадоксальное отноше­ние к похвале взрослого: его одобрение вызывает не только радость, но и смущение.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действи­ям независимо от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво, если ожидает неуспех в деятельности. Он робко смотрит на взрослого, не решаясь попросить по­мощи. Смущение, сочетающееся с гордостью, может появиться и при успешном ре­шении задачи.

Третья причина — общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверен­ности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания,

Четвертая причина — отражает потребность застенчивых детей оградить внутрен­нее пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в ю же время желания общаться со взрослым.

Особую специфику приобретает застенчивость у 15—17-летних юношей и девушек в период общения их друг с другом. 13. Заззо (1966) выявила, что в ответ на вопрос “В общении с кем вы чувствуете себя более уверенно? указали на свер­стников противоположного пола только 8 % опрошенных (для сравнения: ответ, что чувствуют себя наиболее уверенно со сверстниками своего пола дали 30 % опрошен­ных). Интересно, что при общении с чужими взрослыми уровень застенчивости у них почти такой же, как и при общении со сверстниками противоположного пола (чув­ствуют себя уверенно только 10% опрошенных).

 

Беззастенчивые — это чрезмерно свободные в общении, общительные до навяз­чивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бесстыдными. Среди студентов и школьников, по данным В. Н. Куницыной, их 13%. Это экстравертированные, эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюризму люди. Они высоко конфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаше встречается среди мужчин, чем среди женщин. Характерно, что среди представите­лей ряда обследованных Куницыной профессий (учителя, бухгалтеры, экономисты, директора предприятий, таксисты) беззастенчивые оказались только среди таксистов.

Куницына выделяет пять типов (групп) беззастенчивых.

Первая группа — высокотемпераментные люди, импульсивные, отсутствует кон­троль над словами,

Вторая группа — плохо воспитанные люди, а также ориентированные на само­утверждение. Они могут прервать разговор, не извинившись, у них нет чувства меры и такта, экстравагантны.

Третья группа — возбудимые психопаты, истсроидные личности, эгоцентричные. бесцеремонные и навязчивые до хамства.

Четвертая группа — люди морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в са­мом худшем смысле слова, Самовлюбленные и наглые, хотя внешне вежливые. Под­халимы по отношению к старшим и грубы с младшими.

Пятая группа — неадекватно адаптированные застенчивые; это те, кто, пытаясь преодолеть свою застенчивость, впадает в другую крайность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.