Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции спроса и предложения. Модель спроса и предложения. Излишек производителей и выгода потребителей.
Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы. Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке. Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса. Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T), (10.1) Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить: Qda= f(Pa).(10.2) Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).
Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано. Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N), (10.3) Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена. Qsa = f (Pa). (10.4) Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график (рис. 10.2).
Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются. Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие. Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся) (рис. 10.3). Рис. 10.3. Рыночное равновесие Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.
|