Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жанр клавирной сюиты ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Свое происхождение сюитА, как и вариации, ведет от музыки городского быта, домашних музыкальных развлечений; по-видимому, в этом заключаются причины некоторых специфических жанровых особенностей сюиты. Название сюита происходит от французского слова suite, что значит «следование», «последование», или partie (ит. partita) – «состоящая из частей». Сюита представляет собой циклическую композицию, которая образуется из нескольких следующих в определенном порядке частей, каждая из которых обладает замкнутой формой и законченностью замысла. Все номера сюиты объединяются общей тональностью. Отличие сюиты от других циклических построений (например, сонаты) в том, что ее основу составляют танцы, контрастные по движению и характеру. Спокойному движению противопоставляется оживленное, медленному – быстрое. В процессе формирования и отбора наиболее типичных танцевальных ритмических формул к середине XVII века определилась схема сюиты, которой стали придерживаться большинство композиторов, в том числе Г. Ф. Гендель и И. С. Бах. Четыре танца составляют стержень старинной сюиты: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Аллеманда (фр. allemande, «немецкая») – несколько тяжеловесный четырехдольный танец в спокойно-умеренном движении, серьезного характера. Изложение его часто бывает полифоническое. Аллеманда как танец была известна уже с начала XVI века. Претерпев значительную эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII столетия. Аллемандой начинается большинство сюит. Куpанта (фр. courante, «бегущая») − оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции. Сарабанда (исп. zarabanda) – танец испано-мавританского происхождения, связана с религиозно-обрядовой музыкой. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. В литературе вcтречается образное выражение − «смерть танцует сарабанду». Это танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения; трехдольная метрика в нем имеет склонность к удлинению второй доли. Жига (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) – быстрый старинный британский танец кельтского происхождения, самая быстрая часть барочной сюиты. Стремительность движения определила положение этой пьесы в сюитном цикле: на нее возлагаются функции финальной части. Трехдольный размер жиги (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) нередко переходит в триольность; излагается материал часто в фугированном, полифоническом стиле. Кроме названий четырех частей, обязательных для сюиты, дополнительно вводились и другие танцы преимущественно французского происхождения: гавот, менуэт, бурре, паспье, полонез, мюзетт. Иногда танцевальным пьесам противопоставлялась ария (Air) лирического характера и нетанцевального ритма, вставлялись также программные пьесы различного содержания. Группа пьес, помещенных между сарабандой и жигой, получила название «интермеццо». Название подчеркивает их вставной характер.
Ещё почитать: https://musike.ru/index.php? id=4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Струнные_клавишные_музыкальные_инструменты#.D0.A1.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 [1] См. https://maykapar.ru/articles/kartiny.shtml и https://www.clavecins.ru/c_fl_1m.html [2] Название инструмента происходит от английского слова virgin (девушка)
|